До завоевания Русью Киев был хазарским городом. Его самое ранее документальное упоминание содержится в «киевском еврейском письме» начала Х в. в выражении «кагал Киева» (стр. 69).
- Как мы убедились, никакого «завоевания Русью» этих мест не происходило. Поскольку (повторимся) – не существовало в этом регионе никакой Руси. РУси разные, (в т.ч. на территории нынешней Австрии, район Зальцбурга) – в Европе были. А ЭТОЙ – нет. - кагал – не городское самоуправление, а религиозная община. Сильно сомнителен этот термин для периода Киевской Руси. Кагалы известны не ранее XVI века. Но допустим, термин «кагал» древнее, чем считается. Допустим, что письмо подлинное – упоминание о кагале есть. О чём это говорит? Только о наличии в городе иудейской общины – и всё. Если нет – что мешало авторам ПВЛ сообщить об этом. - авторы опуса явно не видят разницы между современным состоянием иудаизма, и тем, каким был он ранее. Кроме исповедующих его, в наше время, евреев есть ещё и караимы. Караимство не признаёт ни раввинат, ни Талмуд. А в то время, иудаистских и христианских сект и течений было видимо-невидимо … - стало дурной традицией, приравнивать хазар к евреям, евреям приписывать установки сионистов, и т. п. В первых: сионизм – не равно иудаизм. Во вторых: иудаизм исповедовала преимущественно верхушка каганата. В третьих: о хазарах сохранились вот какие частности; А) Касательно договора Игоря 945 года, о котором выше шла речь. В конце рассказа говориться о клятве-присяге, которую должны принести все участники договора, с обеих сторон. Чтобы не было никаких разночтений, приводим отрывок полностью. Византийцы сказали Игорю: «Твои послы приводили нашего царя к присяге, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей». Обещал Игорь сделать так. На завтра призвал Игорь послов и пришли на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его — сколько было язычников между русскими. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы, и хазар,— это была соборная церковь; многие варяги были христианами».
Хазары – есть! Но не иудеи, а христиане. Либо, что возможно, представители, какого-то иудаистского (скорее иудео-христианского) направления, у которого на тот момент не существовало непримиримых противоречий с христианами. По крайней мере – с теми направлениями в христианской догматике, что бытовали на Руси.
Б) У хрониста Матвея Парижского (ум. в 1259 году), в его знаменитой «Великой хронике» опубликован отрывок письма константинопольского патриарха кардиналам: - «Одно только добавлю и этим кончу, что, как явствует, существуют многие великие народы, которые веруют, как и мы, и с нами, греками, схожи во всем. Во-первых, те, что живут в ближней части Востока: эфиопы, затем сирийцы и прочие, еще более значительные и сильные, а именно: иберы, лазы, аланы, готы, хазары, неисчислимый народ Русии и победоносное королевство улгар. И все они как будто послушны матери нашей [церкви], до сих пор пребывая неизменно в древней ортодоксии». Как видим хазары и здесь христиане. Арабские источники подтверждают; хазарский каганат общегосударственной, или даже абсолютно господствующей религии не имел. Скажем более; ничего об иудаизме хазар не знает и арабский хронист, живший в конце IX – начале X вв., Ал Куфи. Во второй части его труда «Книга завоеваний», при описании войн арабов с хазарами, есть такой эпизод: «Как только наступило утро, хакан заставил своих воинов выполнить то, что они обещали ему накануне. После этого хазары отобрали лучших своих воинов и послали вперед, в центре, приказов им напасть на них (арабов) так, чтобы никаких упущений в бою не было. Маслама узнал об этом и сказал: «Горе мне из-за этого, последнего из хазаров, необрезанного мужлана. Он превратил их в своих руках [в игрушку] и клянусь Аллахом, я сделаю их хазарами арабов!».
Этот эпизод относится ко второй четверти VIII века.
