Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Особенности преподавания юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях

Е. В. ЕВПЛОВА

В. Р. ЯКУПОВ

Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО

 

Учебно-методическое пособие

 

Челябинск

2018


УДК 37.02

ББК 74.5

 

 

Евплова, Е.В. Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, В.Р. Якупов. – Челябинск, 2018. – 87 с.

 

ISBN

 

Пособие «Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО» включает семь разделов. Материал пособия содержит теоретическое описание, практические рекомендации и примеры. Сделана попытка привлечь внимание к новым методикам в преподавании юридических дисциплин.

Настоящее издание может быть полезно для педагогов юридических дисциплин организаций профессионального образования, учреждений дополнительного образования, а также студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Профессиональное обучение (правоведение и правоохранительные органы)».

 

ISBN

 


Рецензенты:

Гнатышина Е.А., д.п.н., профессор, директор Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ».

Шакурова З.А., к.псих.н., доцент, ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».

 

 

 

© Е.В. Евплова, 2018

© В.Р. Якупов, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………… Раздел 1. Особенности преподавания юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях ……………… Практические задания ……………………………………………… Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение юридических дисциплин ………...………...………...………...………...………...……... Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ………...........………...........………...........………...........………... Учебный план ……………………………………………………….. Календарно-тематический план изучения дисциплины …………. Перспективно-тематический план учебного процесса …………. План занятия (план-конспект занятия) ……………………………. Практические задания ……………………………………………… Раздел 3. Проектирование целей в процессе профессионального обучения ….................................................................................................... Цель изучения дисциплины ………………………………………... Цель изучения раздела ……………………………………………... Цель изучения темы/занятия ………………………………………. Цель выполнения задания (учебных заданий) ……………………. Практические задания ……………………………………………… Раздел 4. Этапы проведения учебного занятия в системе профессионального обучения …………………………………………... Практические задания ……………………………………………… Раздел 5. Формы и методы преподавания юридических дисциплин Формы обучения …………………………………………………... Лекционные формы проведения занятия …………………………. Приемы активизации внимания на лекционных занятиях ………. Методика изложения и усваивания юридических терминов ……. Методы обучения ………………………………………………….. Активные и интерактивные методы обучения ……………………. Дискуссионные методы проведения занятия (дебаты) …………... Круглый стол ………………………………………………………... Тренинг ……………………………………………………………… Мозговая атака (мозговой штурм) …………………………………. Дидактические игры ………………………………………………... Проектная деятельность ……………………………………………. Правовые исследования ……………………………………………. Практические задания ……………………………………………… Раздел 6. Средства обучения, используемые для преподавания юридических дисциплин ………………………………………………... Компьютерные средства обучения ………………………………… Портфолио как средство обучения ………………………………… Рабочая тетрадь как средство обучения …………………………... Инструкционная карта как средство обучения …………………… Практические задания ……………………………………………… Раздел 7. Методика осуществления контроля в процессе профессионального обучения …………………………………………... Практические задания ……………………………………………… Заключение ………………………………………………………………... Список использованных источников и литературы ………………… Приложения ………………………………………………………………. Приложение 1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ………………………………………………... Приложение 2. Календарно-тематический план изучения дисциплины «Менеджмент» по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» …………………………………. Приложение 3. План-конспект комбинированного занятия по теме «Налогообложение физических лиц» (учебная дисциплина «Право») ……………………………………………………………………. 5          7 13   15   15 19 20 21 21 24   27 27 28 28 28 34   36 40 41 41 42 42 45 47 48 50 51 51 52 52 53 53 54   55 56 56 58 60 61   63 65 66 67 69     69     75     79

ВВЕДЕНИЕ

Идеальная дидактика – это ее отсутствие.

Ученик сам стремится к знаниям так,

что никто не может ему помешать.

Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.

