Информационное пространство
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 И ХРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ
Одним из важнейших аспектов и проблем информационного общества, стоящих ныне - это массовое психологическое влияние информации. Почти все ученые, занимающиеся проблемами социологии и политологии, заняты проблемами глобального психологического влияния на громадные массы людей во всем мире. Сейчас разрабатываются различные формы влияния и возможности манипулирования общественным мнением для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Целенаправленные воздействия на общество при помощи информационных средств связи сейчас широко распространены и именно на них основаны почти все аспекты существования современного общества (17).
Формирование общественного мнения, различных взглядов на разного рода идеи, культуры в целом происходят при помощи средств массовой информации. Одной из прогрессивных научных исследований в области информатизации стало моделирование. Это прежде всего связано с рассмотрением всей истории человечества, всех областей его знаний, искусства с точки зрения некоторой системы или модели, в которой вычленяются основные закономерности. Математические модели информационного будущего, планирование общественно-политических систем и исторических процессов, и вообще любая структуризация информации - одна из самых перспективных тем современной науки. Во всяком случае, правительство любого государство предпочитает развивать сегодня именно эту отрасль науки.
Конечно, делать прогнозы относительно дальнейшего развития форм воздействия довольно трудно, но то, что общественное мнение во всем мире, независимо от государственного строя, формируется именно при помощи психологического влияния через информационные сети, сомнений уже не оставляет (18). Реклама стала одним из главных форм влияния на массовое сознание. Изучение этого элемента современных форм воздействия показало, что на сегодняшний день он является самым продуктивным по способам влияния и потому его можно считать основным элементом информационного общества (18). Это своего рода символ информационного общества, который сосредоточил в себе все основные его черты. Поэтому именно его рассматривают современные ученые как носителя информации в обществе.
Трудно сказать, считал ли Вернадский, что основным элементом в новом положении человека будет объект, с помощью которого можно влиять на массовое сознание, что он будет определяющим в новом состоянии человека. Разумеется, Вернадский понимал повсеместность влияния разума человека на биосферу, и на общество, в котором живет, но то, что из всех возможностей для разума человек выберет именно элемент массового влияния и сделает его главным в своем мировосприятии, вероятно - нет. Это новое положение человека напоминает языческие культы, в которых главным в отношении с окружающей средой для человека было нахождение способов влияние на нее, и с ее помощью - на другого человека. И эти способы назывались магией. Только в юности человечества был поиск средств в рамках рода или некоторого участка земли, теперь это распространяется на биосферу в целом и все человечество. У современных философов это вызывает серьезные опасение за будущее планеты, которое предстается не так радужно, как его обрисовывают средства массовой информации в связи с переходом к полной информатизации общества.
Средство воздействия на массовое сознание - это мощное оружие, которое используется в целях завоевания власти. Наивно думать, что правительства различных государств с таким усердием развивают определенную сферу деятельности науки просто от понимания того, что в этих исследованиях - будущее человечества. Как правило ими, движут более приземленные и корыстные цели. Моделирование исторически важных ситуаций, воздействие на массовое сознание - это то, что необходимо для власти. У информационного общества - есть другая сторона, помимо той, что обычно предлагают средства массовой информации, описывая информационную революцию.
Довольно странный оптимизм испытывает сейчас большинство людей по поводу полной компьютеризации жизни. Он тоже, конечно, сформирован воздействием средств массовой информации. Разумеется, в компьютеризации общества нет ничего дурного, за исключением того, что дает неограниченные возможности для властвующих структур для контроля за каждым отдельным человеком. Это возможно при помощи введения некого хранителя информации о каждом человеке, без которого он не сможет находится в обществе.
Сейчас идут разработки повсеместного использования пластиковых карт, возможности которых перестают ограничиваться только куплей и продажей. Новые пластиковые карты должны содержать сведения о рождении, семейном положении человека, его адресе и других паспортных данных, также личный лицевой счет, которым можно манипулировать при помощи компьютеров, установленных в различных организациях городов. При помощи одной карты человек будет расплачиваться за проезд, делать покупки, проходить на работу, пользоваться как ключом, входя в свой дом и пр. Они должны фактически заменить любые передвижения денежных средств, а также служить опознавательным кодом для человека, данные о котором будут содержаться в, условно говоря, главном компьютере (19). Этим опознавательным кодом человек должен пользоваться везде и информация о его передвижениях и любых действиях будет известна и контролируема, так как он не сможет каким-либо образом взаимодействовать с обществом без него.