Теперь глубже, в дебри; Нет ни одного свидетельства, даже косвенного что земли каганата охватывали побережье Днепра. Тем более – нет никаких археологических данных. Могущество хазар весьма раздуто и безбожно продолжает раздуваться. В тех же «сетях» (выкладывают иногда «карты») их владения уже достали до Арала - на востоке, охватывают чуть не весь северный Кавказ - на юге, ну а на севере – чуть не до Каргополя(!) На самом же деле всё скромнее. Сначала обратимся к той же ПВЛ; Хазары, в процессе повествования, попадаются несколько раз. Первый – в экскурсе в предисторию славян. Но о ней мы поговорим позднее – так надо. Второе упоминание хазар – знаменитая легенда о дани мечами. При этом существует замечание: «… по смерти братьев сих (Кий, Щек, Хорив), были обижаемы (поляне) древлянами и иными соседями». В этот-то момент и заявились хазары с требованием: «Платите нам дань». Ну и дали мечи. То есть – хазары не захватывали территорию полян, а требовали плату за защиту от соседей. Третий раз о хазарах говориться следующее: «Брали дань варяги из заморья с чуди, со словен, с мери и со всех кривичей. А хозары брали с полян, с северян и с вятичей, …» Варягов прогоняют (потом зовут обратно). Что с хазарами – неизвестно. Упомянуты хазары ещё при походах Олега на северян и радимичей. И.. в числе воинов Игоря (см. выше). При походах Святослава, на вятичей и на самих хазар. Но нет, ни единого слова об их решающем влиянии. И порукой тому – этот фрагмент: «Словеньску же языку, якоже рекохом, живущю на Дунаи,придоша от скуф рекше от козар, рекомии болгаре и седоша по Дунаеви, и насельници словеном быша. Посём придоша угри белии, и наследиша землю словеньску; си бо угри почаша быти при Ираклии цари, иже находиша на Хоздроя, царя перьскаго. В си же времена быша и обри, иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же обри воеваху на словенах и примучиша дулебы, сущея словены, и насилье творяху женам дулебским: аще поехати будяше обърину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли жен в телегу и повести обърена, и тако мучаху дулебы. Быша бо объре телом велици и умом горди, и бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни един обърин, и есть притъча в Руси и до сего дне:погибоша аки обре; ихже несть племени ни наследъка. По сих же придоша печенези; пмки идоша угри чернии мимо Киев, послеже при Олзе.»
Почему мы так в него тычем? А Вы положите ковёр нетерпения в сундук ожидания. Скоро сказка сказывается, да кошки родятся. Даём перевод с комментариями: «К народам говорящим по славянски, тем, что живут по Дунаю, пришли от скифов, называемых хазары, болгары и сели по Дунаю, и соседями славянам были». О болгарах знают не по наслышке хронисты VI века: Марцеллин Комит (живший во 2-й четверти – середине столетия), Захария Митиленский (младший современник Комита), Иордан (то – же), франк Сигиберт из Жамблу (тоже) и живший в кон. VI – нач.VII вв. византиец Феофилакт Симокатта. Появление болгар на Дунае датируется ими 499 (Комит) – 501 гг. Знает о событиях, отстоящих от него на шесть веков, и русский летописец. Упоминается, и довольно точно, приход болгар на Дунай и в знаменитой «Хронике Манассии» составленной в XII столетии и переведенной на славянский (староболгарский) язык в XIV в. Событие, судя по упоминанию о нём, не рядовое. «Потом пришли угры белые, и наследовали (или населили) землю славянскую; эти угры появились при Ираклии (император Восточной РИ 610 – 641 гг. )царе, они же ходили на Хосрова (Хосров II 588 – 628 гг.), царя персидского». Выявление «белых угров» вопрос отдельного исследования. Называется некий народ, заключивший союз с императором Ираклием против Хосрова у разных авторов по-разному. Но предварительные данные можно дать уже сейчас; Но для этого, сначала необходимо разобраться с другим народом, пришедшем в это время на восток Европы.
Продолжение рассказа о древней славянской истории – знаменитое «сказание об обрах»: «В те же времена были и обры, которые ходили на Ираклия царя и едва его не пленили. Эти же обры воевали со славянами и подчинили дулебов, которые славяне, и насилье творили женам дулебским: если нужно поехать куда обърину, [он]не давал въпрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3, ли, 4, ли, 5 ли жен в телегу и повести [его] обрина, и так мучали дулебов. Были те обры телом велики и умом горды, и бог истребил их, и померли все, и не осталось ни одного обрина, и есть притча в Руси и до сего дня: погибли как обры; и нет ни племени их, ни наследников».
