Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенсорное воспитание слепых детей

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Умственное воспитание слепого дошкольника осуществляется в его повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, математике в умственном развитии слепого ребенка имеют большое значение.

Сенсорное воспитание слепых детей

Слепые дети должны познакомиться с многообразием окружающих их предметов и явлений, их признаками, свойствами, качествами, что требует от ребенка умения наблюдать. Поэтому развитие сенсорики слепого ребенка, накопление им чувственного опыта чрезвычайно важно. На занятиях воспитатель постоянно следит за тем, чтобы сенсорный опыт ребенка обогащался во всех видах его деятельности.

Выключение зрительного анализатора ограничивает возможности слепого ребенка в познании окружающего мира. Возникает необходимость компенсировать недостаток восприятий, получить информацию об окружающей жизни через другие, сохранные анализаторы.

Осязающая рука заменяет слепому глаз в познании предметного мира. Поэтому важно позаботиться уже в дошкольном возрасте о развитии руки слепого ребенка. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе.

При показе и объяснении новых предметов воспитателю следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их осязательного обследования – это важная особенность работы со слепыми.

Объяснения воспитателя должны быть развернутыми, практический показ – последовательным. Учитывая замедленный (сукцессивный) характер осязательного восприятия, воспитатель должен планировать больше времени как на сам процесс показа, так и на осмотр воспитанниками предметов. Поэтому дозировка материала на занятиях должна быть меньше, чем в детском саду для нормально видящих детей, иначе пострадает или качество знаний, или здоровье детей из-за сокращения прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Предметно-пространственную ориентировку в дошкольном детстве начинают с предметов, которые ребенок может взять и охватить кистью руки. Труднее узнаются осязающей рукой большие вещи. Основное в данный период развития – это не просто ощупывание и узнавание, а побуждение ребенка к действию с данным предметом, овладение способом употребления его. Это поможет слепому адекватно отражать окружающий мир и выделять существенные признаки предметов, с которыми он знакомится.

В дошкольной группе дети знакомятся с различными простейшими объемными, плоскостными формами, учатся различать предметы по величине, по поверхности. Для этого используют наборы строительных кубиков, различных по форме и величине. Для изучения различных поверхностей хорошо приготовить ящички или книжечки с тканями (бархат, шелк, шерсть, сукно и т. д.).

Развитию осязания способствуют также игры на узнавание гороха, фасоли, желудей, каштанов, орехов и т. п.

Специальные занятия могут быть посвящены знакомству с такими материалами, как металл, дерево, шерсть, стекло, причем необходимо использовать также температурные ощущения (металл и стекло – холодные, шерсть – теплая и т. д.).

Для начала детям даются задания: отщипывать кусочки бумаги, нанизывать шарики на стержень, собирать простейшие пирамиды, лепить из глины. Огромное внимание уделяется развитию осязания при обучении самообслуживанию и во время знакомства с предметами обихода.

У многих слепых детей еще существует боязнь всего нового, боязнь ощупывания незнакомых предметов. Дети не сразу берутся за предмет, который им предлагают обследовать, особенно если это живые птицы и животные. У детей надо интерес к осязанию, радость познания. Это явится предпосылкой успешного в дальнейшем обучения в школе.

Точность восприятия развивается в активных формах деятельности детей, когда они не просто узнают, выделяют предметы среди других, а воспроизводят, копируют их (в лепке, в рисовании). Сам процесс восприятия тогда становится более развернутым, подробным, с внимательным и детальным рассматриванием объекта. Активная форма восприятия для последующего воспроизведения или копирования повышает точность осязательного восприятия объектов. Поэтому ребенку необходимо так ставить задачу, чтобы точность восприятия стала наиболее значимой в его деятельности, и от этого зависел бы его результат.

Большое значение в повышении сенсорной культуры имеют игры на классификацию предметов, предполагающие детальное осязательное знакомство с теми предметами, которые детям приходится классифицировать. Воспитатель учит детей сравнивать, сопоставлять предметы, выделять общие для группы предметов признаки, на основе которых происходит обобщение. Сначала воспитатель указывает признаки, по которым могут проводиться сравнения, в дальнейшем дети находят их сами (вес стеклянной, металлической посуды; твердость, гладкость, температура и т. д.).

Для подобных игр можно использовать наборы столовой и чайной посуды. Дети должны разложить предметы на две группы, в одной из которых собирается вся чайная посуда, в другой – столовая.

