Практическая работа №1 «производная и её применение»
Алгебра и начала математического анализа; геометрия Методические указания По выполнению практических работ Для студентов 2 курса заочного отделения (4 семестр)
Заречный 2016
Голянова О.Н. Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия. Методические указания по выполнению практических работ для студентов 2 курса заочного отделения. 2016. – стр.24
Методические указания содержат варианты заданий для практических работ по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», необходимые теоретические сведения, примеры решения типовых задач. Методические указания предназначены для студентов 2 курса заочной формы обучения по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям» и составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Методические указания рассмотрены на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных, естественнонаучных и ОГСЭ дисциплин Зареченского технологического института – филиала Пензенского государственного технологического университета. Протокол №1 от 31.08.2016 г.
Методические указания одобрены и рекомендованы методическим советом Зареченского технологического института – филиала Пензенского государственного технологического университета для использования в учебном процессе. Протокол №1 от 31.08.2016 г.
Содержание
Методические указания по выполнению практических работ. 4 Практическая работа №1 «Производная и её применение». 5 Практическая работа №2 «Интеграл и его применение». 15
Методические указания по выполнению практических работ
Практические задания являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Цель заданий — закрепить полученные знания по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия». Задания для индивидуальной работы выполняются студентами в письменном виде в тетради. Для выполнения задания необходимо изучить соответствующий теоретический материал. Студенты выполняю практическую работу №1 «Производная функции и ее применение» и Практическую работу №2 «Интеграл и его применение». Некоторые задания имеют образец решения. После проверки работы преподавателем студент, внеся исправления и дополнения в соответствии с замечаниями, предъявляет ее во время экзаменационной сессии. Выполненные практические работы являются условием допуска студента к экзамену. Номер варианта практической работы определяется по таблице в зависимости от первой буквы фамилии. Выбор варианта
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Производная и ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ» Задание 1. Найти производную заданной функции
Алгоритм решения: Используем следующие правила и формулы нахождения производной функции
Образец решения а) б)
Задание 2. Вычислить значение производной в заданной точке х0
Алгоритм решения:
Пользуясь правилами и формулами, находим производную заданной функции. В найденную производную подставляем заданное значение х0. Образец решения: х0 = 1
Ответ: Задание 3. Найти производную заданной функции, пользуясь правилом нахождения производной произведения
Алгоритм решения: Правило нахождения производной произведения имеет вид Образец решения: 1) 2)
Задание 4. Найти производную заданной функции, пользуясь правилом производной частного
Алгоритм решения: Правило нахождения производной частного имеет вид Образец решения: 1)
2)
Задание 5. Составить уравнение касательной к графику функции у=f(х) в точке х0.
Алгоритм решения: Уравнение касательной к графику функции в точке х0 имеет вид: Для того чтобы составить уравнение касательно нужно: 1. Найти значение функции в точке х0, т.е. найти 2. Найти производную заданной функции 3. Найти значение производной в заданной точке х0, т.е. найти 4. Подставить найденные значения в уравнение касательной и упростить полученное уравнение Образец решения: х0 = 1 1. Находим значение функции в точке х0=1 2. Находим производную заданной функции 3. Находим значение производной в заданной точке х0=1 4. Подставляем найденные значения в уравнение касательной Ответ: уравнение касательной имеет вид
Задание 6. Материальная точка движется по закону S(t) (t – время в секундах, S – расстояние в метрах). Найти скорость движения точки и ускорение в момент времени t, если:
Алгоритм решения:
Если точка движется по закону S = S(t) (t – время в секундах, S – расстояние в метрах), то скорость движения точки равна производной заданной функции , а ускорение в момент времени t равно производной скорости Образец решения: t0 = 2 с Скорость движения точки в момент времени t равна
В момент времениt0 = 2 с скорость движения равна м/с Ускорение точки в момент времени t равно
В момент времени t0=2 с ускорение точки равно м/с2 Ответ: V = 44 м/с, а = 45 м/с2 Задание 7. Исследовать функцию на возрастание, убывание и найти экстремумы функции
Алгоритм решения: Алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы: 1. Найти производную . 2. Найти стационарные и критические точки. Для этого нужно приравнять найденную производную к нулю. 3. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках. 4. Сделать выводы о монотонности функции: - если на промежутке Х производная , то функция возрастает на этом промежутке; - если на промежутке Х производная , то функция убывает на этом промежутке 5. Сделать выводы о точках экстремума: - если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «+» на «–», то точка х0 – точка максимума; - если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «–» на «+», то точка х0 – точка минимума. Образец решения: 1. Находим производную . 2. Приравниваем производную к нулю и решаем полученное уравнение. , отсюда х1 = 0 х2 = 8 3.
4. Функция возрастает на промежутках , убывает в промежутке (0; 8). 5. Точка х1 = 0 – точка максимума, уmax = у(0) = 03 – 12∙02 + 10 = 10 Точка х2 = 8 – точка минимума, уmin = у(8) = 83 – 12∙82 + 10 = -246
Задание 8. Найти наибольшее и наименьшее значение заданной функции на заданном отрезке
Образец решения
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [0; 2] 1. Находим стационарные точки, принадлежащие заданному отрезку. Для этого находим производную заданной функции и приравниваем её к нулю.
Из найденных стационарных точек только точка х2 = 1 принадлежит заданному промежутку 2. Находим значения производной в найденной стационарной точке у(1) = 13 – 9∙12 + 15∙1 – 3 = 1 – 9 + 15 – 3 = 4 3. Находим значения функции на концах заданного промежутка у(0) = 03 – 9∙02 + 15∙0 – 3 = -3 у(2) = 23 – 9∙22 + 15∙2 – 3 = 8 – 36 + 30 – 3 = -1 4. Из найденных значений выбираем наибольшее и наименьшее уmax = у(1) = 4 уmin = у(0) = -3 Ответ: уmax = 4 уmin = -3 Задание 9. Прямоугольный лист жести имеет длину А см и ширину В см. Из этого листа требуется изготовить открытую сверху коробку, вырезая по углам листа равные квадраты и загибая оставшиеся боковые полосы под прямым углом. Каковы должны быть стороны вырезаемых квадратов, чтобы вместимость коробки была максимальной.
Образец решения: Прямоугольный лист жести имеет длину А=64 см и ширину В=40 см. Пусть х – сторона вырезаемого квадрата. Тогда длина коробки будет равна (64 – 2х) ширина коробки равна (40 – 2х) высота коробки равна х. Вместимость коробки (т.е. объем) равна произведению длины, ширины и высоты коробки Найдем наибольшее значение функции на отрезке [0; 20], так как х>0 и 40 – 2х >0. Находим производную функции и приравниваем её к нулю.
Из найденных стационарных точек только точка х2 = 8 принадлежит промежутку [0; 20].
В точке х =8 функция имеет максимальное значение. Значит, сторона вырезаемого квадрата равна 8 см. Длина коробки равна 64 – 2∙8 = 48 см, ширина коробки 40 – 2∙8 = 24 см. При этом вместимость коробки будет иметь максимальное значение уmax = 48 ∙ 24 ∙ 8 = 9216 см3. Ответ: сторона квадрата равна 8 см.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|