Здесь речь идёт о приходе народа авар. Авары были знакомы европейцам уже давно. Первое дошедшее до нас известия о них содержится в книге «Византийская история», хрониста Приска Панийского (2-я – 3-я четв. V века). Известно об участии Приска (448 г.) в посольстве Максимина к Аттиле. О появлении аваров на Северном Кавказе рассказал Менандр Протектор. Работа «История», из которой приводится фрагмент, создана в конце VI в. и охватывает период 558 – 582 гг.: «558 г. по Р. X. Авары после долгого скитания пришли к аланам и просили их вождя Саросия, чтобы он познакомил их с римлянами … Авары вскоре завели войну с утигурами, потом с залами, которые уннского (гуннского) племени, и сокрушили силы савиров». Прокопий Кесарийский тоже осведомлён об этих событиях, хоть и в меньшей степени, чем Менандр: «В этом же году (557/558 гг.) в Византии вступило необыкновенное племя так называемых аваров, …». Как следует из повествования Менандра, в промежутке 558 – 560 гг., авары разгромили савирский союз и развязали успешную войну с антами. При этом анты предстают как достаточно сильное племя: - «Посланник (антов) Мезамир, пустослов и хвастун, по прибытии к аварам закидал их надменными и даже дерзкими речами».
Вот здесь-то необходимо притормозить и вернуться к «уграм белым». Как уже было сказано, конкретно этноним «белые угры» встречается только в русских летописях. До нас дошли два фрагмента рассказывающих об Ирано-Византийской войне 602 – 629 гг. Авторы их – византийские хронисты, современники – Никифор Патриарх (посл. четв. VIII в.) составивший свой труд, «Краткая история со времени после царствования Маврикия», в последней четверти VIII в., и Феофан Исповедник (жил ок. 760 – 816 гг.) его труд – «Хронография». Обе хроники – важные исторические источники. Оба автора рассказывают об одних и тех же событиях, При этом центральное место здесь занимает некий народ, который Никифор называет «турками», а Феофан «восточными турками, которых называют хазарами». Приводимый, в форме таблицы, фрагмент явно рассказывает об одном и том же событии, произошедшем (по обоим авторам) 625/626 гг.
Повествуя об одних событиях, авторы используют не во всём совпадающие этнонимы; живший несколько раньше Никифор, ни разу, в этих отрывках, не использовал термин «хазары». При этом самих хазар он хорошо знает; он рассказывает о них (точнее упоминает в той же работе), как покорителей болгар:
«Именно потому, что народ (болгары) так разделился и расселился, племя хазар, жившее внутри области, именуемой Верилией, по соседству с Сарматией, часто нападало на него. И пройдя все области, лежащие за Понтом Эвксинским, проникло через все земли до моря. И вслед за тем подчинило Ваяна и заставило производить уплату дани». Это подтверждает и Феофан: «Так вот, после того как они разделились таким образом на пять частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. [Этот народ], сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне». Хазар, оба автора, знают очень хорошо. Есть основание полагать, что речь, в табличных фрагментах, идёт именно об «уграх белых»: «Потом пришли угры белые, и прошли через землю славянскю; эти угры воевали вместе(«почаша быти») с Ираклием царём, который ходил на Хосрова, царя персидского». Самим же тюркам, в то время, было не до Ирана. Тюркский каганат, как раз в начале VII века раскололся на Западный и Восточный. Начались отпадения областей и постоянные войны со вчерашними покорёнными. Феофан правда, тоже говорит о «восточных турках» но это не те; центр Восточного каганата находился на реке Орхон (север нынешней Монголии) путь, для набегов, неближний. Между тем чётко указан путь «хазар – турок»; «через каспийские ворота» - крепость Дербент. Логичнее – по Шёлковому пути. Кроме того, с какими то «гуннами» постоянно ведут войны франки и Византийцы. Но это ещё не авары. Уход аваров на запад, после конфликта с императором Юстинианом Младшем произошёл в 565 году. А до этого авары разгромили антвизантийские савирские объединения на Северном Кавказе (ок. 558/59 гг.) и антский племенной союз. Всё это время ведутся войны франков и византийцев с какими то «гуннами», часто действующих в союзе со славянами. Хроника этих войн: 559 г. – нападение «гуннов» и славян на Фракию. 561 г. – война франков с гуннами. 562 г. – втожения «гуннов» во Фракию и Персиду. 566 г. – начало войны Сигиберта (кор. Франков) с «гуннами». 567 г. – набег «гуннов» на Тюрингию. О них повествуют и Григорий Турский и Сигиберт из Жамблу. Как видим, кто то из этих «гуннов» и есть «угры белые». А может быть это обобщающее название близкородственных племён.
