Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетикой, генетикой и другими "продажными девками империализма", — просто основательно забытое старое, поэтому и рассматривать сей предмет надлежит в русле мировой тенденции, а не отдельно от нее. Как и в других европейских метрополиях, в России развитие юридической этнологии, а позднее и юридической антропологии во многом стимулировалось колонизацией1 Кавказа, Сибири, Средней Азии. Принятое в рамках начатой Сперанским широкомасштабной правовой реформы Уложение 1822 г. об управлении инородцами предусматривало сохранение за покоренными народами ("инородцами") как традиционных форм самоуправления, так и многих обычаев и собственных судов. Подобно предпринятому в Индии составлению каталогов народов, религий и каст, в России ведется поощряемая наместниками и губернаторами работа по описанию и классификации как самих "инородцев", так и их правовых обычаев2. Уже с 40-х гг. XIX в. ведутся систематические исследования народов Сибири, общие описательные и этнографические работы3 чередуются с анализом особенностей пра- 1 Тем, кто по тем или иным соображениям отвергает этот термин, 2 Родоначальником здесь выступил И. Э. Фишер, издавший в 1777 г. не ! См.: Горохов А. Краткое этнографическое описание Бийских или Алтайских калмыков // Журнал министерства внутренних дел. 1840. Т. XXXVIII. Кн. 10. С. 201—228; Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891; Он же. Об алтайских и черневых татарах. СПб., 1881; Вербицкий В. И. Алтайские инородцы // Сб. этнографических статей и исследований. М., 1893; Серошевский Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. СПб., 1896.
82 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки вового быта сибирских народов1, их общинной организации2. Создание в 1845 г. Императорского Русского географического общества с мощным этнографическим отделением способствовало целенаправленному изучению народов России. С 1850 г. стала реализовываться программа изучения населения России, составленная РГО и разосланная во все его губернские отделения. Программа содержала детальный вопросник, по которому составлялись научные отчеты, содержащие несколько разделов. К концу XIX в. Обществом был накоплен и издан имеющий и по сей день огромную научную ценность материал о народах России. Большое внимание официальной этнографии и антропологии уделяется народам Туркестана, как часто называли тогда Среднюю Азию, где особенно остро стояла проблема совместимости национальных культур, религий с задачами российской колонизации3. Был взят курс на сохранение традиционных структур в бытовой сфере и на повышение уровня образования населения4. В рамках программы РГО и вне ее также активно исследуются и Закавказье, особое внимание уделяется обычному праву его народов5. Характерно, что уже тогда многие авто- 1 См.: Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. 2 См.: Мойное Н. Н. Некоторые данные о тунгусах Якутскбго края. Иркутск,
л См.: Кауфман К. П. Проект Всеподданнейшего отчета по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства (1867—1881). СПб., 1885. См. также: Костенко Л. Средняя Азия и водворение в ней русской государственности. СПб., 1870; Лога-нов Г. Россия в Средней Азии // Вопросы колонизации. Т. 4. СПб., 1908; Маркое Е. Россия в Средней Азии. СПб., 1901. 4 См.: Остроумов Я. К истории народного образования в Туркестанском крае. Ташкент, 1891. г> См.: Пфаф В. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1871; Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса. Вып. 1. 1882; Вып. 2. 1883; О правах высших горских сословий в Кубанской и Терской областях. Тифлис, 1885; Ткешелев М. Исследования по грузинскому праву. Вып. 1. Семейное право. М., 1890. Не желая перегружать библиографию потоком литературы по обычному праву, отсылаем к полезнейшему изданию: Обычное право народов России: Библиографический указатель 1890—1998 / Сост. и авт. вступ. ст. А. А. Никишенков; Сост. и ред. Ю. И. Семенов. М., 1998.
Глава 2. Традиции и современность в антропологии права ры вставали на позиции правового плюрализма, т. е. признания одновременного действия как норм права, исходящих от государства, так и норм обычного права народов, населяющих многонациональное и многоконфессиональное государство. Как исследователь обычного права народов Северного Кавказа начинал свою научную деятельность Максим Максимович Ковалевский, чья мировая известность не нуждается в представлении: достатоточно напомнить, что К. Маркс взялся за изучение русского языка с целью прочитать в подлиннике труд М. М. Ковалевского "Общинное земледелие, ход и последствия его разложения" и сделал подробный конспект этой работы1. Будучи ученым "широкого профиля" юристом, социологом, политологом, этнографом, Ковалевский искал в обычном праве объяснения механизмов формирования современного права, а в общинной организации - - прототип будущих демократических институтов. Подобно Ф. Боасу и Б. Малиновскому, и даже ранее их, он проводит комплексные полевые исследования обычаев, имущественных и социальных отношений у осетин и публикует результаты своих исследований, сразу же выдвинувшие его в ряд юристов-антропологов мировой величины2. Эти исследования позволяют Ковалевскому поднять теоретические вопросы формирования права как составной части социального бытия человека3.