Разработка системы информации, способной хранить множество кодов, и универсального носителя информации о каждом человеке в обществе закончится в ближайшем будущем. Этой теме сейчас посвящено большое множество научных и популярных статей, в которых выражается оптимизм об упорядочивании общественно-социальной жизни, о ее «экологической чистоте» (20), которую эта система может обеспечить, потому что любое действие человека будет известно общественности. А, следовательно, это гарантирует отсутствие каких-либо беспорядков и общественных асоциальных проявлений. Однако в них умалчивается о том, что человек совершенно лишается свободы в таком информационном обществе (21). Это происходит потому, что любой шаг человека становится контролируемым и средства воздействия на каждого отдельного человека, в зависимости от его поступков, могут последовать незамедлительно. Поэтому речь об «экологии общества» здесь идти не может, скорее - о новом рабстве (21). Эту мощную политическую систему будут обслуживать сотни тысяч людей и человечество может быть в ближайшем будущем уже разделено не только по материальному достатку и степени образованности, а по уровню информированности, доступа ко общегосударственной информации о каждом человеке, и, как следствие, возможности воздействия на определенное количество людей.
Совершенно иной стороной поворачиваются в контексте общественных и социальных отношений представления об информационном обществе. Хотя это пока только прогнозы, но довольно реальные прогнозы из ближайшего будущего. Трудно сказать как будет развиваться информатизация общества, которая носит характер, если можно так выразиться, «завоевательный», потому что сегодня почти любая общественно-политическая информация рассчитана на завоевание массовой аудитории. Это значит, что она предназначена влиять на сознание многих людей и формировать общественно-политические взгляды.
Революция всегда сопровождается завоеванием нового пространства. Сегодня этим пространством становится информационное поле, которое не только принадлежит человеку, но и имеет отношение ко всей биосфере. Разум человека, призванный с глубокой ответственностью осознать единство его и биосферы, которое он обретает в связи с эволюционными преобразованиями, начинает использовать биосферу для потребительских целей. «После нас - хоть потоп», - эта фраза Людовика XV становится определяющей сегодняшнее отношение человека к биосфере.
Это положение в обществе стало не только ареной общественно-политических дрязг и болезней, но и проблемой каждой отдельной личности. Не будет ни одного уголка на Земле, ни одного человека, в которого это не проникнет и не будет касаться, потому что эта проблема перестает быть только внешне-социальной или внешне-политической. Объединение человечества в контексте ноосферы и пневматосферы подразумевает сознательное участие каждого человека, потому что именно на его волю воздействуют средства массовой информации и каждый должен делать сознательный выбор, принимать сознательное участие. Сознание каждого человека может и должно влиять, в свою очередь, на формирование общественного мнения в информационном пространстве. Это очень важный аспект в рассматриваемом нами вопросе.
Мы не случайно затронули одну из самых обширных тем общественных наук, потому что именно она более полно обрисовывает картину будущего информационного общества. Возвращаясь к Вернадскому и его теории ноосферы как информационного поля, можно сказать, что исследования некоторых современных ученых в этой области на биологическом уровне рассматривают общество как информационное пространство (22). Информационное пространство подразумевает не только некоторые абстрактные величины, чем по большей части характеризуется поле, но и конкретно пространственно-временные физические условия. Это возникает потому, что у пространства существуют физические рамки и информационный носитель.
Это возможно сразу по нескольким причинам: во-первых повсеместная информатизация общества, возможность объединения человечества на качественно новом уровне, основой которого становится фактический реальный хранитель информации, форма которого на сегодняшний день имеет значение социально-политической рекламы; а во-вторых, современные ученые склоняются к тому, что человек не только создает хранители информации, но сам является источником и хранителем информации (таким источником информации вообще может служить все «живое вещество» биосферы) (22).
