Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Мирохозяйственные связи современности





Интеграционными процессами в мировой экономике обычно называют процессы переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики как меду самими странами, так и по отношения к третьим странам. Для регулирования экономики стран - участниц интеграционных процессов создаются различные межгосударственные региональные и меж региональные организации.

Впервые интеграционные экономические процессы стали проявляться в странах Западной Европы еще в начале ХХ века. Так, например, в 1921 году между Бельгией и Люксембургом было заключено двустороннее соглашение об экономическом союзе, предусматривавшее координацию внутренней и внешней экономической политики двух государств. В 1944 году к ним присоединились Нидерланды, после чего был образован тройственный таможенный союз стран Бенилюкса.

В 1949 году по решению представителей правительств шести Восточных государств: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, был созван Совет экономической взаимопомощи, членами которого позже стали ГДР(1950 г.), Монголия (1962 г.), Социалистическая Республика Вьетнам - СРВ (1978 г.) и Куба (1972 г.). В структуру СЭВ распущенного к 1991 году, водили постоянные отраслевые комитеты: по сотрудничестве в области плановой деятельности, научно-техническому сотрудничеству и сотрудничеству в сфере материально-технического снабжения, и также постоянные отраслевые комиссии: с прекращением функционирования институтов СЭВ интеграционные процессы экономики стран Восточной Европы практически полностью прекратились. Начало интеграционных экономических связей стран-членов СНГ связывается с постепенным формированием единого экономического пространства на территории бывшего СССР.

В послевоенной Европе первым межнациональным координационным экономическим органом стало Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), образованное в 1952 году (формально учреждено в 1951 году) и включающее в настоящее время в свой состав 12 государств-членов ЕЭС.



В 1957 году шесть стран членов ЕОУС подписали договор об учреждении ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества) в составе ФРГ, Франции, Италии и стран Бенелюкса. Позднее ими же было основано Европейское сообщество по атомной энергии ("Евратом"), а в 1959 году была создана Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ) в составе Великобритании, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии.

Цель ведущей западноевропейской экономической организации - ЕЭС - это постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения " людей, товаров, капиталов и услуг", а также проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательств и разработка общих принципов согласованной экономической политики.

Высший законодательный орган ЕЭС - Совет Европы, в который раз в четыре года производится выборы. Высший исполнительный орган - Комиссия европейских сообществ (ЕЭС,ЕОУС и "Евратом"). С расширения сферы интересов ЕЭС и вовлечения в их орбиту решения политических вопросов, в дальнейшем были созданы Европейский парламент и Европейский суд, деятельность которых ориентирована в основном на постепенный переход к политической интеграции.

На первом этапе деятельности ЕЭС был создан Таможенный союз, после чего стал возможным плановый переход к разработке программы комплексной экономической интеграции. Второй этап деятельности ЕЭС связан с реализацией Программы ЕЭС создание единого внутреннего рынка стран-членов, принятая в 1985 году и направленной в основном на внедрение единых требований, предъявляемых к качеству производимой и импортируемой продукции.

Сферой острых разногласий внутри ЕЭС является вопрос о создании единого центрального банка, а в дальнейшем - экономического и валютного союза. Франция настаивает на ускорении этого процесса, но против выступает Великобритания и ФРГ. Другим острым, не получившим до настоящего времени разрешения, вопросом является предполагаемая передача части национальных суверенных прав органам сообщества на основании и результатов переговоров и принятых решений в Маастрихте.

Большое внимание в деятельности ЕЭС уделяется реализации положений глобальных программ в области научно-исследовательских работ и обучения. Наиболее существенными из них являются программа подготовки квалифицированных кадров и их обмена ("Эразмус"), программа разработки и внедрения новых материалов (Еврам), программа развития техники обучения на базе развития новых технологий (Дельта), программа совместных исследовательских разработок (Эврика), включая координацию в области космических, а также программа применения современных технологий в целях повышения безопасности движения автомобильного транспорта.

Интеграционные процессы в ЕЭС сказываются и на внешних связях сообщества, активизировавшего свои отношения со странами-членами ЕАСТ и этой организацией в целом.