Сначала болгары, потом – угры белые, авары. Причём, есть одна странность; большой временной разрыв. ПВЛ осведомлена о событиях VI – VII вв., но, почему то, молчит о событиях века VIII(!). Ведь после рассказа о том, как бог «потреби» авар (в реальности разбитых франками, и хронисты не могли этого не знать), по «Повести» вдруг появляются печенеги (отмеченные впервые той же ПВЛ в 915 и 965 гг. Причём об обеих датах говорится что это – «впервые») и сразу следует рассказ о проходе мимо Киева венгров. «Белые угры» должны были появиться по соседству со славянами несколько раньше аваров, и какое то время сосуществовать с ними по соседству. Нам известно, что в годы появлениея аваров, какие то «гунны», совместно со славянами, совершают нападения на подунайские провинции Империи. То есть, сведения о появлении и активности «белых угров» следует искать в хрониках и трудах историков где то между 2-й четв. VI и 2-й четв. VII вв. А они, (сведения) как мы убедились – есть. Ярким подтверждением осведомлённости русского хрониста является упоминание им попытки захвата в плен императора Ираклия аварами (обрами): «обри, иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша». Рассказ об этом событии помещён в упоминавшемся уже трудеНикифора Патриарха. Приведём его весь. Было это в 619 году: «… игемон аварских племен прислал представителя для переговоров о заключении мира к Ираклию. Ираклий этому очень обрадовался; он обменялся с ними подарками и затем послал в качестве своих представителей Афанасия патрикия, затем Косьму, занимавшего должность, именуемую квесторской, которые ему объявили императорскую волю. Авар же, притворяясь, под личиной дружбы, держался вкрадчиво и обольстительно, высказывался, что он друг ромеев, и изъявил готовность заключить с императором договор. Они же, возвратившись, доложили о его благорасположении императору. Очень обрадовавшись, он вознамерился отправиться в город Гераклею и встретиться с Аваром, как то было ими договорено. Он послал вперед театральные приспособления и приготовил все как следует для конских состязаний для приема его, а также озаботился о великолепных одеждах для него и для свиты. После того отправился и остановился в городе Силимврии. Через три дня каган с большим числом аваров появился около Гераклеи. Отобрав некоторую часть из следовавших за ним, являвшихся наиболее отважными и воинственными, он послал их в чащу и заросли, поднимавшиеся вокруг так называемых больших стен, чтобы они тайно прошли по находящимся там густо заросшим возвышенностям и чтобы они захватили императора с тыла, с тем, чтобы самому иметь в своем удобном расположении в центре оставшиеся у него [силы]. Ираклий об этом проведал и, немало испугавшись случившегося, вопреки расчету, снял пурпурные одежды, переменив их на жалкое и бедное платье, чтобы встречным показаться простолюдином, и, привязав императорский венец к руке, неблагородным образом тотчас же обратился в бегство и едва спасся в Византии. Авары же с воодушевлением бросились в погоню и обосновались лагерем в равнине, находящейся перед городом, именуемой Эбдомоном».
«Бог потреби» аваров в последнем десятилетии VIII века. Франкское войско, куда входили и другие германские племена, и славяне вторглось, тремя колоннами (две по берегам Дуная, одна – по реке) и за полтора месяца уничиожила аварское государство. А это самый конец столетия. И ни о каких хазарах в этом регионе ни один хронист, ни одна летопись не говорит. Тем более о хазарских городах. События VIII века хронист не рассматривает. После конкретных указаний у него довольно большая хронологическая «дыра». Но нам известны события, происходившие в Византии в самом конце VII – самом начале VIII вв.
После Константина IV «Бородатого», престол в Константинополе, в 688 году, занял его сын – 16-летний Юстиниан. Начал Юстиниан с военных авантюр. Которые, несмотря на отдельные успехи, навлекли на Империю вторжения арабов и славян. Его фавориты, которые были посажены на должности, были под стать самому Юстиниану – жестокими и алчными мздоимцами-самодурами. Евнух Стефан (казначей) осмелился отдать на порку розгами мать императора. Население, особенно мелкая служилая знать, из которой временщики выколачивали деньги, было крайне недовольно. Правящая шайка меж тем не унималась. В таких условиях было неудивительно появление оппозиции. Её возглавил знатный вельможа Леонтий из Исаврии, стратег Анатолии, друг покойного Константина, брошенный, за три года до того, в тюрьму Юстинианом. Произошедший, в 695 году, переворот, вознёс Леонтия на престол. Леонтий, памятуя о своей дружбе, не казнил Юстиниана. Приказал отрезать ему нос и сослал в Херсон. Ближайшие фавориты – казначей Стефан-перс (о нём говорилось) и монах Федот, были сожжены живьём. «Вот как обстояло дело в Константинополе» - заканчивает Никифор эту часть своего повествования.
