Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ





Процесс выработки, оформления и закрепления принципа разделения властей в теории и практике государств имеет собственную историю, неразрывно связанную с гуманистическими идеями лучших представителей политико-правовой мысли. С учетом наследия античных теоретиков (прежде всего, Аристотеля) и созданного в эпоху Просвещения мировоззренческого фона вполне логичен возросший интерес к путям конструирования рационалистической модели государственного устройства в Европе и Северной Америке XVII – XVIII столетий. Именно там формируются классическое видение разделения властей, ныне рассматриваемое важнейшим принципом деятельности современно государства.

Дж. Локк в знаменитых «Двух терактах о государственном правлении» (1690), обращаясь к опыту своей страны, вывел основные черты концепции разумной власти в государстве, разделяемой в целях общего блага, по крайней мере, на три ветви. Он настаивал на бесспорном первенстве законодательной власти как верховной, «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды её доверило».

Суть разделения властей определил Ш. Монтескьё в труде «О духе законов» (1748), сформулировав его цель: защитить граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу и превратить закон в истинного посредника между гражданами и правительством. Французский просветитель объявил все ветви власти независимыми и самостоятельными, а их соединение попарно (законодательной и исполнительной, судебной и законодательной или судебной и исполнительной) либо, что ещё хуже, в единоправии грозит наступлением произвола и тирании:

 

«Все бы погибло, если бы в одном и том же лице или учреждении, состоящем из сановников, дворянин или из простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть исполнять постановления общегосударственного порядка и власть судить преступления или тяжбы частных лиц»[1]

 

Монтескьё стоял за жесткое регламентирование связей между отдельными властями, что можно рассматривать как попытку поисков рычагов, к равновесию и взаимозависимости ветвей власти.



«Отцы-создатели» американской государственности Т. Джефферсон (1743-1826), А. Гамильтон (1755-1804), Дж. Мэдисон (1751-1836) и др., восприняв европейские идеи разделения властей, способствовали законодательному закреплению его принципа. В то же время они предусмотрительно обосновали идею о взаимном контроле, осуществляемом ветвями власти, дабы создать «такую внутреннюю структуру правления, чтобы составляющие её части сами стали средством удерживать каждую на отведенном её месте».

Формируемая система сдерживания ветвей власти первоначально воплощала идеи бикамерализма (наличия второй палаты законодательного органа, утверждавшей законы, которые принимаются нижней палатой), независимости судей (как средства охраны прав и свобод граждан от произвола властей), конституционного контроля (со стороны Верховного Суда за соответствием Конституции всех правовых актов страны) и несколько позднее импичмента[2].

В настоящее время общепризнанным в демократических государствах является разделение и самостоятельное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Оно фактически существует в тех странах, где теоретически не признается (Великобритания) или формально не закреплено конституционным путем.

Принцип разделения властей в государстве предполагает:

(1) демократический режим правления, не допускающий возможности концентрирования всех рычагов власти в одних руках;

(2) конституционное признание осуществления государственной власти путём её разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

(3) конституционное установление соотношения между полномочиями всех ветвей государственной власти;

(4) законодательное закрепление за ветвями государственной власти строго определенных рамок их собственной компетенции;

(5) установленные процедуры передачи полномочий исполнительной власти (их ротация);

(6) практику невмешательства государственных органов различных ветвей власти в деле друг друга;

(7) систему сдержек и противовесов, позволяющую осуществлять взаимный контроль ветвей государственной власти.

В современных государствах конституционными положениями в зависимости от форм государственности предусматриваются различные институты системы сдержек и противовесов, основными из которых можно считать:

(1) институт главы государства как гаранта демократических основ государственной власти, призванного обеспечивать согласованное функционирование государственных органов;

(2) промульгацию (подписание и обнародование) главой государства законов, принятых парламентом, которая включает право «вето»;

(3) процедуру преодоления «вето» главы государства парламентом (переголосование закона квалифицированным большинством депутатов);

(4) импичмент как парламентская процедура отношения от должности высших лиц в государстве, включая президента;

(5) участие парламента в формировании правительства (и/или в утверждении кандидатуры премьер-министра);

(6) вотум недоверия, выражаемый парламентом правительству и ведущей к его отставке;

(7) участие президента и парламента в формировании высших судебных органов;

(8) институт конституционного (судебного) контроля над соответствием конституции всех иных нормативных правовых актов и восстановлением в случае нарушения установленного конституционного порядка;

(9) институт омбудсмана (или его аналоги), назначаемого и осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав человека в стране, в том числе и со стороны государственных органов.