Созданная в 1960 году ЕАСТ включает в настоящее время в сой состав лишь Австрию, Норвегию, Швейцарию и Исландию. В конце 80-х начале 90-х годов деятельности ЕАСТ приоритетное место занимали мероприятия, аналогичные тем, что предусматривалось программами экономической интеграции стран-членов ЕЭС. В связи с этим, в 1989 году в Лугано представители ЕАСТ и ЕЭС подписали конвенцию о взаимном признании и обязательства в исполнении решений по гражданским и торговым делам, что выдвинуло перед ЕАСТ ряд дополнительных задач, включая повышения степени согласованности проводимых странами-членами мероприятий.

Таким образом, вовлеченными в общеевропейские процессы экономической интеграции оказываются вовлеченные 15 стран ЕЭС с населением более 350 млн. человек и 3 страны ЕАСТ, население которых превышает 40 млн. жителей.

Если процессы экономической интеграции вовремя базируются на принципах создания над национальных институтов и государствено-монополистической основе, что предполагает развитие мощной межгосударственной правовой и договорной системы, то экономическая интеграция в североамериканском регионе осуществляется прежде всего на частно-монополистической основе.

Отсюда и специфика процесса: высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов в США и Канаду, интегрирующих свои национальные хозяйства. Поскольку сам характер и основные направления интеграции между этими двумя странами с самого начала определяла мощность американских монополий, то организационно они не сопровождались процессами формирования над национальных регулирующих структур и механизмов.

Со второй половины 80-х годов инициативы европейских государств по созданию единого внутреннего рынка постоянно вызывают протесты со стороны США, обвинивших сообщество в протекционализме, что повлекло за собой введение ряда мер по ограничению доступа на американский рынок ряда европейских товаров, и в первую очередь продовольственных. В ответ, страны-участницы ЕЭС провозгласили "принцип взаимности", предполагающий возможность введения единых квот сообщества на американский рынок.

Процесс экономической интеграции характерен не только для географически замкнутых пространств и государств, взаимоотношения между которыми имеют давние исторические тенденции. Со второй половины ХХ века в процесс интеграции постепенно вовлекается все большее количество стран и территорий. Различный уровень их экономического развития неизбежно приводит к образованию примерно однородных сообществ, интегрирующих свои национальные экономики.

В 1961 году с местопребыванием в Париже была учреждена Экономическая организация сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцарию, Швецию, Исландию и Япония, т.е., практически все государства "трех центров". Кроме того, в работе ОЭСР постоянно принимают участие Комиссия европейских сообществ, а также ЕАСТ.

Высшим органом ОЭСР является Совет, в состав которого входят представители стран-участниц. Текущая работа составляется Секретариатом во главе с Генеральным секретарем, назначаемым Советом сроком на 5 лет. Практическая деятельность ОЭСР осуществляется через его комитеты: исполнительный, комитет по вопросам экономической политика, комитет содействия развитию, комитет по торговле между Востоком и Западом. Кроме того, при ОЭСР функционирует Международное энергетическое агентство, учрежденное в 1974 году, членами которого являются 21 государство из членов ОЭСР за исключением Исландии, Финляндии и Франции.

Создание ОЭСР диктовалось целями согласования общей экономической политики стран-участниц, а также координации их политики по предоставлению помощи развивающимся государствам.

В настоящее время основными задачами ОЭСР, согласованных на встречах представителей стран-членов и принятых в качестве перспективных программ, являются обеспечение равновесия между спросом и предложением на рынке энергетических товаров, и в первую очередь нефти, улучшения условия их продажи, более надежное обеспечение их потребностей в энергоресурсах. В связи с этим, в принятом коммюнике Совета ОЭРС в 1988 году отмечалось, что все члены ОЭСР должны содействовать расширению доступа на свои рынки товаров из развивающихся стран, поддерживать и приумножать, насколько возможно, финансовую и прочую помощь этим странам. Кроме того более тесными должны быть отношения и с новыми индустриальными странами.

Процессы взаимовыгодного экономического сотрудничества заложены в основе укрепления и развития прогрессивных тенденций формирования национальных хозяйств развивающихся государств, повышения жизненного уровня их населения. Однако, само по себе такое сотрудничество возможно на базе определенного экономического потенциала, что создает определенные трудности в процессах форсирования тенденций экономической интеграции развивающихся государств.

