Консульские учреждения: понятие, функции, порядок учреждения.
Консульские учреждения – это зарубежные представительства, функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств. Выделяется четыре вида консульских учреждений: 1) генеральные консульства; 2) консульства; 3) вице-консульства; 4) консульские агентства. В большинстве государств консулы назначаются ведомствами иностранных дел государства. Для осуществления консулом своей деятельности необходимо получение консульского патента и экзекватуры. Консульский патент – это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства, подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой консульского учреждения. В консульском патенте указываются: полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Экзекватур – это документ, выдаваемый иностранным государством, разрешающий выполнение консульских функций в консульском округе. С момента получения консулом экзекватура он приступает к выполнению своих полномочий. Окончание миссии консула может быть в случае отозвания консула представляемым государством, аннулирования экзекватуры государством пребывания, истечения срока консульского патента, закрытия консульского учреждения в данном пункте, прекращения консульских отношений в целом, войны между государством пребывания и представляемым государством, смерти консула, выхода территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.
Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей. К специальным функциям консульского учреждения можно отнести: учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; консультационную деятельность и практическую помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; паспортно-визовую работу (т. е. выдачу, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство), выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий. Неприкосновенность консульских помещений – один из важнейших иммунитетов и привилегий консульского учреждения.
36. Специальные миссии (дипломатия adhoc): понятие, функции, порядок деятельности. В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc. Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством. Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии. Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии;
о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью. Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства. Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность. Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством. Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|