Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические основы речи




Физиологической основойречи является деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом являетсяпрограммирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная. Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче (рис. 38). В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилине), связанный с громкостью произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине), связанный с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле), связанный с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине), связанный с письменной речью.

 

 
 

 

 


Рис. 38. Физиологические основы речи

 

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб., 2001.

Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.


Тема 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

План Психологическая характеристика деятельности Структура деятельности Освоение деятельности. Навыки и умения Основные виды деятельности

Психологическая характеристика деятельности

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 39).

 

 


Рис. 39. Основные черты деятельности

 

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис. 40).

 

 

 

 


Рис. 40. Особенности деятельности

 

Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 41).

 
 

 


Рис. 41. Характеристики деятельности

 

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 42).

 

 

 


Рис. 42. Аспекты анализа деятельности

Структура деятельности

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат (рис. 43).

 

 
 

 

 


Операции

 

 


Рис. 43 Структура деятельности

 

Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели (рис 44). Выделяют практические (предметные) и умственные действия (рис. 45).

 

 

 
 

 


Рис. 44. Характеристики действия

 

 

 

 


Рис. 45. Виды действий

 

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части (рис. 46).

 

 

 


Рис. 46. Структура действия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...