Но Юстиниан был не таким человеком, чтобы опускать руки. Далее дадим слово самому Никифору: «И вот что у них произошло. Юстиниан, так как он пребывал в Херсоне, отваживался открыто и часто выступать с речами, чтобы снова овладеть царством. Тамошние же горожане, усматривая в этом отношении для себя опасность, задумали его умертвить или в оковах отправить к Апсимару. Юстиниан, проведав об этом, бежал оттуда и пробрался в крепость, так называемую Дорос, расположенную в Готской области. И вот он попросил хазарского вождя (они их называют хаганами) принять его». Заметим – это произошло в 704 году. Каган принял Юстиниана хорошо. Даже отдал за него свою сестру – Феодору (заметим – имя сестры кагана – греческого происхождения). Молодые поселяются в Фанагории. Между тем в Константинополе происходят значительные перемены; война с арабами, завязавшаяся в 697 году, была неудачной для Византии. Архонты-военачальники подняли мятеж. В результате на трон, под именем Тиберия, был посажен один из них – архонт Курикиота Апсимар. Леонтий, с отрезаным носом, был заточён в Далматский монастырь. Разузнав, что и как, Апсимар-Тиберий сообразил, что Юстиниан – прямая угроза его царствованию. Он предпринимает следующее: «… обратился с настоятельною просьбой к хазарскому архонту, обещая ему много денег и подарков, прислать Юстиниана живого или его голову». Каган решает выполнить «просьбу» императора, и поручает это дело одному из князей, живущих при Юстиниане. Но жена, разузнав о заговоре, сообщила об этом мужу. Юстиниан ночью, позвав князя к себе, удавил его готовой петлёй (по другому источнику – струной от арфы) и бежал в город Томы, видимо нынешняя Тамань, откуда, вместе с верными людьми – в Симболу – крепость возле Херсона. Потом Юстиниан едет на реку Истр (Дунай) и обращается за содействием к болгарскому князю Тервелю. Болгары помогли Юстиниану. И, в 707 году, он вновь сидит на троне. Дальнейшее здесь ни к чему; интересующиеся: а что было потом, могут прочесть самого Никифора Патриарха (в сетях этот труд есть).
Нам же, важен следующий факт; достаточно скромное положение хазарского кагана. Даже ослабленной, раздираемой снаружи и изнутри Византии, ему противопоставить было нечего. Важен и факт обращения Юстиниана к болгарам, что говорит о силе тогдашнего болгарского (болгаро-славянского) образования на Дунае. К тому же болгарских союзов явно было несколько. Вот что говорят хроники: Иордан. Время его жизни и деятельности – сер. – 2-я пол. VI века. В известнейшем труде этого хрониста, который принято называть «Гетика» сказано: «… тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим». Никакая другая летопись этим данным не противоречит.
