Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы жизненного цикла программного обеспечения




 

Структура ЖЦ ПО в соответствии со стандартом ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов (рис. 1):

· основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

· вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

· организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

 

Рис. 1. Процессы жизненного цикла программного обеспечения.

Процесс приобретения (acquisition process). Он состоит из действий

и задач заказчика, приобретающего ПО. Данный процесс охватывает следующие действия:

1) инициирование приобретения;

2) подготовку заявочных предложений;

3) подготовку и корректировку договора;

4) надзор за деятельностью поставщика;

5) приемку и завершение работ.

Процесс поставки (supply process). Он охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Данный процесс включает следующие действия:

1) инициирование поставки;

2) подготовку ответа на заявочные предложения;

3) подготовку договора;

4) планирование;

5) выполнение и контроль;

6) проверку и оценку;

7) поставку и завершение работ.

Процесс разработки (development process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д.

Процесс разработки включает следующие действия:

1) анализ требований к системе;

2) проектирование архитектуры системы;

3) анализ требований к ПО;

4) проектирование архитектуры ПО;

5) детальное проектирование ПО;

6) кодирование и тестирование ПО;

7) интеграцию ПО;

8) квалификационное тестирование ПО;

9) интеграцию системы;

10) квалификационное тестирование системы;

11) установку ПО;

12) приемку ПО.

Процесс эксплуатации (operation process). Он охватывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему. Данный процесс включает следующие действия:

1) эксплуатационное тестирование;

2) эксплуатацию системы;

3) поддержку пользователей.

Процесс сопровождения (maintenance process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО. В соответствии со стандартом IEEE-90 под сопровождением понимается внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или

требованиям. Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать

его целостность. Процесс сопровождения включает перенос ПО в другую среду (миграцию) и заканчивается снятием ПО с эксплуатации.

Процесс сопровождения охватывает следующие действия:

1) анализ проблем и запросов на модификацию ПО;

2) модификацию ПО;

3) проверку и приемку;

4) перенос ПО в другую среду;

5) снятие ПО с эксплуатации.

В группу вспомогательных процессов включены:

- документирование;

- управление конфигурацией; обеспечение качества;

- верификация; аттестация;

- совместная оценка;

- аудит;

- разрешение проблем.

Процесс документирования (documentation process). Он предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО. Процесс документирования включает следующие действия:

1) проектирование и разработку;

2) выпуск документации;

3) сопровождение документации.

Процесс управления конфигурацией (configuration management process). Он предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПО, управления хранением и поставкой ПО. Согласно стандарту IEEE-90 под конфигурацией ПО понимается совокупность его функциональных и физических ха-

рактеристик, установленных в технической документации и реализованных в ПО.

Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общие принципы и рекомендации по управлению конфигурацией ПО отражены в проекте стандарта ISO/I EC CD 12207-2: 1995 "Information Technology - Software Life Cycle Processes. Part 2.

Configuration Management for Software". Процесс управления конфигурацией включает следующие действия:

1) идентификацию конфигурации;

2) контроль конфигурации;

3) учет состояния конфигурации;

4) оценку конфигурации;

5) управление выпуском и поставку.

Процесс обеспечения качества (quality assurance process). Он обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПО понимается совокупность свойств, которые характеризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям. Для получения достоверных оценок создаваемого ПО процесс обеспечения его качества должен происходить независимо от субъектов, непосредственно связанных с разработкой ПО. При этом могут использоваться результаты других вспомогательных процессов, таких, как верификация, аттестация, совместная оценка, аудит и разрешение проблем. Процесс обеспечения качества включает следующие действия:

1) обеспечение качества продукта;

2) обеспечение качества процесса;

3) обеспечение прочих показателей качества системы.

Процесс верификации (verification process). Он состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верификация в узком смысле означает формальное доказательство правильности ПО).

Процесс аттестации (validation process). Он предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией обычно понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО.

Процесс совместной оценки (joint review process). Он предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта.

Процесс аудита (audit process). Он представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора.

Процесс разрешения проблем (problem resolution process). Он предусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Каждая обнаруженная проблема должна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разрешена.

В группу организационных процессов ЖЦ ПО входят:

- управление;

- создание инфраструктуры;

- усовершенствование;

- выпуск новых версий;

- обучение.

Процесс управления (management process). Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.

Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process). Он охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. Инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, является одним из объектов управления конфигурацией.

Процесс усовершенствования (improvement process). Он предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО. Усовершенствование процессов ЖЦ ПО направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет совершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств и обучения

персонала.

Процесс обучения (training process). Он охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...