Археологические памятники пермского края.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В настоящее время в крае известно около 3000 памятников археологии всех эпох (от каменного века до нового времени) и типов (от каменных писаниц до исторических городов). Наиболее ранние памятники эпохи камня на территории края расположены в прибрежных зонах Камского и Воткинского водохранилищ. Это – стоянки и местонахождения Пещерный Лог, Ганичата, грот Большой Глухой, Сосновка III. Они относятся к раннему и среднему палеолиту. На памятниках найдены грубые рубящие орудия из кварцитопесчаника, кости древних животных. В верхнем палеолите выделяется несколько групп памятников, связанных с влиянием населения Русской равнины, с одной стороны, и Сибири – с другой. К наиболее изученным памятникам следует отнести стоянку им. Талицкого, Гарчи, Заозерье. При переходе от палеолита к мезолиту выделяется группа эпипалеолитических памятников. Это – стоянки Горная Талица, Усть-Сылва, Усть-Пожва. Наиболее показательной формой орудий на этих памятниках являются выемчатые трапеции. Развитый мезолит представлен памятниками типа стоянки Огурдино. Для них характерна пластинчатая микролитическая индустрия. Поздний мезолит отражают материалы памятников типа Усть-Половинная, Косинская, Голый Мыс, Шабуничи. На них фиксируются как мезолитические, так и неолитические черты. Классический камский неолит характеризуют стоянки Боровое Озеро I, Хуторская, Кряжская. Для них характерны крупные полуяйцевидные сосуды, орнаментованные гребенчато-ямочными узорами, двустороннеобработанные и шлифованные орудия труда. С переходом к прочной оседлости связано появление подпрямоугольных жилищ-полуземлянок с грунтовыми очагами. С поздним неолитом связаны памятники типа стоянки Лёвшино. Помимо гребенчатой керамики на них встречается посуда, орнаментированная с помощью накола. К эпохе энеолита относятся 3 археологические культуры. С ранним энеолитом связаны новоильинская и борская культуры, с развитым и поздним энеолитом – гаринская культура. Начало эпохи бронзы в Пермском Предуралье связано с существованием в Прикамье памятников турбинского (турбинско-сейминского) типа 17-15 вв. до н. э. Выявлены такие памятники, как Турбинский I и II, Усть-Гайвенский, Заосиновский, Бор-Ленвинский могильники. Как правило, в могилах отсутствуют кости людей. Судя по погребальному инвентарю (металлическое, каменное и костяное оружие – наконечники копий, вертикально-втульчатые топоры-кельты, кинжалы, наконечники стрел, костяные защитные доспехи), это были воины. Во многих могилах с ритуальными целями предметы вооружения воткнуты в дно или стенки могильных ям. В целом памятники турбинско-сейминского типа резко отличаются от некрополей всех остальных евразийских культур эпохи бронзы. Турбинцы были высококлассными специалистами в области бронзовой металлургии и металлообработки, они использовали литьё по восковой модели, что позволяло воспроизводить мелкие детали орнаментов. Широко применяли тонкостенное литьё для изготовления втулок копий, вислообушных топоров. Почти половина предметов отлита из оловянных бронз, полученных из рудных месторождений Горного Алтая. Происхождение и этническая принадлежность турбинцев не ясны, понятно только, что это пришельцы из сибирских земель. Спустя некоторое время после ухода турбинцев далее на запад их достижения в области металлургии оказались усвоенными племенами Прикамья и Поволжья. Поздний бронзовый век (14-7 вв. до н. э.) в Пермском Предуралье характеризуется бытованием так называемой ерзовской археологической культуры. В настоящее время известно несколько десятков памятников ерзовской культуры, наиболее крупными из них являются поселения Ерзовское, Заосиновское VI, Половинное I, Васюковская и Еловская стоянки. Орудия труда представлены каменными предметами, бронзовых изделий на ерзовских памятниках обнаружено мало. Наряду с ерзовской культурой в конце 2 тыс. до нашей эры в Пермском Предуралье проникают племена протоугорской лебяжской археологической культуры 12-10 вв. из Припечорья и Вост. Повычегодья. Памятники раннего железного века представлены поселениями, могильниками и святилищами ананьинской культуры 8-3 вв. до н. э. и гляденовской культуры 3 в. до н. э. – 3-4 вв. н. э. В настоящее время в Прикамье известно более 150 памятников ананьинской культуры, расположенных в основном в юж. и средних (по р. Каме) районах Пермского края. В ананьинское время в Прикамье возникают такие типы памятников, как укрепленные валами и рвами городища и святилища-костища, достигшие своего расцвета в гляденовское время. На отдельных городищах найдены остатки деревянных конструкций в виде стен на валу. В основе хозяйства ананьинцев лежала охота при постоянно возраставшей роли скотоводства. Знакомо было ананьинцам и земледелие, однако оно не играло пока решающей роли. Оружие ананьинцы получали от степняков-кочевников в обмен на меха. Иногда в могилах знатных воинов встречаются железные короткие мечи-акинаки т. н. скифских типов, бронзовые топоры-секиры с обухом, оформленным в виде головы хищного зверя или птицы, пояса, богато украшенные бронзовыми бляшками-накладками. Довольно часто именно в мужских погребениях находят бронзовые шейные украшения, конскую упряжь, богато украшенную