Вообще следует отметить, что на рубеже XIX и XX вв. российская антропология права (тогда еще не было такого названия) развивалась преимущественно в русле истории права, частично - - социологии права. Таковы исследования марксиста Н. И. Зибера по феномену "братств" (по современной терминологии "мужских союзов" в рамках племенной организации) как института правовой социализации взросло- 1 См.: Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. 2 См.: Ковалевский М. М. Поземельные и сословные отношения у горцев ' См.: Ковалевский М. М. Первобытное право. Вып. 1—2. М., 1886; Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом: Опыт в области этнографии и истории права. СПб., 1905. Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки Глава 2. Традиции и современность в антропологии права
го населения, работы А. Стронина и К. Тахтарева по истории форм общественной организации (о них — речь впереди). Вместе с тем разрабатывались и проблемы возникновения правовых норм через систему запретов и разрешений, и здесь свое слово сказали М. Кулишер и А. Ефименко1. При этом российские исследователи строили свои теоретические концепции не только на материале древних обществ или экзотических народов, но и на отечественном материале. Д. Мейер считал обычаи славян первоисточником "юридического воззрения"2, а А. Павлов рассматривал формирование русского права как сплав народных обычаев с греко-латинским правом, пришедшим из Византии3. Вместе с тем под воздействием марксизма развивались и концепции феномена "права-власти", т. е. права как продукта борьбы различных групп (половых, возрастных, имущественных) за господство над всем обществом4.
"Социологическая струя" мощно пронизывает творчество юриста, принадлежавшего до эмиграции одновременно российской и польской интеллектуальной культуре, — Леона Петражицкого: по его концепции право действует не только там, где его фиксирует юриспруденция, но и в любом другом месте, где существуют личностные отношения и отношения подчинения5. Не был чистым социологом и Питирим Сорокин, другой российский ученый, получивший впоследствии мировую известность. Напомним, что по образованию П. Сорокин был 1 См.: Кулишер М. Борьба за существование и политический строй // 2 См.: Мейер Д. Русское гражданское право. СПб., 1861. 4 См.: Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869. 4 См.: Кулишер М. Указ, соч.; С. 77—106; Котляревский С. А. Право и 5 См.: Петражицкий Л. И. Теория права и государственности в связи с юристом и до отъезда успел издать труд, который смело можно отнести к жанру юридической антропологии, ибо, рассматривая проблемы преступления и наказания, он прежде всего анализирует само понятие "преступного" в сознании человека1. Примечательно, что книге было предпослано предисловие "самого" М. Ковалевского — своего рода напутствие-эстафета патриарха российской общественной науки молодому ученому, который, впрочем, заслужит впоследствии и ругань "самого" Ленина. Другой, не менее яркой и еще "более антропологичной" работой П. Сорокина был учебник по теории права, предназначенный для широкой аудитории и объясняющий ей, что такое право и как оно появилось2. В нем он анализирует все возможные социальные проявления права: право как правила поведения, как правила и нормы, преломленные в психике в виде правовых убеждений, наконец, как реализация этих убеждений в источниках права и различных институтах политической организации общества3.