При этом, в процессе вовлечения в интеграционные связи развивающихся государств главными факторами, определяющими их прочность и взаимообусловленность выступают не только более-менее идентичные уровни развития их национальных хозяйств, но также и традиционные исторически сложившиеся внешнеэкономические альянсы и природно-географическая специфика.

В связи с этим, обзор существующих экономических интеграционных организаций развивающихся государств будет осуществлен по регионам Арабского Востока, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, включая бассейн Карибского моря.

С открытием в 60-е годы обширных нефтяных запасов на Ближнем Востоке начался быстрый и неуклонный рост доходов арабских государств этого региона, что способствовало в начале 70-х годов учреждения ряда национальных и региональных кредитно-финансовых институтов. К ведущим региональным организациям относятся: Лига арабских государств, учрежденная еще в 1945 году, Арабский фонд экономического и социального развития, основанный в 1972 году, Арабская инвестиционная компания, Арабский международный банк и Арабский банк для инвестиций и внешней торговли, датой основания которой стал 1974 год. И наконец, в 1976 году была учреждена Организация Персидского залива для интенсификации экономического развития Египта.

Лига арабских государств объединяет 21 государство Азии и Африки, развивающихся на принципах Ислама, а также Организацию Освобождения Палестины. Первоначально, организация ставила общеполитические цели, но в последствии на первый план выдвинулись задачи межарабского экономического сотрудничества, что сказывается на ее структуре, оформленной в виде постоянных комитетов по политическим, экономическим и военным вопросам. Высший руководящий орган Лиги - совещание глав государств и правительств, а исполнительной - Генеральный секретариат с местопребыванием в Тунисе.

Все страны-члены Лиги арабских государств принимают одновременно участие в деятельности Арабского фонда экономического и социального развития, руководящего деятельностью Арабского фонда развития сельского хозяйства и контролирует специальный счет Организации арабских производителей нефти.

Как Арабский инвестиционный банк, так и Арабская инвестиционная компания заняты согласованием и осуществлением кредитно-инвестиционной деятельности. Основная роль в этих процессах принадлежит Египту, Ливии, Объединенным Арабским Эмиратам, Оману и Катару. Алжир, Ливия и ОАЭ сосредоточили внимание на деятельности учрежденного ими Арабского банка для инвестиций и внешней торговли.

В современном арабском мире четко определились три зоны экономического сотрудничества: Арабский Запад, т.е., страны Магриба и тяготеющие к региону государства; регион Персидского Залива и регион Передней Азии.

В феврале 1989 года на Второй встрече глав государств Северной Африки в Марракеше было провозглашено создание Союза арабского Магриба, в состав которого вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, которые подписали три основополагающих договора: Договор о создании Союза, Декларацию о его учреждении, Резолюцию по итогам работы большой магрибской комиссии.

В том же 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию.

За пределами географии Арабского мира также функционирует ряд интеграционных организаций, к которым относятся:

- Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 году и предоставляющий льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;

- Фонд Абу-Даби для экономического развития арабских стран, созданный в 1971 году и специализирующийся на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;

- Саудовский фонд развития , функционирующий с 1974 года и ставящий цели помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;

- Иракский фонд внешнего развития, действующий также с 1974 года в направлении инвестиционной политики в бедные арабские государства;

- Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОАЭ и некоторых других арабских нефтедобывающих государств;

- Исламский банк развития , созданный в 1974 году и объединяющий 24 мусульманских государств, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Штаб-квартира банка расположена в Куала-Лумпур;

- Арабский фонд технической помощи африканским и арабским странам, созданный в 1975 году и финансирующий проектно-сметные работы по объектам.

Образованный в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры. Высший руководящий орган Совета - Высший комитет из числа глав государств и правительств, собираемый ежегодно. Рабочими органами являются министерский совет, комиссия по решению спорных вопросов и секретариат с местопребыванием в Эр-Рияде. В рамках совета сформированы 24 постоянных комиссии, рассматривающие конкретные вопросы сотрудничества.