А. Гин

 

Художник смешивает краски и наносит мазки на холст, музыкант складывает ноты в музыкальное произведение, журналист использует игру слов, чтобы получился оригинальный текст… Настоящий педагог тоже смешивает краски, играет нотами и словами – только это педагогические краски, обучающие этюды, воспитательные слова… Педагог – мастер своего дела, как по нотам играет свой урок. И лишь другой учитель, преподаватель знает, сколько труда и времени ушло на то, чтобы ноты и слова гармонично слились в музыку урока. У каждого педагога своя музыка, своя методика – это и есть методика обучения.

Однако, не смотря на индивидуальный характер любой методики обучения, и непосредственную взаимосвязь с профессиональным опытом, можно сказать, что фундамент этой трудной деятельности составляют теоретические знания в данном направлении.

Теоретические знаний по методике обучения – это отдельные звенья, совокупность которых складывается в цепь. Если знания глубокие и крепкие, цепь будет выполнять свои непосредственные функции и с ее помощью можно будет многого добиться. А если звенья цепи не стабильны, то и цепь будет хлюпкой, ее сложно будет использовать по назначению.

Отдельно стоит сказать об актуальности, а также сложности преподавания юридических дисциплин в системе среднего профессионального образования (СПО). На сегодняшний день от преподавателей юридических дисциплин требуются знания особой методики преподавания, целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, умения составлять рабочие тетради, инструкционные карты, владение приемами проблемного обучения, устного изложения материала и т.д.

В связи с этим в настоящем издании будут представлены такие методы и приемы обучения, которые позволят достичь вышепредставленную цель и сделать процесс преподавания юридических дисциплин не только познавательным, но и интересным, как для педагога, так и для обучающихся.

Пособие «Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО» содержит теоретическое описание, практические рекомендации и примеры. Сделана попытка привлечь внимание к новым методикам в преподавании юридических дисциплин в системе профессионального образования.

Содержание учебно-методического пособия состоит из семи разделов:

1) особенности преподавания юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях;

2) учебно-методическое обеспечение юридических дисциплин;

3) проектирование целей в процессе профессионального обучения;

4) этапы проведения занятия в системе профессионального обучения;

5) формы и методы преподавания юридических дисциплин;

6) средства обучения, используемые для преподавания юридических дисциплин;

7) методика осуществления контроля в процессе профессионального обучения.

Настоящее издание может быть полезно для педагогов организаций профессионального образования, учреждений дополнительного образования, а также студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Профессиональное обучение (правоведение и правоохранительные органы)».

Отметим, что раскрытые в пособии разделы – это всего лишь часть возможных, их может быть сколь угодно много. Все зависит от фантазии педагога, которому необходимо быть для своих студентов источником света в стране знаний, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет для тех, кто находится рядом.


 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская народная мудрость

 

Ни для кого не секрет, что правовое образование – одно из важнейших условий успеха в современном мире. Однако для того, чтобы обучающиеся успешно освоили достаточно сложный юридический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемому материалу, то есть, принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания правовых дисциплин. Опишем подробнее особенности методики преподавания юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях.

Во-первых, важнейшей особенностью методики преподавания правовых дисциплин является тесная связь учебного материала с действующим законодательством.

Изучение любой учебной дисциплины, как известно, направлено, в том числе, на получение обучающимися объективных знаний в соответствующей области. Юридическое знание имеет под собой объективную основу – существующую правовую систему – и предполагает необходимость освоения студентами специфического понятийно-категориального аппарата и работу с нормативным материалом. Основные особенности образовательного процесса, такие как стадийность, ограниченность жесткими временными рамками, предметная насыщенность, различия в уровнях подготовки и способностях обучающихся, приводят к необходимости существенной переработки и адаптации учебного материала. Любая научная абстракция всегда сводит изучаемые объекты к упрощенным моделям для облегчения преподавания и более эффективной усваиваемости материала. В этой ситуации крайне важно не допустить отрыва теории от правовой материи, избежать в отношении интерпретации последней чрезмерных вольностей, неоправданного субъективизма. Право упрощать реальность в курсе теории должно быть лимитировано.