Для развития осязания в процессе классификации предметов применяется дидактическая игра “Где детки этой ветки?”. Обычно для этой игры берутся ветки орешника и орехи, ветки дуба и желуди, ветки рябины и ее ягоды, ветки сосны и шишки, ветки калины и ее ягоды. Ветки раздаются детям, а плоды лежат в общей коробочке или тарелочке посередине стола. Обследуя листья веток, дети должны определить, с какого они дерева, и подобрать соответствующие плоды. Дети должны выделить по форме и поверхности характерные особенности листьев.

Очень многое дают для развития осязания прогулки, во время которых дети учатся определять породы деревьев по характеру коры.

В дошкольном возрасте необходимо подводить ребенка к тому, чтобы он мог управлять своим восприятием, подчинять его определенным целям, требованиям воспитателя, т. е. он должен научиться наблюдать.

Управление своим восприятием предполагает высокую степень развития волевых качеств у слепого воспитанника. Однако в процессе осязания слепой дошкольник не всегда способен правильно выделить наиболее существенные признаки обследуемых предметов. Он нуждается в руководстве воспитателя. Произвольность восприятия, направленность восприятия ребенка на объект тесно связаны с анализом, выделением существенных признаков в объекте. Перед воспитателями встает задача помочь ребенку в анализе тех впечатлений, которые он получает.

Очень важно при ознакомлении с предметами обратить внимание ребенка именно на те качества, которые он в состоянии выделить при помощи сохранных анализаторов.

Очень важно проводить специальные игры на внимание, на развитие наблюдательности детей, спрашивая их, например: “Чем отличается на осязание резиновый мяч от клубка шерсти, подушки, стеклянного шарика? Что шероховато? Что гладко? Что я даю тебе в руку? Какой ковер? Как ты чувствуешь под ногами лестницу, двор, улицу?”

Подобные вопросы побуждают ребенка внимательно наблюдать предметы окружающего мира, сравнивать их между собой и осмысливать их связи и отношения.

Процессы самообслуживания, специальные занятия мозаикой, работы по ориентировке на листе бумаги и т. д. также способствуют развитию осязания и описаны в соответствующих разделах данного пособия.

Важную роль в общем развитии слепого ребенка отводится развитию слуховых восприятий, их оценке, соотнесению с теми предметами, которые являются источниками звука. Для этого можно использовать дидактические и подвижные игры, направленные на развитие слуховой ориентировки: “Где звенит?”, “Узнай, кто как кричит?”, “Передай, что слышишь”, “Который звучнее?” и т.д.

В быту дети учатся определять по звуку различные действия, определяют, какой звук слышится, когда ставят на стол посуду, кладут ложки, вилки, открывают окно, дверь, режут ножницами бумагу, когда листают книгу, шуршат бумагой, режут ножом, шьют на машине, печатают на пишущей машинке.

Огромное значение в развитии слуховых восприятий имеет музыкальное воспитание. Важнейшая задача здесь – научить детей слушать музыку, понимать ее выразительность. При знакомстве сновым произведением воспитатель рассказывает детям его содержание, объясняет, что в музыке можно отразить, как журчит ручеек и шумит лес, как ходит медведь, как прыгает зайчик. Дети учатся слушать не только музыкальное произведение, но и прислушиваться к природе, понимать возможности выражения явлений природы в музыке.

Для развития музыкального слуха дети знакомятся с различными музыкальными инструментами: баяном, балалайкой, гитарой, пианино, народными музыкальными инструментами. Организуя игры и пляски под музыку, воспитатель учит детей понимать характер музыки: они различают тембр, ритм, в соответствии с этим двигаются под музыку. Большое внимание уделяется развитию голоса детей.

Очень важным моментом в развитии сенсорики слепого является воспитание умения слушать и слышать. Практика работы воспитателей показывает большую эффективность занятий, на которых дети пересказывают содержание рассказов по частям: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает. Такая постановка занятий заставляет детей внимательно слушать, что рассказывают воспитатель и товарищи.

Большое значение в жизни слепого имеют обоняние и вкус. Уже в дошкольном возрасте на это необходимо обращать внимание. Следует знакомить детей с ароматическими свойствами отдельных растений (с запахом цветов яблони, черемухи, липы, рябины, сирени, полевые цветов). Когда дети проходят мимо пекарни, кондитерской, воспитателю необходимо обратить их внимание на запах свежего хлеба, сдобы, ванили и т. д. Для развития обоняния проводятся специальные занятия, на которых дети учатся различать запах различных предметов, например духов, мыла, уксуса и т.д. Такие же занятия организуются для определения вкусовых качеств пищевых продуктов (соленый, кислый, горький, сладкий), для узнавания по запаху и по вкусу сырых овощей, фруктов.

