Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

взаимосвязь и методологическое значение.




Если категории «содержание» и «форма» характеризуют предмет как целое, имеющее свою структуру и способ её выражения, то категории «сущность» и «явление» характеризуют взаимосвязь внутреннего и внешнего. Эта связь скрыта в глубине процессов, и вместе с тем проявляется на поверхности. Сущность – это внутренние связи и отношения, которые определяют качество данного объекта. Явление – внешняя форма, в которой выступает сущность данного объекта.

Сущность и явление соотносятся друг с другом, как общее и единичное, ибо сущность выражается не в одном каком-либо явлении, а во множестве их, каждое из которых выступает по отношению к сущности как единичное. Эксплуатация наёмного труда – сущность капитализма, а безработица, неуверенность в завтрашнем дне, кризисы в экономике, в политике, и т.п. – проявления данной сущности.

Сущность по своей природе тождественна закону; закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений и предметов объективного мира. Сущност, как и закон, выражает внутренние, существенные и устойчивые связи, определяющие тот или иной процесс. Но сущность более широкая и общая связь, чем закон. Поэтому одна и та же сущность выражается многими законами. Сущность капитализма выражается в законах и прибавочной стоимости, и конкуренции, и анархии производства и др.

Без раскрытия сущности и законов развития тех или иных объектов наше знание о мире не пошло бы дальше внешних наблюдений и фиксаций явлений. Но это не было бы научным познанием действительности, ибо для научного познания мира требуется познание законов, сущности явлений и процессов.

В повседневной жизни можно заметить, что привычное восприятие и понимание вещей часто бывает поверхностно, не схватывает его сути и в некоторых случаях оказывается ложным. Для познания сути предметов и явлений необходимо углублённое изучение действительности. Для того, чтобы изучить и понять какое-либо явление или предмет недостаточно чувственного восприятия, необходимо использовать и логическое мышление; обнаружить причинно-следственнные связи с другими процессами и предметами. Одним из необходимых этапов процесса познания является различение сущности и явления предмета (вещи).

С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность – это различные уровни познания объективной реальности. Раскрыть сущность предмета – значит построить систему знания о нём, представить исследуемый предмет со стороны многообразных его направлений, а также обнаружить его основные свойства, выявить причину его возникновения и законы функционирования, тенденции развития.

В явлениях проявляется сущность вещей. Однако часто внешние формы проявления вещей искажают их сущность (в процессе чувственного познания). Познавая мир посредством органов чувств, мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть видимость. Но видимость не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на объект реальных отношений в условиях наблюдения. (Пример наблюдения за Солнцем). Основой видимости является субъективное восприятие объекта. В «Капитале» К.Маркс писал: «если бы форма проявления и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней». Диалектика этих категорий такова, что «сущность является, явление существенно». Явление существенно в том смысле, что явлений не относящихся к сущности не бывает. Однако, явление не раскрывает сущность полностью. Поэтому и процесс познания действительности есть непрерывное движение мысли от видимости (кажимости) к явлению и от явления к истинному пониманию, к сущности. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее без конца».

Причина и следствие. Очевидно, что во взаимосвязи сущности и явления сущность определяет явления. А не наоборот. Подобная связь, когда одно явление определяет (создаёт) другое явление, называется причинно-следственной связью. Вполне можно сказать, что сущность выступает причиной явлений, но только общей причиной, ибо непосредственно сущность явления не порождает. Вот почему для изучения процесса порождения одного явления другим и отражения этого процесса в науке наряду с категориями сущности и явления требуются также категории причины и следствия.

Причинно-следственная связь выражает происхождение того или иного предмета, она даёт нам ответ на вопрос: почему возникло то или иное явление, что явилось той силой, которая создала его? Разумеется всё в мире переплетено различными связями. Причинно-следственная связь является составной частью общей взаимосвязи. Она выделяется для того, чтобы точнее установить, какой объект порождает другой, т.е. является его причиной

познания.

Причину не следует смешивать с поводом. Повод – это событие (явление), которое даёт толчок к действию причины и проявлению следствия. Причину необходимо отличать также от условий. Условия х это такие явления, которые необходимы для наступления данного события (следствия), но сами его не вызывают. Например, для того, чтобы зерно проросло необходимы определённые условия: влажная почва, наличие тепла и т.д.

В природе и обществе существуют различные формы причинно-следственных связей. Простейшей является механическая связь, изменение положения тел в пространстве под воздействием внешних сил. В ХVII-XVIII вв. эта форма прич.-следственных связей была наиболее изучена, Поэтому считалось, что все причинные связи в мире выступают в форме жёсткого, «лаплассовского» детерменизма.

Когда же были открыты в природе такие процессы, где механическая форма причинности отсутствует, многие ученые встали на позицию индетерминизма. Они стали доказывать, что, в частности, связи в микромире причинность отсутствует, что там поведение частиц ничем не детерминировано.

С точки зрения диалектико-материалистической философии, в микромире существует причинная связь: здесь отсутствует лишь её механическая форма. Это признавали также многие ученые-естествоиспытатели., Так, франц. Физик Ланжевен писал следующее: «То что понимается в настоящее время под кризисом детерминизма, представляет собой на самом деле кризис механицизма, который мы пытаемся приспособить для понимания новых явлений». Немецкий физик Планк также придавал большое значение принципу причинности. Признание причинно-следственных связей в реальном мире имеет важное методологическое и мировоззренческое значение, так как даёт возможность исследователю искать причины тех или иных явлений в самой природе, а не предполагать существование каких-то сверхъестественных сил. Вообще ничего сверхъестественного в мире не существует, есть лишь изведанное, познанное и ещё не познанное, неизведанное.

С помощью этих категорий мы выясняем только одну линию всеобщей связи: только причину возникновения. Происхождения предметов и явлений, но мы не можем объяснить, обязательно ли должны были возникнуть эти явления или их могло бы и не быть.

Для выяснения вопроса: должно или не должно данное явление возникнуть, решающее значение имеют категории необходимости и случайности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...