Понятие и сущность налогов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение. 3 1. Понятие и сущность налогов. 4 2. Характеристика элементов налога. 7 3. Обязательные элементы налога. 10 4. Факультативные и дополнительные элементы налога. 16 Заключение. 19 Список использованных источников. 20
В настоящее время Налоговый кодекс РФ (ранее Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной уплате налогов, которая закреплена на самом «высшем уровне» - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ. Так, в ст.57 Конституции РФ указано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги» [2]. Из данной нормы следует, что налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные налоги. Анализ действующего законодательства, судебно-арбитражной практики, а также определений и постановлений Конституционного суда РФ позволяет говорить о том, что законность установления налога предполагает как минимум два основных условия, которым должен отвечать законно установленный налог, а именно: налог как конкретно-определенный обязательный взнос в бюджет и возможность его взимания должны быть предусмотрены законодательным актом, принятом и опубликованном в установленном порядке. В данном законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания - элементы налога [3]. Если с первым условием все более или менее понятно, поскольку вопросы принятия и опубликования налоговых законов уже давно решены в теории и на практике и он не требует детального рассмотрения, то второе условие является относительно новым для российского налогового права, а поэтому недостаточно исследованным и разработанным.
Понятие и сущность налогов Понятие «налог» может рассматриваться с двух позиций. С первой, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ) [5]. Со второй, налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих. Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права) [14]. Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только с правовых позиций и точки зрения экономики. Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру. Иначе говоря, налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства. Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов [6]. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога [16]. Существует несколько признаков налогов: 1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах [4]. Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону. 2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога – это индивидуально-безвозмездные платежи.
Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление. Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной – плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта). В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги» [10]. 3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование. 4. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа. Из приведенных признаков налогов выводится определение: Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания [9].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|