Знакомя детей с окружающим, с предметами обихода и явлениями природы, воспитатель показывает их разные признаки, демонстрирует необходимость использовать для познания этих объектов все анализаторы.

Развитие речи слепого

К семи годам ребенок должен владеть развитой грамотной устной речью, уметь ясно выражать мысли, располагать определенным запасом слов. Развитая речь помогает слепому ребенку в компенсации слепоты, в налаживании общения, в координации своих действий с действиями окружающих и т. д. С помощью речи слепой ребенок узнает о многих событиях, которые недоступны его непосредственному восприятию. Речь направляет и организует восприятие слепого. Поэтому на развитие речи в дошкольный период обращается огромное внимание.

Большое значение имеет накопление словаря, за которым должны стоять живые конкретные представления. Для обогащения словаря широко используются рассказы детей о воспринятых ими предметах, о предметах, которыми они пользуются постоянно. Дети описывают внешние признаки предмета, его назначение. При этом воспитатель следит за тем, чтобы речь детей была грамматически правильной. Широко используется также пересказ, изложение литературного текста.

В беседах с детьми, во время разучивания стихотворений, при пересказе художественных произведений особое внимание обращается на конкретное содержание слов и на выразительность речи. Беседы проводятся на темы, понятные и близкие детям, например о том, как они жили на даче, как ходили в гости, о праздниках, о днях рождения, о своем городе и т. д. Цель этих занятий – научить детей рассказывать о событиях своей жизни, впечатлениях.

Задачей развития речи является также обучение дошкольника диалогической и монологической речи, умению правильно отвечать на вопросы, пояснять выполняемые задания, самостоятельно придумывать рассказы на заданные воспитателем темы.

Специфической особенностью работы со слепыми детьми по развитию речи является словарная работа. Только на основе постоянной упорной работы воспитателя по расширению, уточнению и углублению значений слов можно предупредить формализм речи слепого дошкольника.

ФЭМП

Обучение счету в дошкольной группе необходимо начинать с формирования некоторых понятий, необходимых для получения первых навыков счета.

Дети, приходящие в дошкольные группы, в большинстве случаев знают числовой ряд. Однако следует проверить, как они им владеют. При обследовании слепых детей старшего дошкольного возраста, поступающих в дошкольные группы школ слепых, выяснилось, что некоторые из них не знают числового ряда в пределах десяти, а если и знают его, то владеют им только формально, словесно. Практически дети не могут сосчитать предметы, расположенные в горизонтальном ряду, не говоря о том, чтобы сосчитать их в группе рядов или вразброс. При просьбе сосчитать количество палочек, лежащих на столе, ребенок просто перебирает руками палочки и называет число, не соотнося их с количеством палочек. Многие понятия, необходимые для изучения счета, у детей неточны: дети путают “большой” и “высокий”, “маленький” и “узкий” и т.д. Поэтому, прежде чем приступить к изучению натурального ряда чисел, изучению их состава и решению простейших задач, необходимо провести работу по развитию начальных математических понятий, научить сравнивать предметы по величине, форме, проводить сравнение количеств, развивать пространственные представления. Все эти задачи нельзя решить только на занятиях по математике. Для формирования этих понятий используются занятия аппликацией, лепкой, конструированием, повседневная жизнь детей и их посильный труд. Занятия проводятся с непременным привлечением наглядного материала, в игровой, интересной для детей форме.

Большое место отводится дидактическим играм с использованием игрушек. Для этого следует выбирать такие игры, в которых могли бы принять участие все дети. Необходимо дать каждому ребенку такой материал, который обеспечивал бы одновременную деятельность всех детей, активизируя тем самым их внимание и побуждая к самостоятельному выполнению задания. Счетный материал, который дается слепым детям в руки, должен быть хорошо им знаком, чтобы они не отвлекались на его обследование. Действуя со счетным материалом, выполняя задания воспитателя, дети постепенно приучаются к самостоятельности.

Важным условием успешного обучения детей является эмоциональное, динамичное и четкое изложение воспитателем материала. Это помогает создать у ребенка интерес к заданию, сосредоточить его внимание и активизировать работу на занятии.

Задания нужно разделять, давать их частями по ходу занятия, так как дети дошкольного возраста не всегда могут запомнить все задание. Вопросы, предлагаемые воспитателем во время занятий, необходимо обращать ко всем детям группы. Все дети должны научиться относить к себе вопрос воспитателя, обращенный ко всей группе. Сначала на первых занятиях можно допустить хоровые ответы, но позднее необходимо приучать детей сдерживаться. Отвечать должен только тот ребенок, к которому непосредственно обращается воспитатель, остальные – внимательно слушать. Во время опроса следует больше внимания уделять детям, медленно усваивающим материал. На каждом занятии необходимо опрашивать всех детей, проводить с ними индивидуальную работу.

