Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Проблемы педагогического образования и науки.

Задание по курсу

«Современные проблемы науки и образования»

Для заочного отделения

  Контрольная работа Познакомьтесь с текстами для анализа. Выберите один из них для письменного анализа. Представьте обоснованные ответы на вопросы после текста + свое собственное отношение к обозначенной в тексте проблеме. См. папку с текстами. Семинарские занятия Тема 1. Развитие образования в мире 1. Причины формирования единого исследовательского, образовательного и культурного пространства в Европе. Представить в виде таблицы:
Причины реформирования системы образования Факторы, обусловившие причины
1.  
2….  

2. Хронология Болонского процесса. Представить в виде таблицы или презентации.

3. Сущность и цели Болонского процесса. Основные принципы и направления преобразований системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Представить в виде таблицы или презентации.

4. Проблемы и тенденции реформирования образования в мире. Групповая дискуссия. Подумайте, как связана проблема Вашего исследования с мировыми тенденциями развития образования.

Тема 2. Развитие образования в России.

 

1. Современные парадигмы образования. Познакомьтесь с дидактическим материалом и представьте свое мнение о степени реализации современной парадигмы образования.

 

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принципы государственной политики в области образования. Охарактеризуйте новации ФЗ и представьте их в виде содержательных блоков.

 

3. Федеральные целевые программы развития образования. Представьте обзор материалов сайта Министерства образования и науки РФ.

 

4. Основные тенденции развития образования в России. Сравнительный анализ тенденций развития образования в нашей стране и за рубежом. Выделите общее и особенное и представьте в виде таблицы или презентации.

 

Дидактический материал

Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.

Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в ценре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др.

Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:

Таблица 1. Сравнение образовательных парадигм

  КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА
  ОСНОВНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации
  ЧЕЛОВЕК
Рассматривается как простая система Рассматривается как сложная система
  ЗНАНИЯ
Как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» Как предвидение будущего – «школа мышления»
  ОБРАЗОВАНИЕ
Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
  СТУДЕНТ
Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
  ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого Активная познавательная деятельность обучающегося

Тема 3. Проблемы педагогического образования и науки.

 

1. Проблемы педагогического образования в России и за рубежом. Подготовка педагогов в европейских странах. Выберите страну и охарактеризуйте систему подготовки педагогических кадров в ней.

 

2. Изменение профессиональной деятельности педагога в современных условиях. Многообразие педагогических профессий.

 

3. Образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования. Профессиональные стандарты.

Подготовить презентацию по одному из вопросов.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса:

 

а) литература:

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. – М.: Наука, 2003.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.-128 с.

3. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко,И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова.– М.: Логос, 2000.- 224 с.

5. Кондракова И.Э., Федорова Н.М. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования. – СПб., 2008.

6. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И., Маленкова Л.И., Меняев А.Ф, Полонский В.М. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасиского. М.: Педагогическое общество России, 2008.

7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М., 2007.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Академия, 2004.

9. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий. – СПб., 2008.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2006.

 

б) Периодические издания

1. Альма матер. Вестник высшей школы

2. Высшее образование в России

3. Высшее образование сегодня

4. Директор школы

5. Дополнительное профессиональное образование

6. Интеграция образования

7. Народное образование

8. Наука и школа

9. Педагогика

10. Первое сентября

11. Учитель

12. Школьные технологии

13. Экономика образования

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер. Педагогика http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

2. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Вестник образования России. http://www.vestniknews.ru/

4. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

5. Журнал "Вестник образования". http://vestnik.edu.ru/

6. Журнал «Высшее образование в России» http://www.vovr.ru/

7. Журнал «Высшее образование сегодня» http://www.hetoday.org/

8. Научная сеть – информационная система, обеспечивающая доступ к научной и научно-популярной информации по естественным и гуманитарным наукам. http://nature.web.ru/

9. Новые ценности образования. Официальный сайт журнала. http://values-educ.ru/

10. Психология, Педагогика. Книги, статьи, литература. http://www.abc-people.com

11. Электронная педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...