Так зачем же был затеян этот длинный экскурс в раннесредневековую историю? Да чтобы наглядно продемонстрировать, что не так страшны хазары как их малюют. Заметим, об аварах (обрах) хронист знает гораздо больше, а хазары встречаются эпизодами. В каком случае это может быть? Наверное, тогда, когда особого ущерба от них не терпели; вон, поляне – предпочитали платить дань хазарам, лишь бы избавиться от наскоков славянской родни (древлян). А радимичей и вятичей, после освобождения от уплаты дани хазарам, потребовалось ещё по разу «освобождать». В общем-то нигде, даже на пике своего влияния, каганат не предстаёт чем то сильно мощным. Определённое влияние, конечно было, но было эпизодически. Знаменитое письмо Иосифа, как и еврейско-хазарская переписка; сомнительные документы. Давно ходят разговоры о подделке. Мы тоже так считаем. Но, по крайней мере Краткая редакция Письма – подделка того времени. Определённые сведения письмо содержит, несомненно. Но воспринимать его можно только через анализ и сравнение с другими источниками. Опять таки – чрезмерно могущественным предстаёт хазарский государь в ответе рабби Хаздаю, и в Переписке. И есть основания сомневаться в этом могуществе; В трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» есть такие строки: «10. О Хазарии, как нужно и чьими силами воевать. Вот что рассказывает арабский путешественник и географ Абуль-Хасан Али аль-Ма-суди (умер в 956 г.) Два фрагмента взяты из труда аль-Ма-суди «Луга золота и рудники драгоценных камней»; «Царь аланов выставляет 30 000 всадников. Это царь могущественный, сильный и пользующийся большим влиянием, чем остальные цари. Царство его представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие во всем царстве, благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов. По соседству с аланами между Кабхом и Румским морем находится племя по имени Кешах; (касоги – так и напрашивается. А Мстислав и Редедя ещё не родились) …. Аланы могуществом превосходят этот народ, и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед аланами, если бы не имел укреплений, построенных на берегу моря». Это как раз эпоха Олега, Игоря, чуть ранее деятельности Святослава. Ну и, ещё один выпад, по поводу границ каганата; И здесь мы предоставим слово древним авторам. Хронист, упоминающий о пребывания Хазар в междуречье Дона и Волги, уже в VII в. – выдающийся математик, хронист и географ Анания Ширакаци. Временем его жизни считают период ~ 610 – ~ 685 гг., приводим выдержку из наиболее известного его труда – «Армянская география»: -«Сарматия (Азиатская) отделяется от своей половины (Европейской) восточными оконечностями Рипейских гор, рекою Танавис, Меотийским морем, и простирается вдоль Кавказских гор у Грузии и Албании до Каспийского моря. В Сарматии находятся горы Гиппийские, Кераунские и другие, и многие реки, в числе которых Этиль с 70 рукавами на берегах которого укрепился народ басилы. Следующие народы живут в Сарматии: 1. хазары, 2. буши (булхи), 3. баслики (барсилы), … (перечислены ещё 50 племён). … у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море. Севернее живут гунны, у которых город Варачан и другие города. Царь Севера называется Хаган. Он владыка хазар. Царица же, жена Хагана, происходит из рода Басилов». Мы видим что каган хазарский правитель союза племён, и только. А это было незадолго до эпопеи с Юстинианом, и до гипотетической постройки «хазарского города – Киев» (по О. Прицаку). С каким уважением не относись к одной из солонок «Холодной войны» - Гарвардскому университету – всё равно – построения О. Прицака носят искусственный, априорный характер, не подтверждаясь ни письменными ни археологическими источниками. Поэтому «хазары на Днепре – Славутиче», по нашему глубокому убеждению – миф, да и к тому же, носящий явную идеологическую окраску. По этому вопросу аргументов – масса! Так что – кому угодно подраться – милости просим!
Но мы хотим сказать ещё несколько слов; о событиях связаных с правлением Юстиниана (мы о них, вкратце, рассказали) знает такой источник как «Мозарабская хроника». Она доводит события в Испании (как видим – и нетолько) до 754 года. В частности там говорится: «В 726-ю эру (688 г.) Юстиниан был увенчан шестьдесят первым римским императором. Он правил десять лет до своего свержения, 5896 лет прошло со времени сотворения мира». … В 736-ю эру (698 г.) Леонтий мятежным образом стал шестьдесят вторым императором римлян и правил три года во время смуты, 5899 лет прошло со времени сотворения мира. После свержения Юстиниана этот смутьян возвысился до императорской власти. … В 738-ю эру (700 г.) Апсимар стал шестьдесят третьим императором римлян и правил семь лет, 5905 лет прошло со времени сотворения мира. … В 745-ю эру (707 г.) Юстиниан, шестьдесят первый римский император, с помощью хазарских войск и личной доблести вернул себе власть и как шестьдесят четвертый император правил десять лет, 5915 лет прошло со времени сотворения мира». Ошибка хрониста очевидна. Выяснять её не будем сейчас; скорее всего сработал принцип «глухого телефона». Но есть факт – хазары известный тогда народ. И ещё один факт – русские летописи упоминают хазар эпизодически. А помятуя какую путаницу порой вносит время в историческую память, можно задаться и следующим вопросом; действительно ли в тех местах, где ПВЛ говорит о хазарах, присутствовали действительно хазары. Но вопрос это отдельный. Нам важно одно – никаким «хазарским городом» Киев быть не мог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|