На каждом занятии необходимо обеспечить смену форм деятельности и повторяемость упражнений.

Важно научить детей применять полученные навыки счета в повседневной жизни, во время дежурств, в играх. Воспитатель должен создавать условия, в которых у ребенка появилось бы стремление сосчитать, сравнить, сопоставить количества предметов.

Формирование математических понятий начинают со сравнения предметов по величине. Такое сравнение можно провести на двух шарах или кольцах от пирамидок, большом и маленьком, в дидактической игре “Выбери шар?”. Для каждого ребенка заготовляется по большой и маленькой коробочке (таким образом, чтобы большой шар не мог войти в маленькую коробочку). Воспитатель показывает и объясняет детям, где шар большой и где маленький, где большая и маленькая коробочка. Дети должны по знаку воспитателя положить в маленькую коробочку маленький шар, а в большую – большой. С этими же шарами проводится игра, в которой дети должны по сигналу (удар барабана) показать большой шар, а услышав другой сигнал (звон колокольчика), – маленький. Можно сочетать эту игру со счетом до двух. Воспитатель стучит по барабану один раз – дети поднимают маленький шар, два раза – большой.

Закрепление понятий “большой” и “маленький” проводится при классификации больших и маленьких предметов. Детям даются две пустые коробочки и одна – с десятью предметами, например пуговицами (пять больших пуговиц и пять маленьких). Дети должны разложить пуговицы в пустые коробочки так, чтобы в одной были все большие, в другой – все маленькие. Выигрывает тот, кто скорее их разложит.

Подобные занятия можно проводить на естественном дидактическом материале, собранном самими детьми во время прогулок в лес, сад, парк. Хорошо использовать при этом листья, шишки, желуди. Сравнение нескольких предметов по величине также проводится в игровой форме.

Заключительные и проверочные занятия хорошо проводить с народными дидактическими игрушками (разборные яйца, кубики-вкладыши, матрешки, пирамидки), работая с которыми дети могут самостоятельно проверить правильность своих действий.

Понятие “равные по величине” удобнее всего отрабатывать, пользуясь плоскими геометрическими фигурами. В этом случае можно применить простейший прием сравнения – накладывание фигур, при котором слепые дети легко путем осязания могут проверить результаты сравнения. Следует обращать внимание детей на необходимость точного соотнесения уголков одной и другой фигур, иначе в результате неправильного пространственного расположения фигур возможны ошибки. Лучше работать не с пластмассовой геометрической мозаикой, а с деревянной, так как пластмассовые фигуры при накладывании друг на друга легко соскальзывают, что вызывает у слепого ребенка дополнительные трудности.

Понятия “длинный – короткий”, “длиннее – короче”, “равные по длине” усваиваются детьми также в процессе дидактических игр и на прогулках. Детям даются различные по длине и равные по ширине полоски бумаги, отрезки ленты. Дети сравнивают их и определяют, какая короткая, какая длинная. Сначала даются длинные и короткие полоски одинаковой ширины из одной и той же бумаги. Затем следует дать для классификации длинные и короткие полоски из бумаги с разной фактурой: из перфокарточной, газетной, обыкновенной писчей, велюровой. Дети должны выбрать только длинные полоски или только короткие. В случае если для сравнения используется несколько величин, дается задание разложить полоски на нужное количество групп. Потом задание усложняется тем, что при неизменной длине сравниваемых полосок меняются другие их качества.

Воспитатель показывает детям, что понятие “длинный – короткий” может быть отнесено к пути, который проходит человек. При этом ребенок знакомится с простейшей и доступной ему мерой длины пути – шагом. Во время прогулок дети проходят пешком улицу, отмечая, что она длинная, а переулок короткий. Во время игр со строительным материалом дети строят длинные заборы, железные дороги и т. д.

Для сравнения нескольких предметов по длине и для введения понятий “длиннее – короче” каждому из детей можно приготовить набор палочек (10 штук одинаковой ширины, но разной длины). Дается задание найти самую длинную и самую короткую, дать палочку, равную по длине, длиннее показанной, короче ее, расположить палочки по убывающей величине, начиная с самой большой, и наоборот.

