Глава 1. Понятие и различные аспекты национальной безопасности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оглавление Оглавление. 2 Введение. 3 Глава 1. Понятие и различные аспекты национальной безопасности.. 4 Глава 2. Географический фактор национальной безопасности.. 9 Заключение. 14 Список литературы.. 15 Введение
Национальная безопасность состоит из множества компонентов: военная безопасность, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная и т.д. Все эти компоненты тесно связаны между собой и ослабление внимания даже к одному компоненту может иметь длительные, негативные последствия и ослабить всю систему безопасности в целом. Различают несколько факторов национальной безопасности. Немаловажную роль из них играет географический. Он включает в себя расположение государства, его площадь, рельеф, полезные ископаемые и т.п. Цель этой работы придать определение самой безопасности и влиянию географии на нее. Перед автором поставлена задача, раскрыть сущность национальной безопасности и в тоже время роль географии во внешней политике и национальной безопасности государства. Для освящения данной проблемы использована различная литература, в том числе публикации ведущих исследователей. Большой интерес представляет собой труд известного политолога К.С.Гаджиева «Геополитика». Глава 1. Понятие и различные аспекты национальной безопасности
Понятие «безопасность» непосредственно связано с понятием «опасность». Не будет преувеличением утверждение, что все люди, их организации и учреждения, государство и общество в целом считают одной из важнейших своих задач обеспечение безопасности. Наличие большого многообразия опасностей в обществе порождает проблему ликвидации их причин или защиты от них, то есть создания обществу в целом и его составляющим структурам условий для их безопасного существования и функционирования.[1]
Есть много определений понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы. Подобное понимание безопасности порождает необходимость разведение двух подходов к ее содержанию. Первый подход связан с абсолютным толкованием этого понятия, и описывает идеальную ситуацию, при которой нет вообще никакого источника опасности, а, следовательно, и самой опасности. Между тем, такое положение принципиально недостижимо. Опасность является не только неустранимым, но и естественным спутником, одним из важнейших факторов развития всего живого на земле. Сама жизнь требует активного и творческого отношения к окружающему миру, противодействия возникающим опасностям, поиска соответствующих мер и механизмов их преодоления. В ходе решения этих задач и происходит прогрессивное развитие общества, совершенствование всех его сфер. Следовательно, более реалистичен подход, который исходит из относительности понятия «безопасность». Он позволяет адекватно отражать имеющиеся опасности и предвидеть возможность появления новых, правильно отражать и исследовать существующие и возникающие связи и отношения между явлениями, процессами, людьми, социальными общностями, для которых, в ходе их взаимодействия, возникают различные опасности.[2] Чем сложнее социальный организм, тем большее число опасностей могут возникнуть для него. В этом смысле наиболее сложным и трудным для познания является общество (страна) в целом. В литературе сегодня утвердилось такое понимание проблем опасностей и безопасностей общества, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность».
Данное понятие американского происхождения и оно на западе используется не в смысле безопасности какой-то отдельной национальности, а в смысле безопасности всей страны. Во-первых, этому соответствует смысл слово «nation», которое переводится с английского не только как «нация», но и «страна». Во-вторых, западные страны в основном соответствуют стандарту: одна нация – одна страна (одно государство). Заимствование этого понятия многонациональными государствами породило определенную некорректность. Например, в нашей многонациональной стране понятие «национальная безопасность» вынуждены использовать каждый раз с оговоркой, что речь идет о безопасности всей страны. Дело в том, что у нас не просто десятки национальностей. Многие из них имеют свою государственность в виде республик, свою конституцию и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением опять, а несколько национальных безопасностей.[3] Чтобы уйти от подобной двусмысленности в нашей стране начали использовать другое выражение «национально-государственная безопасность». Однако и оно не является только одним из элементов общества, хотя и очень важным. Кроме того, существует отдельное понятие «государственная безопасность». Исходя из изложенного, представляется, что, несмотря на некоторую некорректность, все же целесообразнее использовать понятие «национальная безопасность», подразумевая под содержанием этого понятия безопасность всей страны и всех наций, проживающих в ней. Именно на это обращено внимание в новой редакции Концепции национальной безопасности РФ 2000г., во вступительной части которой отмечается, что «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа».[4] Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.
Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности.[5] Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. (Охранительный подход) Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный» подход). Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции. На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников. В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.[6] Исходя из этого, можно сказать, что концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.
В современных условиях национальная безопасность зависит не только от мощи и боеспособности вооружённых сил, но и от целого ряда других факторов – экономического могущества, конкурентоспособной индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан. Важной составной частью национально-государственной безопасности является экономическая безопасность. От неё зависят соблюдение и реализация внутренних и внешних государственных интересов, жизнеспособность и эффективность внутри и внешнеполитической стратегии.[7] Внешняя политика того или иного государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса. Исходя всего этого можно предложить определение национальной безопасности, которое предоставлено более полным и точным. Национальная безопасность – это такое состояние общества (страны) при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основе - возможность надежной зашиты всех реальных и потенциальных объектов опасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий.[8]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|