Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросник Леонгарда-Шмишека.

Источник: А.Г. Смирнов. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. -224 с.

Цель: диагностика типа акцентуации личности.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между патологией и нормой. Акцентуированные личности в случае воздействия неблагоприятных факторов могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности, но их не следует рассматривать как патологические.

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Для проведения исследования был использован детский вариант опросника.

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+»,если согласны, или знак «—», если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любит тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь правильный ответ?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать работу, игру?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма или чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? I

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе не хочется ни с кем говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

Ключ При совпадении ответа с ключом ответу присваивается один балл.

1. Демонстративность / демонстративный тип: «+»: 7,19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. «—»: 51. Сумму ответов умножить на 2.

2. Застревание / застревающий тип: «+»: 2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. «-»: 12,46,59. Сумму ответов умножить на 2.

3. Педантичность / педантичный тип: «+»: 4,14,17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «-»: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4. Возбудимость / возбудимый тип: «+»:8, 20,30,42,52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимность / гипертимный тип: «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимность / дистимический тип: «+»: 9, 21,31, 43, 53, 66, 75, 87. Сумму ответов умножить на 3.

7. Тревожность / тревожно-боязливый тип: «+»: 16,27,38,49,60,71,82. «—»: 5. Сумму ответов умножить на 3.

8. Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип: «+»: 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на 6.

9. Эмотивность / эмотивный тип: «+»: 3,13, 35, 47, 57, 69, 79. «-»: 25.Сумму ответов умножить на 3.

10. Циклотимность / циклотимный тип: «+»:6,18, 28,40,50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По неко­торым источникам признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от

15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акценту­ации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера яв­ляется акцентуированной.

Полученные данные могут быть представлены в виде «профи­ля личностной акцентуации».

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной спо­собностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живос­тью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на пре­украшивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позер­ству. Им движет стремление к лидерству, потребность в призна-нии, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отя­гощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к лю­дям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений), скло­нен к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмеча­ется беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Похвала других в его присутствии вызыва­ет у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стрем­ление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенно­стью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологи­ческой способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызе­ний совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общитель­ность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчи­вость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчи­вость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим и подозрителен, отличается мстительностью, долго пере­живает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором кон­фликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, силь­но развитое честолюбие часто приводит к настойчивому утвержде­нию своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичнос­тью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за ко­торое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдо­любие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в про­явлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инерт­ностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим пе­реживанием травмирующих событий. В конфликты вступает ред­ко, выступая скорее пассивной стороной, чем активной. В то же вре­мя очень сильно реагирует на любое проявление нарушения поряд­ка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое вни-«мание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороп­лив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в пра­вильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охо­той уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей та­кого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, зануд­ство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к тре­ниям и конфликтам, в которых сам и является активной провоци­рующей стороной. Раздражителен, вспыльчив в коллективе. Отме­чается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него ни­какой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере
необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равноду­шен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающие реакции возбуждения гасятся с трудом и они могут быть властны­ми, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настрое­ние, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чре­воугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, уме­ющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источ­ником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздра­жительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьез­ное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьез­ностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, сла­бостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое от­ношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая кон­тактность, немногословность, даже молчаливость. Такие люди яв­ляются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторо­нах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и го­товы им подчиняться, обладают обостренным чувством справедли­вости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверен­ность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, живот­ных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных, бойких сверстников, не любят шумных игр, испытывают чувство застен­чивости, робости, тяжело переживают контрольные задания, экза­мены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано фор­мируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и
этические требования. Чувство собственной неполноценности ста­раются замаскировать в самоутверждении через те виды деятель­ности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застен­чивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непе­реносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинени­ях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в ос­новном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут под­держки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко слу­жат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8.Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способ­ность восторгаться, восхищаться, а также — улыбчивость, ощуще­ние счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситу­ациях они бывают привязаны к друзьям и близким, альтруистич­ны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами. Подвержены сию­минутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью.

9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональ­ность, чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие ре­акции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная чер­та — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события восприни­мают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена наси­лия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не за­будется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, оби­ды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Им свойственно обо­стренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические сме­ны настроения, а также зависимость от внешних событий. Радост­ные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятель­ности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подав­ленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меня­ется их манера общения с окружающими людьми. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...