Понятия “высокий – низкий”, “выше – ниже” сформировать у слепых детей очень трудно. Показать слепому ребенку в натуре высокий дом, высокое дерево, высокий потолок очень сложно. Поэтому первоначальные представления о высоком и низком приходится давать только на относительно высоких и низких предметах. Воспитатель показывает и объясняет детям, что скамейка для цветов низкая, а шкаф высокий. Каждый ребенок получает две пирамидки – одну высокую, другую низкую. При этом дается еще несколько предметов для сравнительного анализа, вводятся понятия “выше – ниже”.

Уточнение, расширение понятий “широкий – узкий”, “шире – уже” можно провести на занятиях по конструированию, во время плетения ковриков из бумаги. Воспитатель показывает различие между широкими и узкими полосками, а дети самостоятельно отбирают для своей работы нужные им полоски. Для сравнения предметов по ширине изготовляется 10 палочек одинаковой длины, но разной ширины. Таким же образом раскрываются понятия “толстый – тонкий”, “толще – тоньше” и т. д.

Объяснить и раскрыть пространственные понятия можно, используя игрушки – сюжетные деревянные наборы, настольный театр по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Волк и семеро козлят” и другие, позволяющие развернуть игру-драматизацию. Предварительно познакомив детей со сказками и имеющимися фигурами, детей учат разыгрывать сказки.

Во время конструирования, строя дорожки, дети укладывают один за другим кирпичики. Играя в паровоз, устанавливают один за другим вагоны – стулья. Дети знакомятся на практике с понятием “ближе – дальше”, прицепляя ближе к паровозу почтовый вагон, дальше – пассажирские.

Начиная работу по конструированию, у детей уточняют понятие “слева – справа”. Прежде всего воспитатель выясняет, знают ли дети правую и левую стороны на себе.

Для закрепления и дифференцировки этих понятий воспитатель просит поднять левую руку при хлопке, правую – при постукивании карандашом, взять в левую руку флажок, в правую – бубенцы и т. д. Такие же упражнения проводятся и на занятиях физкультурой.

Затем дети переходят к ориентации в пространстве на листе бумаги. Они находят на листе бумаги верхние и нижние, правые и левые уголки. Позже учатся выделять комбинации, необходимые для усвоения нумерации точек по системе Брайля. Постепенно дети учатся ориентироваться во все меньшем пространстве. Для этого используются пособия, выполненные аппликационным способом. Они представляют собой дощечки или картонки, на которые наклеиваются вырезанные из картона фигуры. Фигуры для накладывания могут быть заготовлены разные (геометрические фигуры, грибы, животные). Используются также пособия, состоящие из дощечек (или картонок) и набора фигур, которые накладываются на них.

Детям предлагается найти на дощечке верхний правый уголок, верхний левый, нижний левый и правый, затем найти фигуру, назвать ее, определить, где она расположена и т. д. На другом занятии детей учат самостоятельно располагать фигуры и обозначать в речи их расположение. Дети могут также выкладывать различные орнаменты из этих фигур (по образцу, инструкциям воспитателя и самостоятельно).

В счете предметов дети опираются на свои представления о том пространстве, в котором расположены объекты счета. Слепота осложняет создание пространственных представлений у детей, нарушает у них микроориентировку – все это отрицательно сказывается на овладении навыками счета, приводит к формальному счету, без опоры на чувственный опыт. В результате счет предметов у многих детей становится возможным только, если они держат предметы в руках. Развивая пространственные представления слепого ребенка, мы облегчаем ему условия счета предметов вограниченном пространстве. Для этого сначала, например, используются палочки, положенные в коробочки. Далее дается счет намагниченных палочек на металлической специальной доске (“Магнитные картинки”). Эта доска позволяет слепому дошкольнику предварительно сориентироваться на ней, прощупать, установить, как расположены палочки, выбрать путь счета палочек. Воспитатель имеет возможность менять расположение палочек и направлять счет воспитанника.

Первоначально счет палочек дается в системе ряда. На доске в ряд укладываются палочки. Детям указывают порядок счета: слева направо. После того как дети овладели счетом в одном ряду, воспитатель показывает им, что эти же палочки можно расположить на доске по-другому, и раскладывает их в два ряда. Опираясь на уже сложившийся у детей порядок счета в одном ряду, воспитатель показывает детям, что счет в двух рядах следует вести также слева направо сначала в одном, а потом в другом ряду. Усложняя задание, воспитатель учит детей, прежде чем начать счет, внимательно ощупать всю доску и выяснить, как расположены палочки для счета. Начинать счет следует всегда сверху, слева.

Сравнение количеств предметов является необходимой работой перед тем как приступить к изучению натурального ряда чисел до 10 и их состава. С детьми выясняются и сравниваются понятия “много – один”, “столько же”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...