Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении согласных звуков.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении гласных звуков.

 

А. а) губы в спокойном положении;

б) губы на расстоянии 1-1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу; кончик языка расположен к нижним резца;

г) Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

е) ощущения тепловой струю воздуха у тыльной стороны ладони, поднесенной ко рту.

У. а) губы трубочкой вытянуты вперед;

б) зубы на расстоянии приблизительно 0,5 см;

в) корень языка поднят;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость:

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

И. а) губы растянуты в улыбку;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1 – 2 мм друг от друга;

в) плоский кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Язык поднят, вытянут, напряжен;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты в вибрируют;

е) ощущение теплой струи воздуха у тыльной стороны ладони, поднесенной ко рту.

О. а) губы округлены и немного выдвинуты вперед;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1 – 0.5 см друг от друга;

в) корневая часть языка немного приподнята;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

е) ощущение теплой струи воздуха у тыльной стороны ладони, поднесенной ко рту.

 

Э. а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 4 – 5 мм. друг от друга;

в) плоский кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

е) ощущение теплой струи воздуха у тыльной стороны ладони, поднесенной ко рту.

 

Ы. а) губы не напряжены;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2-3мм. друг от друга;

в) кончик языка оттянут от нижних зубов, а корень языка поднят к середине неба;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении согласных звуков.

М. а) губы сомкнуты без напряжения, зубы не сомкнуты;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за м гласного звука;

в) мягкое небо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;

г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Б. а) губы сомкнуты без заметного нажима;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за б гласного звука;

в) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

д) воздух резко выталкивается изо рта.

П. а) губы сжаты;

б) расстояние между резцами и положением языка зависит от следующего за П гласного звука;

в) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

г) голосовые связки раскрыты, голос не звучит;

д) воздух резко выталкивается изо рта.

В. а) нижняя губа прижата к краям верхних резцов, но по середине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего за в гласного звука;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

 

Ф. а) нижняя губа прижата к краям верхних резцов, по середине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята.

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего за ф гласного звука;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

 

Н. а) губы находятся в положении следующего за н гласного звука;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2 – 3 мм. друг от друга;

в) передний край языка при сочетании н с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) прижат к верхним зубам, образуя смычку,, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При сочетании с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смыка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

г) мягкое небо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Т. а) губы находятся в положении за т гласного звука;

б) зубы на расстоянии 2 – 3 мм.;

в) верхний край языка при сочетании т с гласными а, о, у, ы, (твердый вариант звука) прижат к верхним зубам, образуя смычку, выдыхаемой струёй воздуха.

При сочетании т с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик зыка опущен в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней спинкой языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит;

е) воздух резко выталкивается изо рта.

Д. а) губы находятся в положении за д гласного звука;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2 – 3 мм. друг от друга;

в) передний край языка при сочетании д с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) прижат к верхним зубам, образуя смычку взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании д с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

е) воздух резко выталкивают изо рта.

К. а) губы находятся в положении следующего за к гласного звука;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного звука;

в) при сочетании к с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) кончик языка опущен и оттянут от нижних резцов, спинка языка касается мягкого неба. При сочетании к с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка касается твердого неба;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки;

е) воздух резко выталкивает изо рта.

Г. а) губы находятся в положении следующего за г гласного звука;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного звука;

в) пи сочетании г с гласными звуками а, о, у, ы (твердый вариант звука) кончик языка опущен и оттянут от нижних резцов, спинка языка касается твердого неба. При сочетании г с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, стенка языка касается твердого неба;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

е) воздух резко выталкивается изо рта.

Х. а) губы находятся в положении следующего за х гласного звука;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за х гласного звука;

в) при сочетании х с гласными а, о,у,ы (твердый вариант звука) кончик языка опущен и слегка оттянут от нижних резцов, спинка языка, прилегая к мягкому небу, оставляет по середине щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. При сочетании х с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка, прилегая к твердому небу, оставляет по середине щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит;

е) воздух теплой струей мягко проходит через глотку.

 

С и С’ а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1-2мм. друг от друга (не сжимая);

в) широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

г) по середине языка идет сильная струя (холодная) воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, приложенной к подбородку под нижней губой;

д) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

е) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Если у ребенка не получается звук с, значит он не точно выполнил одно из движений.

 

З и З’ а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1-2мм. друг от друга (не сжимать);

в) широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

г) по середине языка идет холодная струя воздуха, которая ощущается тыльной стороной руки, приложенной к подбородку под нижней губой;

д) участвует голос. На это надо обратить внимание детей, указав им, что, когда мы качали носом, воздух из него шел тихо, голос не было слышно, а комары звенят звонко. Приложите руку к горлу и послушайте, как звенит голос (руку прикладывать к горлу тыльной стороной).

 

Ц. а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1 – 2 мм. друг от друга;

в) широкий кончик языка упирается в нижние резцы;

г) по середине языка идет сильная воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха тыльной стороной руки, приложенной к подбородку под нижней губой

д) если у ребенка звук ц не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции слитно те, все убыстряя темп, пока не получится хороший звук ц.

 

Й. а) губы приближены к зубам;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2 – 3мм. друг от друга;

в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к нижней части неба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Ш. а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) верхние нижние зубы сближены;

в) плоский кончик языка приподнят к переднему краю неба, но не прижат;

г) по середине языка идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

е) голосовые связки раскрыты, голос, не звучит.

 

Ж. а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) верхние и нижние зубы сближены;

в) плоский кончик языка приподнят к переднему краю неба, но не прижат;

г) по середине языка идет не сильная теплая воздушная струя воздуха, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) участвует голос. На это надо обратить внимание ребенка, указав ему, что, когда шумел лес, деревья качались тихо: «ш-ш-ш…», голоса не было слышно, а мухи жужжат громко: «ж- ж - ж». Приложим руку к горлу, послушаем, как звенит голосок: «ж-ж- ж...».

Ч. а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2 мм. друг от друга;

в) плоский кончик языка ударяется в передний край неба;

г) посредине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ладонью ощущается как толчок воздуха;

д) если у ребенка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорить слитно т ш, все убыстряя темп, пока не получится хороший звук ч.

 

Щ. а) губы в легкой улыбки, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы сближены;

в) плоский кончик языка поднят к альвеолам;

г) по середине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) если у ребенка звук щ не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь-шь-шь: получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно произнести шч.

Л и Л’ а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы сближены;

в) плоский кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами);

г) участвует голос. Приложив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок;

д) если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, тот надо вызывать у таких детей л межзубное, при этом меняется лишь положение языка- широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх. Когда ребенок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.

 

Р и Р’ а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии нескольких мм. друг от друга;

в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;

г) по середине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...