Так, по теме «Объекты гражданских правоотношений» (дисциплина «Гражданское право») часто недостаточно корректно раскрывается материал относительно интеллектуальных прав как разновидности имущественных прав, являющихся объектами гражданских правоотношений. Для простоты схемы интеллектуальные права либо вообще не упоминаются в данном качестве (например, «К имущественным относятся вещные и обязательственные права, а также права корпоративные», «Среди имущественных прав законодатель различает вещные и обязательственные права»), либо речь ведется только об исключительных правах («Имущественные права – комплексная категория гражданского права, включающая в себя вещные, обязательственные, исключительные, наследственные, а также смешанные права», «Необходимо отметить, однако, что в соответствии со ст. 1226 ГК к имущественным отнесены также и исключительные права»). Однако к числу имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации помимо исключительных прав относится еще целый ряд интеллектуальных прав. К примеру, право на получение патента на изобретение не является исключительным правом в силу прямого указания ст. 1345 ГК РФ, однако относится к имущественным правам, так как согласно ст. 1357 ГК РФ оно способно отчуждаться на основании в том числе возмездных гражданско-правовых сделок. Также, например, право на вознаграждение за служебное изобретение в силу того же правового основания не является исключительным правом, но при этом выступает имущественным правом, так как согласно ст. 1370 ГК РФ оно может переходить в порядке универсального правопреемства к наследникам автора и сопряжено с возможность получения правообладателем имущества (денежных средств). Таким образом, обозначенная в указанных выше литературных источниках позиция не основана на действующем законодательстве и не может быть оправдана соображениями адаптации юридического материала под нужды образовательного процесса, так как она приводит к формированию искаженного, неверного представления у студентов о такой важнейшей в цивилистике категории, как имущественные права.

Во-вторых, при изучении правовых дисциплин должны прослеживаться межпредметные и внутрипредметные связи. Под межпредметными связями принято понимать учебные связи по текущему предмету с содержанием смежных им по направлению дисциплин. Внутрипредметные связи – связи между разделами и темами внутри рассматриваемой дисциплины. Предшествующие темы служат базой для изучения новой темы. В свою очередь, текущая тема благодаря внутрипредметным связям может являться основой для изучения следующих тем.

Например, перед рассмотрением темы «Гражданские правоотношения» в рамках дисциплины «Гражданское право» студентам в качестве самостоятельной работы следует дать задание, повторить материал по теме «Правоотношения» из уже пройденной дисциплины «Теория государства и права», пояснив что теоритические положения в части определения понятия и состава гражданского правоотношения по большей части базируются на таких общетеоретических юридических конструкциях, как правоотношение, субъект правоотношения, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, объект правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность, юридический факт. Тем самым, преподаватель дает понять обучающимся, что по целому ряду обозначенных вопросов ничего принципиально нового учить не нужно, а следует лишь повторить уже изученный ранее материал и адаптировать его к условиям новой учебной дисциплины. Также следует обратить внимание студентов на важность качественного усвоения темы «Гражданские правоотношения» для последующего изучения дисциплины «Гражданское право», указав для примера, что понимание категории «юридический факт в гражданском праве» и знание классификаций юридических фактов в гражданском праве (по степени связанности обстоятельств реальной действительности с волей человека, по степени соответствий действий нормам действующего законодательства, в зависимости от направленности правомерных действий на определенный правовой результат) совершенно необходимы для корректного усвоения материала по вопросу «понятие и признаки гражданско-правовой сделки» в рамках последующей темы «Сделки в гражданском праве».

В-третьих, при составлении рабочей программы юридической дисциплины необходимо четко представлять, какую практическую пользу принесет усвоение того или иного теоретического раздела, изначально определить, как сможет обучающийся использовать его в своей будущей деятельности. Моменты сопряжения теории и практики при преподавании правовых дисциплин должны быть особенно акцентированными педагогами на занятиях. В процессе соприкосновения теории и практики уместно объяснение того, каким образом это пригодится студентам при решении личных вопросов и в процессе профессиональной деятельности.

