Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование эластичности спроса для экономического анализа.




Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращения прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, сто составляет небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

 

             4. Спрос и предложение товаров в России.

Падение уровня жизни в России приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется:
1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения.
2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя(заказчика).
Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В России в настоящее время не действует ни один из названных факторов.

С развитием рынка возрастает актуальность других проблем: оценка спроса, выбор схемы ценообразования, разработка стратегии конкурентной борьбы. Анализ ринка продукции предприятий и выбор стратегии (тактики) ценообразования составляют основу маркетинговой политики розничной торговли. Однако характер принимаемых решений существенно зависит от внешней среды. Важнейшие ее особенности на ее сегодня - это инфляция и низкий уровень жизни населения.

В настоящее время на российском рынке существует значительное превышение предложения по сравнению с потребительским спросом (особенно на коммерческую недвижимость).

Среди долгосрочных факторов повышательное воздействие на рост потребительских цен будут оказывать экономическая и инвестиционная активность, рост денежных доходов населения и расширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и услуг, профицит федерального бюджета и осуществление рациональных мер в области бюджетной политики, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика и политика валютного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению в будущем базовой инфляции.

Рыночные реформы в России и в большинстве других стран бывшей социалистической системы оказались несостоятельными из-за того, что не заработал основной закон рынка - цены на промышленную продукцию, в первую очередь цены на энергоносители, не стремятся к равенству спроса и предложений и сохранили затратный, нерыночный механизм образования. Они искусственно подняли себестоимость производства товаров в России и искусственно сделали большинство предприятий нерентабельными.

Правильная экономическая политика, которая заставила бы цены на все товары стремиться к равенству спроса и предложений, значительно снизила бы цены на средства производства, понизила бы себестоимость отечественных товаров. Если бы результатом экономической политики государства заработная плата в России составила бы 70% в себестоимости продукции, то отечественные предприятия стали бы самыми рентабельными в мировой экономики, даже несмотря на отсталость многих технологий.

 

                                     Заключение.

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, следует отметить что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося, в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в  отрасли.                                  Список литературы.

1. Курс экономической теории. Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров.: «АСА» 2005.

2. Экономическая теория. Под ред. В.Д Камаева. Москва, 2005.

3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Москва, 2001.

4. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. - Москва.: ИНФРА-М, 2001.

5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.

Москва, 2001.

6. Богомолов О. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма; Российский экономический журнал, №1, 2005

7. Бурлачков В. - Денежное предложение: теория и организация Вопросы экономики. №3, 2005

 

 

  

  

 

 

                                       Содержание.

Введение………………………………………………………………………...1

1. Понятие, сущность и виды эластичности………………………………..31.1 Понятие эластичности в экономической теории……………………...31.2 Спрос, закон спроса, факторы спроса…………………………………..31.3 Предложение, закон предложения, факторы предложения………...7

1.4 Эластичность спроса……………………………………………..….…….9

1.5 Эластичность предложения…………………………………………..…16

2. Равновесная цена. Дефицит и излишки. «Нижний»                               

и «Верхний» предел цены…………………………………….……….17

3. Практическое применение эластичности………………………..……..20

3.1 Государственное регулирование цен………………………………….20

3.2 Влияние эластичности спроса на доходы от акцизов…………...….21

3.3 Влияние эластичности спроса на цены……………………………….22

3.4 Эластичность и заработная плата………………………………..……23

3.5 Использование эластичности спроса для

  экономического анализа……………………………………..………….24

4. Спрос и предложение товаров в России…………………………...…..25

Заключение……………………………………………………………...……..28

Список литературы…………………………………………………..………30

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...