К такому выводу пришли современные ученые, переосмысливая понятие «информация», что дало возможность воспринимать «живое вещество» биосферы информационным носителем не только на геологическом или химическом уровнях, как это было до сих пор, но и на энергетическом уровне (22). Нахождение материальной основы существования информации, как таковой, дало возможность разделить информационное пространство на сферы по носителям: во-первых, это носители, созданные человеком для электронной информации (традиционные бумажные и магнитные носители); во-вторых, это носители информационного поля, созданного человеком (различные методы воздействия, например, реклама и пр.); и в-третьих, это биологические носители информационного поля у «живых веществ» естественного природного порядка, существующие наравне с энергией (22).
Если с первыми двумя носителями из вышеперечисленных все предельно ясно - человек нашел и постоянно совершенствует их, то со вторым возникает существенная проблема. Она сводится к обнаружению материального или энергетического носителя этого биологического информационного поля. Также до сих пор не найден носитель гравитационного поля, но это не мешает считать его существующим и исследовать его законы.
Рассматривать информацию как атрибут материи, считая, что она является составной частью любого объекта, в том числе и неживого, наравне с веществом и энергией, - это то, что окончательно информационное поле превратит в пространство и сделает его законченной структурой. Мировая академическая наука и конкретно профессиональные экологи также не используют пока понятие «информация» шире, чем его тривиальный смысл: результаты мониторинга земной поверхности, список вредных веществ и их допустимые концентрации, периоды полураспада радиоактивных изотопов, результаты обработки статистики по патологиям у людей и других представителей биосферы в результате вредных воздействий и т.п. По всей видимости, понятие «информационное пространство» в большей степени является философской категорией, пока не обнаружен его носитель.
Возникновение информационного пространства не только переводит человека на качественно новый уровень жизни, но и ставит передним серьезные проблемы. Они заключаются в том, что человек должен осознанно подходить ко всем проблемам в жизни. Это утверждение, разумеется, не ново и каждое столетие, выдвигая новые проблемы, ставит перед ним одну и ту же задачу. И всегда это звучит актуально.
Основной проблемой информационного общества, входящего в ноосферу или информационное пространство, как становится ясно из вышеизложенного, встает вопрос о внутренней свободе человека. На свободу решений человека всегда влияет множество факторов, тем более сейчас, когда для этого существуют целенаправленные информационные программы. Сегодня эти влияния носят массовый характер. И существует большая опасность превратиться в большое единое сообщество, наполненное информацией, совершенно неразумных людей с атрофированной волей и отсутствием какой-либо свободы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение вопросов ноосферы как информационного пространства становится одним из самых важных проблем современности. Эти проблемы связаны прежде всего с человеком, с его внутренним самоосознанием. Экологические, нравственные, социальные, творческие проблемы станут иными, если человек решит для себя вопрос свободы выбора. К этому его подталкивает создавшаяся ситуация. Человеку необходимо в современном обществе не раствориться в бесконечных потоках информации и в человеческих массах, подвластных влиянию, а сохранить свою индивидуальность, а значит и свободу.
Та разумность, на которую уповал Вернадский, описывая ее как основное качество человека в ноосфере, как то, при помощи чего вообще возможно объединение человека и биосферы, сейчас для современного общества довольно абстрактная категория. Абстрактность заключается в том, что все то глубокое понимание разумом человека, о котором говорил Вернадский, в массе своей невозможно. Невозможно потому, что большинство людей волнуют сейчас больше всего социальные и личные проблемы.
В конце второго тысячелетия, переосмысливая все культурные достижения, человек часто рассматривает культуру только как материальное воплощение, форму, содержание которой скрыто. Мы сознательно в своей работе никак не охарактеризовали современную культуру, чтобы не перегружать различными аспектами вопрос ноосферы и информационного общества. Но в заключении, на наш взгляд, необходимо упомянуть, что это - культура постмодерна и у нее есть свои особенности и характеристики, главной из которых, на наш взгляд, является тот факт, что постмодерн предполагает только рассматривать сугубо материальные формы культуры, не нагружая содержанием. Хотя, правды ради, надо сказать, что у постмодерна есть еще одна особенность, противоположная вышеупомянутой - это тяготение к разного рода фантастическим и мистическим мыслеобразам и ощущениям, которые, как считают представители постмодерна, не укладываются вообще в рамки материальной формы. Эта амбивалентность обусловлена тем, что человек совершает попытки понять предыдущие культуры, но только в связи с собственными, если можно так выразиться, эго-ощущениями. Чтобы не вдаваться в подробности и не определять различные позиции постмодерна, это можно определить как то, что человечество глядится в зеркало культуры и видит там сотни и сотни собственных отражений, как правило, еще и разбитых.
