Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конъюнктура рынка мяса и мясопродуктов России




В настоящее время показатель потребления мяса и мясопродуктов в России на душу населения практически в 2 раза меньше научно обоснованной нормы, которая составляет около 80 кг в год. Средний россиянин потребляет мясопродуктов почти в 3 раза меньше, чем житель США, и в 2 раза меньше, чем граждане Франции и Германии.

Но такая ситуация наблюдается не во всех группах населения, например, показатель потребления мясопродуктов в наиболее зажиточных группах населения России (группы 8 –10) близок к западным. И, наоборот, в наиболее бедных группах населения (1 -3) потребление мяса сведено к минимуму.

Таким образом, главным фактором, влияющим на потребление мясопродуктов, является фактор личного дохода. При росте личных доходах населения происходит изменение структуры питания, в пользу увеличения потребления более дорогих продуктов питания.

Другим фактором, влияющим на потребление данного вида продукции, является зависимость российского производителя от импортного сырья. Результатом этого становится то, что   цены на мясопродукты зависят от валютного курса. Быстрый рост цен на продукты данной группы привел к их удорожанию, а, следовательно, и к постепенному вытеснению их из потребительского рациона, замене на относительно более дешевые продукты питания.

Как и потребление, производство мяса и мясопродуктов в России постепенно снижалось до конца 1999г. Причинами этого стали: снижение потребления, на которое, в свою очередь, влияли различные факторы; а также значительная доля импортных поставок, достигающая в некоторых видах продукции 30%.

В 2000г. значительно повышается конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Во многом на это повлияло уделение особого внимания качеству производимых продуктов, а, следовательно, повышение престижа отечественных производителей. Некоторые предприятия, использующие высокотехнологичное оборудование, способны производить продукцию, соответствующую европейским стандартам. Продукция этих предприятий достаточно популярна среди населения: по данным журнала «Маркетинг в России и за рубежом» более 90% жителей страны доверяют отечественным производителям мясной продукции.

В последнее время этим стали пользоваться иностранные производители (тактика «маскировки» своей продукции под российскую): на колбасу, производимую за границей, наносится этикетка с давно известными и привычными российскому потребителю названиями, что обеспечивает сбыт этой продукции.

Можно говорить о формировании группы лидеров российского рынка и появлении первых отечественных брендов на рынке мясопродуктов. Как правило, это московские предприятия: «Черкизовский», «КампоМос», «Микояновский». Стоит отметить, что предприятия «средней» группы также быстро развиваются и занимают сильные позиции на региональных рынках, что говорит о высокой инвестиционной привлекательности мясоперерабатывающей отрасли. Об этом также свидетельствует бурный рост числа мелких производителей.

Одной из наиболее острых проблем в современной мясоперерабатывающей промышленности является проблема обеспечения сырьем предприятий данной отрасли. Отечественные сельскохозяйственные производители не могут обеспечить предприятия мясоперерабатывающей отрасли достаточным количеством качественного сырья. Поэтому возникает необходимость приобретения импортного сырья.

Основной причиной этого стала неприспособленность сельскохозяйственных предприятий России к новым условиям хозяйствования. С 1991г. были нарушены связи между поставщиками сырья и производителями готовой продукции, для восстановления которых требуется длительный период времени.  

Использование импортного сырья ставит в зависимость предприятие, работающее на этом сырье, от колебания курса валют и способно снизить конкурентоспособность производимой продукции. Кроме того, сложившаяся ситуация угрожает экономической безопасности страны, так как допустимый 20%-ый порог импорта значительно превышен: почти половина необходимого мяса импортируется (47%), 63% составляет импорт птицы. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в крупнейших городах страны: в Москве и Санкт-Петербурге-65 и 50% необходимого сырья соответственно.

По данным Госкомстата России, чтобы столицы смогли прожить без импорта, российские сельхозпроизводители должны одновременно увеличить производство мяса в 1,5-2 раза. Однако по приблизительным подсчетам объемы производства птицы можно увеличивать на 10%, свинины на 5%, говядины на 1-2% в год.

Следует добавить, что данная ситуация осложняется неспособностью отечественных сельскохозяйственных предприятий к сотрудничеству с мясоперерабатывающими заводами. Поставщики сырья не могут обеспечить ни постоянство качества сырья, ни требуемые условия и графики поставок.

В 2008 году не удалось остановить сокращение поголовья крупного рогатого скота, которое по сравнению с 2007 года в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 0,5 млн. голов (на 2,4%) и составило 21,0 млн. голов. В 56 регионах Российской Федерации снизилось поголовье крупного рогатого скота. Вместе с тем в целом за последние 3 года можно констатировать замедление темпов сокращения поголовья крупного рогатого скота по сравнению с предшествующими годами.

В некоторых регионах страны начата работа по разведению мясных пород крупного рогатого скота. Для поддержания развития отрасли прията отраслевая целевая программа на 2009 - 2012 годы.

Основной прирост производства мяса в стране получен за счет работы созданных мощностей промышленного птицеводства и свиноводства, которые обеспечивают наибольшую рентабельность капиталовложений и всей производственной деятельности. Развитие указанных подотраслей предусматривает формирование агрохолдингов, включающих в себя все звенья цепи от снабжения сельхозпроизводителей всеми необходимыми ресурсами до реализации готовой продукции, создание селекционно-племенных центров и развитие необходимой инфраструктуры.

В свиноводстве продолжена начатая в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» техническая и технологическая модернизация. В 2008 году реконструировано и построено 162 комплекса, во вновь введённых в действие свинокомплексах произведено 245 тыс. т свинины. Ведется создание селекционно-племенных центров, увеличивается доля свиней мясных пород. В результате увеличилась доля сельскохозяйственных организаций в общем производстве свинины, поголовье свиней в них в 2008 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 6,1%, производство свинины – почти на 15%.

Перспективы развития рынка мясной продукции связаны в основном с возможностью приспособления отечественных производителей к текущей ситуации, которая складывается в стране. Расширение производства мясопродуктов в России за счет вытеснения импорта невозможно, так как с 2000г. объем импорта составляет менее 2%. Таким образом, расширение производства возможно только за счет увеличения объемов потребления населением данной продукции.  

Таким образом, можно выделить следующие тенденции развития мясоперерабатывающей отрасли:

-умеренный рост потребления и соответственно объема рынка;

-изменение структуры потребления мясопродуктов в пользу более дорогой продукции;

-рост конкуренции среди отечественных предприятий, появление новых торговых марок.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...