Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации




 

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Порядок формирования Высшего Арбитражного Суда РФ, требования, предъявляемые к его судьям, в общем, такие же, как и те, что присущи формированию Верховного Суда РФ.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ; они должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят:

а) федеральные арбитражные суды округов. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ. В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов (Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Западно-Сибирского округа и др.);

б) арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.*, Арбитражным процессуальным кодексом РФ (1995 г.**) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

*СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

**СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

 

Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела:

а) в качестве суда первой инстанции (о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, палат парламента РФ Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономических споров между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ);

б) в порядке надзора (по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ);

в) по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ ведет судебную статистику, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Прокуратура

 

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями)* прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры РФ составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ;

б) прокуратуры субъектов Федерации, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

в) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

 

В системе прокуратуры Российской Федерации действуют также научные и образовательные учреждения.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Другие прокуроры на территории РФ также назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с законом прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способный – по состоянию здоровья – выполнять возлагаемые на него обязанности. Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должность прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор:

1) за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законом органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого.

Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель вправе вносить в соответствующие органы представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и российским законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации.

Конституция РФ, в отличие от прежней, не устанавливает подотчетность Генерального прокурора РФ парламенту России, не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. Вместе с тем Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ, а также Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

Не обладая правом законодательной инициативы, прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, которым принадлежит право законодательной инициативы, свои предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с законодательством прокуратура РФ осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этих целях прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от государственных, муниципальных, общественных органов. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут также являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Адвокатура

 

Адвокатура как одно из правоохранительных учреждений имеет свои специфические черты.Адвокатура — это не государственная организа­ция, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение.

Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбира­тельстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Организационная форма адвокатуры — коллегия адвокатов, обра­зуемая по заявлению учреждающей ее группы лиц, имеющих высшее юридическое образование. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание (конференция), на котором тайным голосованием избирается ее исполнительный орган — президиум коллегии. Он тщательно кон­тролирует прием в свои ряды профессионально и морально подготов­ленных людей.

Коллегия адвокатов — юридическое лицо. Оказание адвокатами помощи осуществляется в консультационных конторах, создаваемых специально для соответствующего рода деятельности.

Создан и действует Союз адвокатов. Он представляет собой обще­ственное объединение адвокатов, ставящих перед собой задачи совер­шенствования профессиональной деятельности членов Союза, защиты их профессиональных, социальных прав и т.п.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, уст­ные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового ха­рактера;

осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных право­нарушениях;

участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, граждан­ских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты предоставляют и иную юридическую помощь. Законода­тельство предусматривает в определенных случаях ее бесплатное ока­зание гражданам (например, депутатам по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий).

В настоящее время законодательство идет по пути расширения воз­можностей адвоката в правовом обслуживании граждан. Так, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствен­но задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Глобальная ломка всех общественных и государственных структур, безусловно, коснулась и института адвокатуры.

В настоящее время разрабатывается новый закон об адвокатуре, ибо Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.* во многом уже устарело.

* ВВС. 1980. № 48. Ст. 1596.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.