Эта специфика постмодерна нас интересует в связи с поставленной проблемой работы. Когда речь идет о свободе личности в условиях культуры и социума, то постмодерн делает особенное предложение человеку, относительно его свободы выбора. Мы в нашей работе высказывали опасения, что в информационном обществе человек будет лишен свободы. Этому есть предпосылки и серьезные основания. Постмодерн, поскольку рассматривает культуру с материальной точки зрения, предлагает выбор только из материальных вещей и объектов. Под выбором он подразумевает не внутренний выбор между различными смыслами ситуаций, а между различными материальными категориями и формами. Выбор между разнообразными марками машины или коррумпированными государственными деятелями власти - не выбор по сути, так как смысл ситуации остается прежним. И поскольку эта ситуация рассматривается современной философией как проблема современного сознания, в котором материальная форма заменяет, или «симулирует», различные смыслы, то есть основания предполагать, что человек именно в симуляции различных процессов будет формировать новое общество.
Рассматривать различные материальные формы, бесконечно меняя их как опору в своем сознании - на этом основаны симуляции. Человек при помощи различных материальных форм симулирует явления и процессы, делая их существующими и несуществующими одновременно. Это распространяется на различные сферы человеческой жизни: личную, социальную, нравственную, творческую и пр. Информационное общество, основанное на материальных объектах, смысл которых одновременно есть и его нет, - это действительно совершенно новая форма общества. Но тогда встает закономерный вопрос: а есть ли само это общество, если все его составляющие «ускользают» от восприятия и понимания? По всей видимости есть, потому что мы видим это «ускользание», видим как все, что окружает нас в нашей жизни, меняется и совершает метаморфозы - из одного в другое.
По сути своей этот процесс можно считать закономерным, так как если постмодерн воспринимается как культура «тяжелая», «брутальная», основанной на материальных ценностях, то новое информационное общество будет стараться «ускользнуть» от этих традиций, перейти в другое состояние. Может быть после этого перехода нас действительно ожидает то удивительное состояние сознание, о котором писал Вернадский, но сейчас мы наблюдаем текущий процесс, который очень напоминает разложение «живого вещества». И это разложение происходит, несмотря на ситуацию, в которой меняются только материальные формы, прежде всего в сознании человека. Но будем надеяться на лучшее, на то, что разум человека восторжествует, хотя мало осталось у нас оснований для оптимизма.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аллен Р. Д. Наука о жизни., М., 1981г.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Вернадский В. И. Биосфера. Избр. соч. т. 5, М., 1960.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста., М., 1988г.
Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. В сб. Антология философской мысли. Русский Космизм. М., Педагогика-Пресс., 1993 г.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера., М., 1989г.
Вернадский В.И. Начало и вечность жизни., М., 1989г.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера., М., Наука, 1994 г.
Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. Т.1. М., Философское общество СССР.,1990 г.
Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского., Новый мир., №2., 1989 г.
Горелов А. А. Экология., М., 1998 г.
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. М., 1997 г.
Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М., 1997 г.
С.И. Покровский. Некоторые выводы из анализа условий устойчивого развития цивилизации. Доклад на IV симпозиуме «Электротехника 2010 года». Москва., Май 20-23, 1997 г. Сб. докладов., Т.1, раз.6, ГНЦ ВЭИ., 1997 г.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции., М., Политическая литература., 1990 г.
Урсул А.Д. Информатизация общества., М., 1990 г.
Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Творчество., М., Наука., 1991 г.
Моисеев Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество., Полис, №3, 1992 г.
Солоницкий А. Мировое хозяйство: характер разнородности и задачи интеграции., Мировая экономика и международные отношения, №2, 1991 г.
Хайек Ф. Дороги к рабству. Новый мир, №7-8, 1991 г.
Горский Ю.М., Кузнецова И.А. Будущее цивилизации (экология, информация, экономика). Доклад на IV симпозиуме «Электротехника 2010 года»., Москва май 20-23., 1997 г., Сб. докладов., Т.1, раз. 6, ГНЦ ВЭИ., 1997 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|