 

В современных трактовках компетенции разделения властей заметна неоднозначность в восприятии традиционной триады ветвей государственной власти, что обосновывается усложнением форм и условий общественной жизни, появлением новых сфер и направлений деятельности современного государства, которые невозможно было предвосхитить 200-250 лет назад. Обратим внимание на ряд дополнений и уточнений, вносимых в устоявшийся перечень видов государственной власти, к которым относят также:

(1) учредительную власть, способную устанавливать путем прямого волеизъявления народа или через учредительное (конституционное) собрание новую форму правления в государстве, пост президента либо принимать новую конституцию страны (которая, в свою очередь, может содержать положения о новых органах государственной власти);

(2) универсальную власть главы государства, официально представляющего страну и прерогативы которого варьируются от конкретных видов форм правления, внутригосударственного устройства или государственно-политического режима в государстве;

(3) избирательную власть как особую систему избирательных органов с четко установленными в законе полномочиями и сферой ответственности за организацию и проведение выборов. В ряде государств Латинской Америки высший избирательный орган наделяется статусом независимой ветви государственной власти (в частности, в Конституции Никарагуа 1987 г.);

(4) контрольную (контрольно-надзорную) власть, основная функция которой – превенция возможных нарушений (правового) порядка, а также их пересечение. К органам контрольной власти относят конституционный суд, администрацию главы государства, прокуратуру, счётную палату как независимую инстанцию, институт омбудсмана и его аналоги.

 

В трудах политологов находим обоснование:

(1) народной власти (в условиях правового государства, когда народ рассматривается единственным источником и носителем государственной власти);

(2) политической власти (в условиях тоталитарных и авторитарных режимов, когда все бразды правления в государстве оказываются в руках правящей партии, подменяющей собой иные ветви власти);

(3) религиозной власти (в условиях теократической формы правления);

(4) местной (муниципальной, общинной) власти, которая, не являясь государственной, объявляется особой, самостоятельной ветвью власти.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Законодательная власть представляет собой первичную (представительную) ветвь государственной власти, делегированную народом парламенту для принятия высших (законодательных) актов государства и выполнения иных важнейших государственных функций (учредительной, контрольной, финансовой).

 

Парламент (от фр. parle – говорить) впервые появился в Англии в XIII в. В настоящее время парламент – обобщённое название законодательных структур. В ряде стран (Канада, Индия, Грузия, Молдавия, Казахстан) – это собственное имя государственного органа, в других – носит иные названия либо связанные с собственной историей государства. Таким предстают Генеральные кортесы Испании, норвежский Стортинг, ирландский Альтинг и другие. Встречаются «нейтрально» именуемые законодательные структуры с указанием на своё представительское начало (Национальное Собрание Франции, Всекитайское собрание народных представителе й, Федеральное Собрание Российской Федерации).

Их объединяет общая направленность деятельности – исключительное право представлять народ и выражать его согласованную волю, в силу чего принятые парламентом законы имеют высшую юридическую силу, приоритетную перед иными актами государства, которые должны издаваться «на основе и во исполнение закона».

Помимо непосредственных законодательных функций парламент как государственный орган осуществляет иные не менее важные полномочия:

(1) осуществляет представительные функции как орган, создаваемый непосредственной народом и выражающий его согласованную волю;

(2) определяет основы государственной политики (принятие законов, формирующих направления внешней и внутренней политики государства; осуществляет ратификацию международных договор; заслуживает ежегодные послания главы государства парламенту о состоянии страны и перспективах её развития и отчёты иных высших должностных лиц и т.д.);

(3) формируем высшие органы государственной власти (прерогативы парламентов разнятся в зависимости от видов формы правления в стране);

(4) назначает высших должностных лиц государства (премьер-министра, генерального прокурора, омбудсмана, послов и т.д.);

(5) утверждает бюджета страны и контролирует его выполнение;

(6) контролирует исполнительную власть путём обсуждения деятельности правительства (депутатские запросы, парламентские слушания и расследования, выражение доверия или недоверия);

(7) обладает правом импичмента, инициирую судебное преследование высших лиц в государстве вплоть до их отрешения от должности.[3]

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Исполнительная власть является вторичной ветвью государственной власти, наделенной полномочиями осуществлять непосредственное управление государством в форме выполнения законов.

 

Действительное положение и роль исполнительной власти значительно шире рамок только лишь реализации законодательных актов. Она выступает силой, способной организовать масштабную деятельность государства как внутри страны, так и за пределами государственных границ.

Организация деятельности исполнительной власти строится на требовании строгой субординации связанных между собой государственных органов. Они должны соблюдать установленную иерархию, по которой во главе созданной в стране управленческой пирамиды стоит орган, олицетворяющий исполнительную общегосударственную власть. В странах с особыми властными полномочиями главы государства именно ему (монарху или президенту) принадлежит исполнительная власть, которая передаётся специальным органам и должностным лицам.