Помимо тесной политической и экономической интеграции арабских государств, в Азии действует еще несколько региональных организаций, старейшей из которой является Организация экономического сотрудничества, известная до 1985 года под названием Регионального сотрудничества для развития, созданная в 1964 году Турцией, Ираном и Пакистаном со штаб-квартирой в Тегеране. В рамка Организации в настоящее время действуют 4 технических комитета: экономики, технологии и промышленности, сельского хозяйства, образования и научно-исследовательской работы, а также Региональный совет по планированию.

Основные направления деятельности Организации включают в себя проработку и осуществление проектов Банка Организации, создания совместных предприятий, разработки систем спутниковой связи, а также разработку соглашений по введению режимов наибольшего благоприятствования в торговле.

Другая субрегиональная организация - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), образованная в 1967 году и включающая в свой состав Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В 1984 году членом АСЕАНА стал Бруней, позже к Ассоциации присоединились Вьетнам и Лаос. Главной целью АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран-членов. Высшим органом организации является Совещание министров иностранных дел, в промежутках между которыми текущей работой руководит Секретариат с местопребыванием в Джакарте и 11 постоянных отраслевых комитета. В 1977 году страны-члены АСЕАН учредили совместный фонд для предоставления краткосрочных ссуд и Коммерческий банк, осуществляющий кредитование с 1981 года.

Другая азиатская региональная организация, созданная в 1985 году - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии в составе Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдивской Республики, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. Основными ее целями являются содействие социально-экономическому и культурному развитию стран Южной Азии, укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества как внутри Ассоциации, так и ее членов с третьими государствами и региональными организациями. Высшим Органом Ассоциации стали ежегодные встречи глав государств и правительств. Дважды в год созывается Совет министров Ассоциации, в промежутках между которыми текущими делами руководит Постоянный комитет и Секретариат с местопребыванием в Катманду.

В условиях усиления протекционистской политики промышленно развитых государств и валютной зависимости от них развивающихся, африканские страны также, как и более богатые соседи стремятся использовать преимущества международного разделения труда в рамках континента и выгоды создания интеграционных экономических объединений.

При этом, определяющими факторами экономической интеграции в странах Африки являются исторические взаимосвязи освободившихся колоний с метрополиями, их тяготения к установлению англофонных и франкофонных политических союзов, а также близость арабских стран континента с исламскими, азиатскими соседями.

Основной формой интеграции на межафриканском уровне выступают клиринговые платежные взаимоотношения. Исполнительный секретариат. В рамках Сообщества действует четыре специализированные комиссии: по торговле, таможенному обложению, иммиграции и валютным фондам; по промышленности; по сельскому хозяйству и природным ресурсам; по транспорту, связи и энергетике, а также по социальным и культурным вопросам. Сообщество учредило Фонд сотрудничества, компенсации и развития с местопребыванием в Ломе, а также Западноафриканскую клиринговую палату.

Бурунди, Габон, Заир, Камерун, Конго, Руанда, Сан-Теме и Принсипи, Центрально-Африканская Республика, Чад и Экваториальная Гвинея учредили одновременно Экономическое сообщество стран Центральной Африки, а его три участника - Бурунди, Заир и Руанда еще и локальное Экономическое сообщество стран Великих Озер.

В 1963 году молодые освободившиеся государства Африки учредили Африканский банк развития, начавший функционировать с 1966 года. На настоящий момент его членами являются 50 африканских государств - практически все члены Организации африканского единства. Высший орган банка - Совет управляющих из числа министров финансов стран-членов. Исполнительный орган - Совет директоров в Абиджане. Под эгидой банка действует Доверительный фонд Нигерии и Африканский банк развития.

В 1980 году в Африке была создана еще одна межправительственная экономическая организация - Конференция по координации развития Юга Африки в составе Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбика, Свазиленда и Танзании с целью противодействия в регионе экономическому диктату Южно Африканской Республики.

Высшим руководящим органом Конференции стала Конференция глав государств и правительств, а исполнительными - Совет министров стран-участниц и Исполнительный секретариат с местопребыванием в Габороне. Ежегодно также проводятся Консультативные конференции, в работе которых помимо стран участниц принимают участие другие государства и международные организации.

