Возрастные особенности младших школьников.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение ………………………………………………………………….с. 3 I. Особенности индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка……………………………...с. 5 1.1 Возрастные особенности младших школьников…………………….с. 5 1.2 Теоретические основы индивидуального подхода и их учет в процессе обучения...…………………………………………………………………..с. 11 1.3 Особенности индивидуального подхода на уроках английского языка.... ………………………………………………………………………………..с. 16 1.4 Игра как основной способ индивидуального подхода ………………..с. 19 II. Заключение…………….……………………………………….…………с. 23 III Приложения…...………………………………….……………………….с. 24 IV.. Список литературы.…...………………………………….………………с. 26
Введение
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существуют индивидуальные различия между людьми. Необходимость индивидуального подхода, как в обучении, так и в воспитании вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс развития учащихся. С введением ФГОС вопрос индивидуализации обучения сегодня один из наиболее востребованных в процессе обучения, он имеет многолетнюю историю, как в отечественной, так и в зарубежной педагогической науке и практике. Разработка индивидуального подхода в обучении явилась основой личностно-ориентированного образования, концепция которого принята на сегодняшний день мировой педагогической наукой.
Многие педагоги и психологи обращали внимание на необходимость изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе обучения. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Эльконин, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие современные педагоги и психологи. Все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе обучения. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход-необходимое условие
эффективности педагогического процесса, так как любое воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. Актуальность проблемы я вижу в том, что без учета индивидуальный особенностей детей не возможен полноценный процесс обучения. Время, общество, возможности меняются из года в год, появляются новые нона технологии, усовершенствуется техника, люди начинают развиваться быстрее, чем несколько сотен лет назад, им требуются новые, другие знания, а это всё значит, что и обучение уже требуется другое. В наше время недостаточно просто провести урок, дать необходимые знания и всё. Сам процесс обучения изменился. Теперь учитель выступает не только в роли педагога, но и в роле психолога и воспитателя. Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: Особенности индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка. Цель исследования: изучение особенностей индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка. Задачи: - изучить и проанализировать литературу по теме; - изучить особенности индивидуального подхода; -исследовать применение индивидуального подхода на уроках; Методы: теоретические – анализ педагогических и психологических по проблеме исследования. Методологический аппарат: индивидуальность, индивидуальный подход, личность, обучение, темперамент, характер.
Возрастные особенности младших школьников. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и так далее. Осуществление
индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев). Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и
углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего, в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведенияшкольников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: - силу возбуждения; - уравновешенность и неуравновешенность; - подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа
высшей нервной деятельности: Сильный,неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в школу: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту. Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти
особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту. Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций. Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом). Существуют и другие типы детей – аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиалы лучше воспринимают устную речь, как способ обучения, визуалам, чтобы лучше понять, необходимо увидеть изучаемый материал, а кинестетиком необходимо «потрогать материал», то есть поработать с ним. Учителю необходимо внимательно наблюдать за детьми и понять, кто есть кто, чтобы процесс обучения был более успешным. Также необходимо постоянно менять способы обучения, от наглядных методов обучения к устным, и наоборот. То есть, учитывая все типы детей.
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|