В качестве примера можно взять разбор с обучающимися вопроса «Виды гражданско-правовых сделок» по теме «Гражданско-правовые сделки» (дисциплина «Гражданское право»). Как правило, студенты воспринимают подобные темы как сугубо теоретические и не усматривают связи между осуществлением всевозможных классификаций и потребностями практической деятельности. Именно поэтому при изучении вопроса о видах гражданско-правовых сделок должно обратить внимание студентов, что проводимые классификации преследуют не только академические цели, но и имеют вполне определенное значение для правоприменительной практики. Взять, к примеру, деление сделок на консенсуальные и реальные. В основу данного разграничения положено определение момента, с которого сделка считается заключенной. Если консенсуальная сделка считается заключенной при достижении сторонами соглашения в требуемой законом (или договором) форме, то в случае с реальной сделкой этого недостаточно. Реальная сделка не вступит в силу (а значит, не породит тех правовых последствий, на которые нацелены стороны) до тех пор, пока соответствующее имущество не будет передано контрагенту. И здесь обучающимся следует привести пример из судебной практики, чтобы проиллюстрировать практическую значимость различия между консенсуальными и реальными сделками. А.С. Зак обратился в суд с иском к М.В. Соколову о взыскании долга по договору займа. В обоснование исковых требований истец ссылался на расписку следующего содержания: «Я, М.В. Соколов, паспорт..., подтверждаю свои обязательства перед А.С. Заком по выплате ему..., либо по отчуждению в его пользу земельного участка площадью... При этом расходы по межеванию участка...». Ответчик М.В. Соколов обратился в суд со встречным исковым требованием о признании договора займа незаключенным в связи с его безденежностью, поскольку А.С. Зак денежные средства М.В. Соколову не передавал, распиской, которую А.С. Зак представил в дело, оформлено намерение осуществить в будущем сделку с земельным участком. Суд отказал А.С. Заку в удовлетворении исковых требований, так как в ходе судебного разбирательства было доказано, что деньги в действительности М.В. Соколовым от А.С. Зака не получены, а данное обстоятельство на основании п. 3 ст. 812 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что договор займа является незаключенным.

Основополагающими успеха данного направления являются систематичность и даже некая педантичность. Весь курс должен быть как бы «пропитан» информацией о будущем практическом использовании изучаемого материала.

В-четвертых, необходимо осуществлять подачу теоретического материала, используя творческий подход в процессе преподавания. Использование творческого подхода в процессе преподавания сложного материала позволит студентам лучше запомнить его.

Например, В рамках темы «Понятие и виды обязательств» (дисциплина «Гражданское право») можно прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

После прочтения стихотворения можно обсудить со студентами возникшие правовые обязательства.

В-пятых, особая роль при преподавании правовых дисциплин должна принадлежать аргументированности и доказательности. Преподавателю следует постоянно обращать внимание обучающихся на то, что любое юридическое дело должно решаться с соблюдением установленного порядка на основании норм законодательства с учетом всех фактических обстоятельств, имеющих значение для данного дела. Особенности распределения бремени доказывания, а также специфика самого процесса доказывания зависят от вида юридического процесса и категории дела. Однако в качестве универсального правила, из которого, безусловно, есть исключения, студентам необходимо уяснить, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Для обучающихся в качестве образца можно использовать судебные дела об установлении платы за сервитут (тема «Право собственности и другие вещные права в гражданском праве», дисциплина «Гражданское право»). При отсутствии согласия ответчика (собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом), на безвозмездное пользование объектом недвижимости суду надлежит включить вопрос об определении размера платежей в пользу ответчика в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом обязанность по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы (в том числе путем назначения экспертизы) возлагается на истца (лицо, требующее установление сервитута). При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений. Суд же при вынесении решения по данной категории дел должен исходить их того, что размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

В-шестых, любой преподаватель правовых дисциплин должен понимать, что ни одна из форм учебного процесса (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, консультации, зачеты, экзамены и т.д.) не является универсальной и способной заменить собой другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

Необходимо также помнить, что в процессе лекционного занятия студенты не могут сосредоточить свое внимание более чем на 20 мин. Данное обстоятельство можно обратить в свою пользу. Так, через каждые четверть часа целесообразно разнообразить лекцию пословицей, цитатой, афоризмом, логической задачкой или анекдотом по теме занятия. При этом важно не просто процитировать известные выражения или рассказать анекдот, а обсудить со студентами смысл каждой фразы, студенты должны четко понимать, почему то или иное высказывание было произнесено в рамках определенной темы.