Можно было бы еще долго продолжать обзор российской дореволюционной юриспруденции — сюжет весьма благодарный, поскольку в трудах Г. Ф. Шершеневича, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, многих других можно обнаружить россыпи блестящих теоретических положений, которые и сейчас могут быть восприняты отечественной антропологией права, а посему еще ждут своих исследователей. Нам же хотелось бы завершить этот обзор дореволюционного периода сведениями об университетском правовом образовании4. 1 См.: Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологи 2 См.: Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи ! См. тонкий анализ правовых идей П. Сорокина в работе: Графский В. Г. Право, мораль и политика в социологизированной юриспруденции П. А. Сорокина // Право и политика. 2000. № 2. С. 41—53. 4 Настоятельно рекомендуем прочитать: Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII — начало XX в.) // Государство и право. 2000. № 9. С. 81—89. 86 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки Согласно университетскому Уставу 1863 г. в число обязательных семи кафедр юридических факультетов была включена кафедра начала общенародного правоведения, на которой читались и курсы обычного права. По Уставу 1884 г. вводились новые кафедры: кафедра истории русского права и кафедра местных прав. Это давало прогрессивной профессуре возможность читать свои курсы обычного права и права народов, населяющих Российскую империю. Особняком от университетской правовой науки стоит творчество легендарного Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846—1888). Он не был лектором-педагогом, он был чистой воды путешественником-исследователем, сразу по окончании медицинских факультетов Лейпцигского и Йенс-кого университетов отправившимся в научные морские экспедиции на Канарские острова и к берегам Красного моря. Вернувшись в Россию, он путем колоссальных усилий добивается от Русского географического общества не только одобрения его программы исследований далекой Океании, но и разрешения отправиться туда на корвете "Витязь". Исследовательский замысел молодого ученого был грандиозен: это изучение физической географии и метеорологии, зоологические, антропологические и этнографические исследования. Последнее было для него особенно важной задачей, поскольку Миклухо-Маклай поставил себе целью доказать, что человечество независимо от расовых различий представляет собой один, единый вид, что первобытность состояния человека при внимательном рассмотрении не так уж проста и убога, как кажется европейскому путешественнику. (Заметим, что доказано это было Миклухо-Маклаем почти за век до структуралистских теоретических изысков об "универсальности" человеческого бытия.) Он был также убежден, что добиться уважения и доверия аборигенов можно только, отправившись к ним в одиночку, без всякого оружия: "Моя сила должна заключаться в спокойствии и терпении", — запишет он в дневнике. Была у Миклухо-Маклая еще одна задумка, о которой он поведал не сразу: увлекшись идеями Льва Толстого о переустройстве мира через переустройство самого человека,
Глава 2. Традиции и современность в антропологии права он задумал создать на островах Океании русскую вольную колонию1, что дало затем англичанам, с которыми он не раз входил в конфликт, защищая права аборигенов, основание посмертно обвинить его чуть ли не в намерении создать базу для российского военного флота. Из пяти томов сочинений Миклухо-Маклая2 наибольший интерес для нас представляет второй том, где собраны его заметки по антропологии и этнографии, а также том четвертый (письма), из которого следует, что он был не только ученым-гуманистом, но и человеком, выражаясь современным штампом, "с активной жизненной позицией", не отделявшим нравственности убеждений от нравственности поступков. Он, в частности, не раз выступал добровольным адвокатом по защите прав аборигенов на землю: "Земля целиком является собственностью различных общин, занимающихся возделыванием почвы в течение столетий. <„.> Туземцы не понимают абсолютного разлучения со своей землей" (письмо сэру Артуру Гордону, Верховному комиссару Великобритании в Западной Океании). Именно нравственная позиция ученого снискала ему симпатии Л. Н. Толстого, редко кого из ученых жаловавшего добрым словом. Печально, что впервые работы Миклухо-Маклая увидели свет через... 35 лет после его смерти, уже при Советской власти (спасибо ей за это)3, которая (власть) способствовала затем его популяризации и даже героизации. Не так ласкова оказалась новая власть к жившим ученым-антропологам. Нет, ни антропология, ни этнография не были запрещены в СССР, в отличие, скажем, от социологии 1 См.: Вольская Б. А. Проект Н. Н. Миклухо-Маклая о создании на ост 2 См.: Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. В 5 т. (6 книг). М.; Л., 1950—1954. ' См.: Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия / Отв. ред. Д. Н. Анучин. Т. 1. М., 1923. Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки Глава 2. Традиции и современность в антропологии права
