Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России




ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

 

Сдано на нормоконтроль                             Выполнила студентка:

«» ____________2010 г.                          _________________________

Дата сдачи курсовой работы                      ___курса, ___группы

«» ____________2010 г.                          Специальность: социально-

Оценка курсовой работы                            культурный сервис и туризм

_____________________                           Научный руководитель:

Подпись н/руководителя                            _________________________

_____________________                           _________________________

 

 

Магнитогорск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………….. 5

1.1 Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России…………………………………………………………………………...…... 5

1.2 Развитие туристско-рекреационных ресурсов России……………………..… 9  

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 11   

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………… 13

2.1 Анализ туристско-рекреационных ресурсов России и Краснодарского края ……………………………………………………………..……………………….. 13

2.2 Рекомендации по улучшению туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае………………………………………………………………. 22

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 42

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования. Рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха. В условиях рыночной экономики, когда рынок российского туризма развивается крайне неравномерно, современный работник сферы туризма должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену.

Тема: «Исследование туристско-рекреационных ресурсов России»

Проблема заключается в исследовании туристско-рекреационных ресурсов России.

Целью данного исследования является определение и описание состояния туристско-рекреационных ресурсов России.

Объектом исследования выступают туристско-рекреационные ресурсы России.

Предметом исследования является география распределения туристско-рекреационных ресурсов России и способы их использования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия о туристско-рекреационных ресурсах России;

2. Выявить виды туристско-рекреационных ресурсов и их размещение на территории России;

3. Предложить рекомендации по улучшению и развитию туристско-рекреационных ресурсов.

Методы исследования. Анализ теоретической литературы, статистика, сравнение и обобщение, классификация, систематизация.

Методологическая основа:

­ Косолапов А.Б.

­ Овчаров А.О.

­ Волошин Н.И.

­ Чудновский А.Д.

­ Большаник П.В.

­ Погодина В. Л.

­ Тихонова Т. Ю.

­ Колова И.А., Мартов Н.К.

­ Козлов В.Н., Филиппович Л.С., Чалая И.П.

­ Бурылова Л. Г., Голиков Д. П., Прудский В. Г.

­ Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущности и содержании понятия о рекреационных ресурсах России.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных рекомендациях по развитию туристско-рекреационных ресурсов Краснодарского края.

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

 

Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России

Рекреационные ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и культурно-исторические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма классифицируют:

­ по принадлежности к определенным компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).

­ по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

­ по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).

­ по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

Социально-экономические ресурсы включают:

­ культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).

­ культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).

­ экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).

 

Характеристика природныхрекреационных ресурсов по основным ландшафтно-климатическим зонам позволяет оценить эти зоны в сравнении (по богатству этих ресурсов), что способствует выявлению наиболее эффективных направлений развития курортной сети нашей страны. [6, c 15]

Порядка трети территории России занимает зона тайги. Вся она потенциально благоприятна для активной климатотерапии. Вместе с тем отрицательное воздействие оказывает наличие кровососущих насекомых, причиняющих большое беспокойство людям и животным и создающих дискомфортные условия для лечения и отдыха на открытом воздухе. Серьезной проблемой также является эпидемиологическая обстановка в определенные годы. Наибольшее богатство в плане рекреационных ресурсов представляют зоны смешанных лесов и лесостепи. Именно здесь складывались и сохранились наиболее благоприятные для населения России условия существования и жизнедеятельности, которые могут представлять экологический оптимум для развития цивилизации в Восточной Европе и части Сибирского края. Именно здесь сформировалась уникальная русская культура в ее расширенном понимании с учетом будущего ее устойчивого развития. В этой связи рекреационные условия этой особой зоны наиболее благоприятны для сознательного труда в рекреации, которая всегда может быть рядом и ее не заменят кратковременные и надоедливые, хотя и экзотически-познавательные курорты.

Что касается рекреационных ресурсов полупустынной и пустынной зон, то ландшафтные условия их малоблагоприятны для развития курортного строительства, за исключением отдельных оазисов. Весьма благоприятна для размещения курортных здравниц средиземноморская зона, включающая в себя влажные и сухие субтропики. Однако развал СССР значительно сократил в этом плане рекреационные возможности России. Из горных областей наибольший интерес представляет Кавказ. Перспективны HYPERLINK "http://russia.rin.ru/guides/6310.html"Алтайский край и ряд восточных горных районов. [5, c 32] (Рекреационные районы России – таблица №1 в Приложении)

В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают социально-культурные ресурсы, расположенные в городах и сёлах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьёзные воспитательные функции.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Фактически не всё наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определённого времени.

 Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. Так, к памятникам истории могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства.

 Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

 Наиболее характерны для памятников градостроительства и архитектуры следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки горо­дов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.

 К памятникам искусства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.  

К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на две группы - недвижимые и движимые.

 Первую группу составляют памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы пред­ставляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

Ко второй группе относятся памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность. В зависимости от исходной точки зрения и времени оценки один и тот же объект может оцениваться различно. [6, c 20]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...