Например, изучая вопросы субъективных прав и юридических обязанностей в рамках темы «Правовые отношения» по дисциплине «Теория государства и права», целесообразно процитировать Юстиниана, который сказал, что «свобода есть способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом». Или привести слова К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». По теме «Адвокатура в Российской Федерации» (дисциплина «Правоохранительные органы») студентам можно рассказать следующий анекдот: «– Подсудимый, В ы признаете свою вину? – После речи своего адвоката я понял, что вообще не виноват!».

В-седьмых, учебный процесс по правовым дисциплинам должен базироваться на использовании активных и интерактивных методов обучения – исследование, проектирование, деловая игра, кейс-метод и др. Подобные формы и методы обучения способствуют росту вовлеченности студента в самостоятельную работу, взаимообучение, выбору собственных темпов изучения темы, а также проведению мониторинга успеваемости.

В качестве примера использования этих методов хотелось бы привести самостоятельную работу студентов по поиску, систематизации и анализу актуальной судебной практики по определенным правовым вопросам. Такого рода задания крайне полезны для обучающихся, ибо способствуют формированию у них необходимых компетенций в области правопонимания и правоприменения, а также приучают их всегда основывать разделяемые ими (или собственные) теоретические суждения в области права на объективных данных юридической практики.

В-восьмых, кроме общего объема знаний для студентов образовательных организаций России определенная часть необходимой молодому поколению правовой информации должна иметь региональную специфику. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с региональными законами, а также экологическими и социальными проблемами.

Так, в рамках изучения темы «Административные правонарушения и административная ответственность» по учебной дисциплине «Административное право» помимо разделов I и II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вниманию обучающихся следует предложить, например, Закон Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области», который устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере. Для студентов, обучающихся на территории Челябинской области, анализ данного регионального закона является необходимым для формирования корректного представления относительно полного перечня составов административных правонарушений, а также видов и размеров административных наказаний за их совершение применительно к территории указанного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, методика – не просто наука и учебная дисциплина, а рычаг постижения актуальной правовой информации. Методика преподавания правовых дисциплин призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Так, например, неразработанность методики преподавания правовых дисциплин неизбежно и самым отрицательным образом сказывается на качестве проведения лекций и семинаров, а также эффективности усвоения материала студентами.

 

Практические задания

Задание 1.1. Подберите синонимы, используемые в системе СПО к следующим словам: «учитель», «урок», «учащийся», «класс».

 

Задание 1.2. Схематично нарисуйте содержание методики профессионального обучения.

 

Задание 1.3. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Укажите наиболее точное наименование направления вашей подготовки:

1) профессиональное образование;

2) профессиональное обучение (по отраслям);

3) профессиональное обучение (право);

4) экономика и управление / правоведение.

2. Укажите наиболее точное наименование получаемой вами квалификации:

1) преподаватель;

2) инженер-педагог;

3) педагог профессионального обучения;

4) преподаватель, мастер производственного обучения;

5) бакалавр профессионального обучения.

3. На получение какого уровня образования вы рассчитываете?

1) основное общее образование;

2) профессиональное образование;

3) базовое высшее образование (специалитет);

4) базовое высшее (бакалавриат).

4. Какого уровня образования касается направление подготовки – профессиональное обучение (по отраслям)?

1) высшее профессионально-педагогическое образование;

2) среднее профессионально-педагогическое и высшее профессионально-педагогическое;

3) среднее профессионально-педагогическое образование;

4) высшее инженерно-технологическое образование.

5. Укажите наиболее точное наименование вида образования, получаемого вами:

1) профессиональное образование;

2) педагогическое образование;

3) профессионально-педагогическое образование;

4) инженерно-технологическое образование.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...