Правовые основы местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, федеральные подзаконные акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. 1. Международные акты. Следует особо выделить такие документы, как Европейская хартия местного самоуправления, Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994 г., решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия. Местное самоуправление согласно Хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Так, например, в соответствии со статьей 2 Хартии принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны. Кроме того, в Хартии закрепляется, что местное самоуправление осуществляется не только выборными органами, но и через формы прямого участия граждан. Важную роль играют и положения Хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государства применительно к местным органам власти. 18) 2. Конституция РФ. Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление, занимают конституционные нормы. Конституционные нормы представляют собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу местного самоуправления, закрепляют основные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаимоотношения с государством.
В Конституции РФ уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».: 1) в совместном ведении находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление местного самоуправления, т. е. закрепление местного самоуправления как неприкосновенного демократического института; 2) в совместном ведении находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление системы органов местного самоуправления, т. е. устанавливаются общие подходы к формированию органов местного самоуправления; 3) в совместном ведении находится «установление общих принци Эта неоднозначность прочтения субъектами Российской Федерации конституционной нормы привела, в частности, к невозможности в ряде регионов реализовать местное самоуправление в полном объеме. 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправлении. Федеральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
17) Осенью 2003 г. был принят новый Закон, внесший существенные изменения в правовой статус местного самоуправления. Новый Закон радикально изменяет характер законодательства о местном самоуправлении. В частности, он ограничивает возможность контроля субъектов РФ над органами местного самоуправления определенным перечнем вопросов Прямо устанавливается, что в случаях, где предусмотрено совместное ведение РФ и субъектов РФ, в частности при возникновении разногласий, приоритетное значение имеет федеральный закон. Более того, в Законе регулируются и те вопросы организации местного самоуправления, которые раньше были отнесены к ведению субъектов РФ 4. Иные федеральные законы «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»2. Федеральные законы, регулирующие вопросы МСУ, делятся на две группы1: 1) законы, регулирующие только отдельные вопросы местного самоуправления (например, федеральные законы о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.); 2) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной жизни (например, федеральные законы о занятости населения, об образовании и т.д.). в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, данному Федеральному закону применяются нормы Конституции РФ и данного Федерального закона.
5. Федеральные подзаконные акты. На федеральном уровне кроме законов вопросы местного самоуправления регулируются и другими нормативными актами. Важную роль в правовом регулировании местного самоуправления играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|