или политической науки. Более того, были сохранены традиции и исследовательские центры, так как ленинско-сталин-ская национальная политика предполагала как подготовку национальных кадров, так и изучение культурного наследия народов многонационального государства. И в этом плане был достигнут впечатляющий прогресс. Не поощрялись, мягко говоря, "лишь" позитивные исследования по обычному праву, правам личности, т. е. то, что составляет сердцевину юридической антропологии. В обществе, строящем светлое будущее, должно было быть только одно, классовое право и единственным генератором его было государство, все остальное должно было рассматриваться как "пережитки" и "изживаться": жизнь общества контролируется нормами, личность практически не имеет возможности вмешиваться в правотворчество. Естественно, отпадает сама собой потребность в развитии юридической антропологии. Для нас тем не менее развитие антропологии и этногра-. фии советского периода интересно тем, что, несмотря на идеологические тиски, в которые была зажата вся общественная наука, не был утрачен общий высокий научный уровень исследований, сохранялись традиции комплексного, междисциплинарного подхода к изучаемым объектам, уточнялся понятийный аппарат, был накоплен огромный по объему эмпирический материал, были созданы большие исследовательские коллективы, выходила научная периодика1. Нам еще предстоит убедиться в том, что советские правоведы нередко использовали антропологический и этнографический материал в "снятом виде" и тем самым обогащали и свою науку. Ярчайшей личностью этого переходного периода был Владимир Германович Богораз (1865—1936). Уже двадцатилетним студентом Петербургского университета он подвергается аресту за революционную деятельность и ссылается в 1886 г. в Якутию, а затем на Колыму, где обнаруживает свое 1 Интересный "взгляд со стороны" на развитие советской антропологии и этнографии см. в работах Э. Геллнера: Gellner E. (ed.). Soviet and Western Anthropology. L.; N. Y., 1970; Idem. State and Society in Soviet Thought. L., 1990; Idem. Anthropology and Politics. Ch. X. "A Marxist Might-Have-Been". L., 1995. призвание ученого-антрополога и писателя. Уже первая его работа по чукотскому языку и фольклору1 привлекает внимание мирового научного сообщества и его труды переводятся за рубежом2. В 1900—1901 гг. Богораз вместе с Л. Штренбер-гом (1861—1927), специализировавшимся на изучении народности гиляков, участвует в Джезуповской северо-тихоокеанской экспедиции, организованной Ф. Боасом, широкомасштабном международном исследовательском проекте изучения народов Севера3. В ходе экспедиции Богораз собирает более 5 тыс. предметов быта чукчей, записывает около 450 текстов мифов, легенд, песен, шаманских заклинаний и даже производит фонозаписи громоздкой по тем временам аппаратурой, делает более 800 антропометрических замеров и лицевых муляжей. Свое исследование В. Богораз проводил для решения сразу нескольких исследовательских задач: выявления функционирования социальной организации чукчей, их ритуала и мифологии, лечебных свойств шаманизма. Международная известность В. Богораза не помешала тому, что по возвращении в Петербург, где он вновь с головой окунулся в революционную деятельность, он подвергается арестам в 1905 г., ссылается в Финляндию, откуда тайно наезжает в столицу. За годы вынужденной "отсидки" в ссылке он успевает проанализировать весь материал, касающийся шаманства и традиционных верований народов Севера, регулярно публикуется в журнале "Этнографическое обозрение" и за рубежом. Несмотря на то что В. Богораз не принял концепций исторического материализма, после революции он назначается профессором Петроградского университета, храните- 1 См.: Богораз В. Г. Материалы по изучению чукотского языка и фоль 2 См.: Bogoraz V. G. The Chukchi of Northeastern Asia // American ! Результатом вклада Богораза в этот проект стала публикация его известных работ "Чукчи" и "Мифология чукчей": The Chukchee. Jesup North Pacific Expedition. Memoir 7. American Museum of Natural History. N. Y., 1910; Chukche Mythology, Memoir 8. N. Y., 1913; The Eskimo of Siberia. N. Y., 1917. 4 «Антропология права» 190__ Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки лем Музея антропологии и этнографии, а в 1925 г. и директором создававшегося Института народов Севера. Оставшуюся жизнь он посвящает подготовке десятков комплексных экспедиций в районы Севера, участвует лично в переписях населения, создании сотен "очагов культуры" (школ, клубов) и даже в создании первых кооперативов, ничего общего не имевших с колхозами. Им публикуются учебники, словари, сборники фольклора и памятников исторической мысли. Иногда он берется за перо и для написания научных трудов1. Период 20—30-х гг. интересен для нас тем, что, несмотря на навязанную общественным наукам догматичность, ее лучшие представители не оставляли попыток переосмыслить знания о человеческом социуме. Многие талантливые ученые "ушли" в древность и в этнографию, поскольку там не надо было особенно активно демонстрировать "партийность" науки, а можно было заниматься серьезными научными исследованиями2. Этот период интересен и тем, что в работах отечественных исследователей все чаще