бронзой и золотом, некоторые типы украшений, в т. ч. предметы в т. н. зверином стиле. Через скифов и савроматов, вероятно, попадали к ананьинцам изделия кавказских мастеров, а также продукция ремесленников Египта, цивилизаций Передней Азии и Ближнего Востока. К гляденовскому времени можно относить около 200 памятников. Почти все они расположены в обособленных районах, разделённых незаселёнными интервалами в 15-50 км – племенных территориях. Совершенно особым типом памятников являются святилища-костища. Костища, как правило, располагаются на укреплённых городищах. Культурный слой костищ содержит зачастую очень мощные отложения костного пепла, пережжённых, частично обожжённых и сырых костей животных. Мощность таких слоёв может колебаться от 5 см до 1,5 м и более. Самое крупное костище – Гляденовское. Оно находится на Гляденовской горе над рекой Нижней Мулянкой неподалеку от города Перми и возникло ещё в ананьинское время. На Гляденовском костище изучены мощные напластования костей, различные жертвенные комплексы в виде прокалённых глиняных площадок, канавок с остатками жертвоприношений и столбовых ям от деревянных истуканов-идолов. В этих жертвенниках найдено несколько сотен миниатюрных сосудиков для жертвенной крови. Обнаружены отдельные жертвенники с черепами медведей и лосей, ритуальное захоронение жеребёнка и ритуальное человеческое погребение. За многие годы исследований здесь собрано огромное количество находок: свыше 20 тыс. стеклянных и каменных бус, железных и бронзовых наконечников стрел, наконечники копий и дротиков, вотивные (т. е. имевшие культовое назначение) изображения животных, людей и различных орудий труда. Гляденовское время – период становления особого культового пермского звериного стиля. В 4-5 вв. в Прикамье приходят угорские сибирские и южно-уральские племена, и с их участием формируется средневековая ломоватовская культура 7-11 вв. Известно более 350 городищ, селищ, могильников и святилищ ломоватовского времени. В основе хозяйства ломоватовцев лежали скотоводство и ручное земледелие при высокой роли охоты и рыбной ловли. Основные памятники ломоватовского времени расположены на берегах р. Камы и её притоков выше г. Перми. Высокого уровня достигают обработка железа, кости, бронзолитейное ремесло. Возникают целые микрорайоны, ориентированные на металлообрабатывающее ремесло (Чашкинский, Яйвенский и пр.) Изготовление глиняной посуды по-прежнему оставалось домашним производством. Ломоватовцы жили в наземных жилищах столбового типа. Развитая промысловая охота на пушных животных, добыча меди и соли лежали в основе экономических связей ломоватовцев. С 10 в. их основным торговым партнёром стала Волжская Булгария, откуда в Прикамье поступали монетное и товарное серебро, различные бытовые предметы, орудия труда и предметы вооружения. Через Булгарию осуществлялись связи с Русью, Европой, Азией. Наивысшего расцвета в это время достигает и пермский звериный стиль; на ломоватовских святилищах накапливается большое количество вост. и византийского серебра. В Сылвенско-Иренском поречье расположены памятники неволинской культуры 4-8 вв. Угорское неволинское население занималось в основном скотоводством, охотой. К 9 в. неволинцы мигрируют на нижнюю Каму, где вливаются в состав населения Волжской Булгарии. В 11-12 вв. начинается миграция в Прикамье предков коми, и период 12-15 вв. характеризуется памятниками родановской культуры. К этому времени относится около 100 археологических памятников, некоторые из ломоватовских городищ (например, Рождественское, Анюшкар, Кудымкарское) продолжают существовать. Родановцы ориентировались на пашенное земледелие, заимствуя его развитые формы в Сев. Руси и Волжской Булгарии. В это же время в Прикамье существовали крупные булгарские торговые фактории. В 14-15 вв. началось проникновение в Прикамье поселенцев с территории русского Севера; возникали поселения, на которых финно-угры жили совместно с древнерусским населением (например, Искор и Троицкое городище). Изучены слои 16-18 вв. в Соликамске, Чердыни, на Строгановских Орле-городке, Нижнем Чусовском городке. Археологически исследуется историческая часть Кунгура, территория губернской Перми; раскопкам подвергнут центр солеварения – горный город Дедюхин (у города Березники).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Бадер О. Н. Археологические памятники Прикамья и их научное выявление. Пермь: Кн. изд-во, 1950. 116 с.; 2. Белавин А. М. К 100-летию О. Н. Бадера // Тр. КАЭЭ ПГПУ. Пермь, 2003. Вып. III.; 3. Очерки археологии Пермского Предуралья: учеб. пособие для студентов и аспирантов. Пермь, 2002. 4. Корчагин П. А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.; 5. Корчагин П. А. Раскопки Троицкого городища (Чердынского кремля) //Оборинские чтения: материалы IV-V регион. археол. конф. Пермь, 2003.; 6. Соколова Н. Е. Жилая застройка Перми первой половины XIX в. //Оборинские чтения: материалы IV-V регион. археол. конф. Пермь, 2003. 7. Агафонова Н. Н. Страницы истории Земли Пермской: Прикамье с древней. времен до нач. XVIII в. / Н. Н. Агафонова, А. М. Белавин (ред.), Н. Б. Крыласова. Пермь, 1995.; 8. Бадер О. Н. На заре истории Прикамья / О. Н. Бадер, В. А. Оборин. Пермь, 1958.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|