Гораздо чаще высшим носителем исполнительной власти является правительство, официальное название которого может быть разным (кабинет министров, совет министров или собственно правительство), как и наименование того высшего должностного лица, кто его возглавляет (председатель правительства, премьер-министр, главный министр, канцлер). В состав правительства входят заместители его главы (вице-премьеры) и министры, руководящие отраслевыми направлениями управленческой деятельности. В государстве со смешанным типом правления так называемые силовые министры могут подчиняться непосредственно президенту, в то время как остальные – главе правительства.

 

По партийно-политическому составу правительства могу быть однопартийными (составленными из представителей партии, обладающей большинством мест в законодательном органе), двухпартийными, беспартийными (представленные специалистами) и коалиционными (на основе нескольких партий, вместе располагающих большинством в парламенте). В условиях чрезвычайных обстоятельств формируются правительства народного единства или народного доверия.

 

Управленческие функции правительства подкрепляются его полномочиями в издании нормативных правовых актов (декретов, указов, ордонансов, постановлений, решений), которые, с одной стороны, носят подзаконный характер, т.е. должны соответствовать законам государства, а с другой – обязательны для исполнения всеми нижестоящими структурами.

 

Деятельность правительства практически реализуется через систему органов исполнительной власти, включающей министерства, комитеты, комиссии, агентства, службы и администрации. Кадры этих министерств и ведомств представляют собой громоздкий и постоянно разрастающийся аппарат, с бюрократическими тенденциями в котором необходимо бороться посредством рычагов сдерживающих механизмов, включающих законодательный и судебный контроль за деятельностью исполнительной власти.

 

В зависимости от форм государственного устройства возможно функционирование двухуровневой системы исполнительной власти, предполагающей, например, в федеративном государстве наличие общефедерального правительства и федеральных органов исполнительной власти, а также правительств субъектов федерации и региональных органов исполнительной власти.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебная власть является независимой ветвью государственной власти, призванной рассматривать и разрешать в особой процессуальной форме юридические споры.[4]

Третейское участие в решении спорных жизненных ситуаций, связанных с нарушением права или оспариванием прав, востребовано вместе с возникновением государства. Со временем правосудие как форма защиты права и как одно из древнейших и необходимых средств реализации властных полномочий перестаёт быть привилегией носителя верховной власти и переходит в руки особого лица – судьи, чьё положение и объём компетенции определяются специальным законодательством. Особый статус судей фиксируется конституционно. Так, судебная власть определяется как «страж свободы личности»[5], подчёркивается, что «правосудие отправляется именем народа»[6], «исходит от народа»[7] .

Судебная власть формируется и функционирует в соответствии с принципами, предполагающими:

(1) юридическое равенство всех перед законом и судом;

(2) независимость судей и их подчинённость только закону;

(3) несменяемость судей;

(4) право на судебную защиту;

(5) право на рассмотрение дела судом присяжных;

(6) презумпция невиновности;

(7) гласность судебного процесса;

(8) право на апелляцию и т.д.

Решение споров о праве осуществляется судьёй единолично либо судебной коллегией. Судья должен иметь жизненный опыт (традиционно предусмотрен возрастной ценз для занятия судебной должности), быть профессионалом (с высшим юридическим образованием и определённым стажем работы по юридической специальности), обладать незапятнанной репутацией и т.п.

В связи со сложностью и разнообразием дел, имеющих юридическую подоплеку, судебная система подразделяется на суды общей и специальной юрисдикции. Выделяют административные, гражданские, уголовные, ювенальные (по делам несовершеннолетних), транспортные, финансовые и др.

Особое место в судебной системе отведено конституционным судам, контролирующим соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Механизм государства в разные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество формировало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделять его наиболее общие и значительные признаки, характерные для подавляющего большинства стран прошлого и современности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2011.

2. Избранные конституции зарубежных стран: Учеб. пособие / Отв. ред. Б.А Страшун. М.,2014.

3. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014.

4. Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. №1.

5. Правосудие в современном мире / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2011.

6. Радько Т.Н. Механизм государства: Лекция. М., 2002.

7. Факов А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2007. №10.

8. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. №7.

9. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008.

10. Плавинская Н. Ю. «Дух законов» Монтескьё Изд-во ЛГУ 1988.

 


[1] Плавинская Н. Ю. «Дух законов» Монтескьё Изд-во ЛГУ 1988

[2] Процедура импичмента (от англ. to impeach – обвинять) как особого порядка привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц и судей сформировалась в британском законодательстве в XIV в. По Конституции США ведет расследование и предъявляет обвинение импичмента палата представителей, а судебное разбирательство по представлению нижней палаты – прерогатива Сената. При возбуждении импичмента против президента в Сенате присутствует председатель Верховного Суды. Приговор выносится двумя третями голосов. Вердикт Сената лишает виновного права занимать государственные должности, однако не избавляет его от уголовного преследования.

[3] Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008

[4] Факов А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2007. №10.

4 (ст. 66 Конституции Французской Республики)

[6] (ст. 101 Конституции Итальянской Республики)

[7] (ст. 117 Конституции Испании)





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.