используется междисциплинарный подход, когда исследователю становится тесно в рамках одной науки и узкой специализации. С середины 50-х гг., времен идеологической "оттепели", этот подход заявлят о себе в полный голос. Особое место в возродившейся в 50-е гг. этнологии права заняло исследование обычного права народов России. Развитие национальных культур в послевоенный период, реабилитация в годы "оттепели" народных обычаев и традиций объективно способствовали развитию теоретических положений, подкрепленных новыми исследованиями и архивными 1 Отметим среди работ этого периода новаторский труд: Богораз В. Г. 2 Укажем только на некоторые работы, в которых поднимаются про Глава 2. Традиции и современность в антропологии права 91 поисками, рассматривавших обычное право как органическую часть традиционной культуры народов СССР. Правда, нередко эти исследования велись в рамках анализа "пережитков" древних форм родовой и общинной организации, се-мейно-брачных отношений с целью их скорейшего искоренения1. И все же была разработана солидная основа теории и методологии нормативной этнологии (так стала именоваться эта отрасль этнологии), не говоря о сотнях фундаментальных работ по этнологии и антропологии, в которых содержался большой эмпирический материал по общему праву. К концу 90-х гг. отечественная нормативная этнология уже ни в чем не уступала родственным зарубежным аналогам2, а по широте охвата изучаемых проблем даже превосходила их. В следующей части нашего по необходимости краткого обзора подходов к проблематике юридической антропологии в отечественной науке хотелось бы заострить внимание на том, как наше правоведение реагировало на открытия этнографии, истории, антропологии. Возьмем для примера только догосу-дарственные формы организации власти и нормативности. Мы уже отмечали3, что еще в начале XX в. в общественных науках наступило время комплексных проблем, изучаемых в разных аспектах несколькими науками. Появились смежные науки: социальная антропология, политическая этнография, экономическая и политическая география, социальная и политическая психология и т. д. "Становится привычным делом использовать многообразные модели одного и 1 См.: Никишенков А. А. Обычное право и проблемы его библиографии // Обычное право народов России: Библиографический указатель. 1890—1998. С. 4. - Среди работ последних лет отмечены сборники извлечений из трудов отечественных исследователей: Традиционная нормативная культура, организация власти и экономика народов Северной Евразии и Дальнего Востока / Сост. и ред. Ю. И. Семенов. М., 2000; Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен / Сост. А. А. Никишенков; Ред. Ю. И. Семенов. М., 2000. Эти работы окажутся полезными для тех, кто не имеет возможности получить доступ к специальной литературе за последние полтора века. ! См.: Ковлер А. И. Исторические формы демократии. Проблемы политико-правовой теории. Раздел "История и теория демократии в свете открытий археологии, этнографии, истории". М., 1990. Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки Глава 2. Традиции и современность в антропологии права
того же изучаемого явления, чтрбы увидеть его с разных точек зрения"1, — напоминал уже в 80-е гг. научно-популярный журнал. Вопрос о более активном использовании данных других наук, в частности этнографии, в науке о государстве и праве ставился неоднократно как самими этнографами2, так и юристами3. Речь шла о создании субдисциплины "нормативная этнография", однако дальше пожеланий дело не пошло. В статье А. Б. Венгерова "Значение археологии и этнографии для юридической науки"4 в начале 80-х гг. был вновь поставлен вопрос о более активном использовании теорией и историей государства и права достижений археологии и этнографии; о корректировке в этой связи некоторых устоявшихся положений, касающихся периодизации первобытной истории, возникновения раннеклассового государства, роли внешнего фактора в создании и развитии государственно-правовых институтов, значения этнических процессов для правового регулирования общественных отношений. К сожалению, эта статья была сдержанно встречена юристами и не послужила началом дискуссии о внедрении данных других наук в правоведение. Лишь позднее к этой теме вернутся сам А. Б. Венгеров5, В. С. Нерсе-сянц в предисловии к переводу книги Н. Рулана, этнологи А. И. Першиц и Я. С. Смирнова6, а затем и другие авторы, на которых мы обязательно будем ссылаться в других разделах. С началом перестройки необходимость приближения правовой науки к материалу других наук подчеркивается все энергичнее. Сошлемся на мнение В. А. Туманова: "Советская этнография и правоведение располагают достаточным материалом для развития юридической этнологии, но в разработке концептуальных основ этого направления исследований сделаны лишь первые шаги. А между тем оно достаточно значимо как для истории государства и права (возникновение этих институтов, проблема "предправа" и т. п.), так и для выявления и осмысления современных этнических процессов, значимых для функционирования правовых институтов или подлежащих учету в правотворческой деятельности"1. В. А. Туманов подчеркивает при этом, что недопустимо переносить выводы, полученные на материале примитивных обществ, на современность. Конечно, с В. А. Тумановым трудно не согласиться. Уточним лишь, что помимо действительно недобросовестных методов переноса выводов о явлениях далекого прошлого на современность, либо, напротив, так называемой "модернизации" прошлого, придания ему черт современности, существуют действительно научные способы "перенесения во времени". В археологии уже несколько десятилетий используется метод реконструкции целого явления по отрывочным сведениям о нем. Для юриста-антрополога интересна в этой связи методология социальной реконструкции (так называемая методика палеосоциологических реконструкций) развития первобытного общества2. Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той фазы этого явления, на которой оно возникает и проявляет свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки. Так, в
1 Иволгин Г. Стили научного мышления // Знание — сила. 1986. № 6. 2 См.: Исследования по общей этнографии. М., 1979. 3 См.: Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. 4 См.: Советское государство и право. 1983. № 3; см. также: Венгеров А. Б., 5 См.: Венгеров А. Б. Теория права. Т. 1. М., 1996. 1 Туманов В. А. Предисловие // Карбонъе Ж. Юридическая социоло 2 См. подробнее: Балакин С. А. Социальная интерпретация погребальных 94 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки своей работе по истории демократии мы утверждали: такой фазой будущего общинного самоуправления и демократических норм жизни общины является уже элементарная саморегуляция в жизни человеческих общностей, переходящих от стадности к родообщинной организации, т. е., иначе говоря, социогенез. Проблемы взаимовлияния антропо- и социогенеза стали предметом интенсивной научной дискуссии1. Их нельзя обойти при установлении момента генезиса "нормативности" первоначальной человеческой общности, выступающей вначале как элементарная саморегуляция. Дело в том, что открытия антропологов и археологов, позволяющие сейчас удлинить историю человечества более чем вдвое, почти до 2 млн. лет, и считать родиной человека Африку2, вносят существенные поправки и в представления о социогенезе. Так, уже неандертальцы знали развитое охотничье хозяйство, строили жилища, практиковали охотничью магию, словом, предвосхитили образ жизни, приписывавшейся ранее homo sapiens, в том числе и родовую организацию на стадии ее становления. Одним из первых в науке подошел к этой проблеме украинский археолог П. П. Ефименко, писавший, что "уже первобытные общины неандертальцев при их несомненной замкнутости (эндогамности) являлись прямыми предшественниками и некоторым подобием родовых общин"3. Иными словами, за- 1 Укажем лишь на некоторых отечественных авторов, участвовавших в 2 Революцию в археологии и в науке о древнейшей истории произвели 3 Ефименко П. П. Первобытное общество: Очерки по истории палеоли
Глава 2. Традиции и современность в антропологии права чатки родовой организации прослеживаются уже в эпоху палеолита. "Но раз так, — делал вывод академик Ю. В. Бром-лей, — то родовая организация оказывается несколько старше homo sapiens и поворотный момент в социогенезе опережает поворот в антропогенезе"1. Корректируя усвоенную со школьной скамьи установку на то, что "труд создал человека", можно сделать вывод, что не только труд создал человека, но и сопровождавшая его элементарная социальная жизнь с ее первыми запретами. Данные современной этнографии во многом корректируют и выстроенную Л. Г. Морганом систему брачно-семей-ных отношений. По Моргану, древнейшей формой этих отношений называлась кровнородственная семья, основанная на групповом браке всех лиц одного поколения, и так называемая семья пуналуа. Этот вывод он делал из сообщений (оказавшихся неверными) европейских миссионеров в Полинезии и на Гавайских островах. Отечественные ученые, как и ряд их зарубежных коллег, обосновали вывод о том, что первой формой общественно регулируемых отношений между полами являлся дуально-родовой групповой брак, хотя учитывали и сочетание парного и группового брака2. В противоречие с выводами Л. Г. Моргана о существовании частной собственности на стадии отцовского рода входят данные этнографии, не обнаружившей частной собственности у австралийцев с их патрилинейным родом и, напротив, подтвердившей существование материнского рода у народов, стоявших на стадии возникновения частной собственности (ашанти и некоторые другие африканские племена). История первобытного общества все более лишается своей былой хрестоматийной упрощенности, обогащаясь новыми, подчас противоречащими друг другу фактами, ставящими перед теорией и историей права новые проблемы. 1 Бромлей Ю. В. Новое в изучении первобытного общества // К вопросу о смене общественно-экономических формаций и социальных революций. М., 1975. С. 19. - См.: История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. Гл. П. "Возникновение первобытной родовой общины". М., 1983. Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки Одной из важнейших проблем, для решен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|