Западноафриканский валютный фонд - Бенин, БСК, Буркина-Фасо, Кот д'Ивуор, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

Валютный союз государств Центральной Африки - Габон, Камерун, Конго, Центральная Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея.

Экономическое сообщество стран Западной Африки - Бенин, БСК, Буркина -Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, острова Зеленого Мыса, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того.

Другой формой валютного сотрудничества африканских стран стало создание валютных союзов, предполагающее выпуск единой валюты, имеющей единое хождение на территории стран-участниц союза, осуществляющего при этом единую валютно-финансовую политику.

В настоящее время, в Африке действуют два таких союза: Таможенный и экономический союз Центральной Африке (ЮДЕАК), образованный в 1964 году Габоном, Камеруном, Конго, Центральной Африканской Республикой и Экваториальной Гвинеей. Высшим руководящим органом ЮДЕАК является Совет глав государств, а исполнительным - Генеральный секретариат с местопребыванием в Банги. ЮДЕАК имеет фонд солидарности, средства в который поступают из таможенных сборов и виде дотаций из Франции.

Второй союз - созданный в 1962 году Центральный банк государств Западной Африки, гарантирующий неограниченную конвертируемость африканской валюте стран-членов по отношению к французскому франку из расчета один к пятидесяти африканских. Впоследствии от Центрального банка отпочковался Западноафриканский банк развития.

Наиболее известными в Латинской Америки являются такие группы и образования, как Латиноамериканская ассоциация интеграции, Амазонский пакт, Андский парламент, Центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество и Латиноамериканский фонд развития для центральноамериканского региона.

Латиноамериканская ассоциация интеграции, или "Договор Монтевидео 1980 года" вступила в силу в 1981 году и объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. Кроме них, в ассоциации статус наблюдателей присвоен Кубе, Испании и Португалии. Высшим органом Ассоциации является Конференция глав государств, созываемая раз в три года. Исполнительный орган Ассоциации - Совет министров иностранных дел стран-участниц. Постоянным рабочим органом стал Секретариат с местопребыванием в Монтевидео.

Целью создания Ассоциации является стремление стран-участниц в создании единого латиноамериканского рынка, что предопределило стратегию ее приоритетов: разработка таможенной политики, а также формирование соглашений по предоставлению режимов наибольшего торгового благоприятствования.

В рамках Ассоциации действует несколько субрегиональных организаций. Созданная в 1969 году "Лаплатская группа" или группа Амазонского пакта, подписанного Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем, Уругваем о сотрудничестве и использовании ресурсов и коммуникаций Амазонки и реки Ла-Плата и функционирующая с 1973 года Андская группа в составе Колумбии, Перу, Чили (вышедшее из пакта в 1976 году) с Колумбией содействует упрочнению субрегиональных экономических отношений между странами-участниками. В рамках Андской группы действует Андская корпорация развития с уставным капиталом в 1 миллиард долларов США, а также Андский резервный фонд, образованный для поддержки равновесия платежных балансов стран-участниц.

Подписанный в 1960 году и вступивший в силу в 1961 году Договор Манагуа, вошедший в историю как Общий договор о Центральноамериканской экономической интеграйии, заложил основы Центральноамериканского общего рынка. Его участниками стали Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, и Сальвадор, которые проводят единую экономическую политику в области таможенной либерализации взаимной торговли, стимулирования развития внутризональной промышленности, а также введения единого внешнего тарифа против третьих стран. Финансирование общих акций осуществляется из Центральноамериканского банка экономической интеграции, Центральноамериканского экономического фонда, Центральноамериканской комиссии

по морскому транспорту и Центральноамериканской комиссии по железно дорожному транспорту.

Аналогичный характер своей деятельности имеет Карибское сообществ /Кариком/, в состав которого входят Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго. Еще одна группировка такого типа, функционирующая локально в бассейне Карибского моря - это организация восточнокарибских островов в составе Антигуа, Барбуды, Доминика, Гренады, Монтсеррата, Сент-Кристофера, Невис, Сент-Люсси, Сент-Виссент и Гренадин.

Список литературы.

1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.

2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.

3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.

4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.

5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”

6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.

7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.