Лекция: Права и обязанности турфирм и туристов
Права туристских организаций. Туристская фирма может расторгнуть договор без возмещения убытков при наличии форсмажорных обстоятельств, препятствующих осуществлению тура или предоставлению услуг. При этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в договоре не было оговорено иное.
При предъявлении претензий клиента к турфирме она вправе требовать возмещения убытков со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.
Обязанности турфирмы по выполнению условий тура. Предприятия, оказывающие услуги по организации туристских поездок, обязаны иметь вывеску на русском языке с указанием фирменного наименования, профиля и формы организационной деятельности, а также информацию о режиме работы. На вывеске должен быть указан юридический адрес фирмы (местонахождение собственника).
В помещении, где производится прием посетителей, на видном месте должны находиться:
- извлечения из Закона о защите прав потребителей;
- правила организации туристских поездок и оказания услуг в сфере туризма;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации;
- перечень организуемых поездок, оказываемых услуг и цен на
них.
Турфирма обязана реализовывать туристские услуги всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик. Продажа тура клиенту предусматривает предоставление полной и достоверной информации об организации и проведении тура, дате начала и окончания туристской поездки; комплекса услуг в количестве и качестве, оговоренном в договоре.
Турфирма отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, предоставляющих услуги, входящие в турпакет. Она также обеспечивает безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.
Турфирма не может увеличивать общую стоимость путевки после ее продажи клиенту, если это специально не указано в договоре, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.
Права туриста. Туристу предоставляются различные права, направленные на обеспечение безопасного и комфортного путешествия. Основные права туристов, отраженные в законодательных документах, приведены ниже.
1. Право на свободу передвижения закреплено как в российском законодательстве, так и в международных актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Оно направлено на создание гарантий против неоправданного ограничения возможностей гражданина перемещаться внутри государства, а также выезжать за пределы своей страны и возвращаться в нее. Применительно к туризму данное право дополняется правом на свободный доступ к туристским ресурсам. Оно предполагает обязанностьгосударства, на территории которого эти ресурсы находятся, создать условия для ознакомления с ними всех желающих. При этом не исключается, что в интересах обеспечения безопасности государства могут быть установлены ограничения посещения некоторых местностей и населенных пунктов.
2. Право на информацию. Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей клиент вправе получить от исполнителя услуги информацию о самом исполнителе, режиме его работы, реализуемых услугах. Применительно к туристу право на информацию включает в себя также возможность требовать предоставления сведений о стране или местности, в которую планируется совершить путешествие, о местных обычаях и традициях, правилах поведения, возможных опасностях. Турфирма несет ответственность за полноту и достоверность информации о стране или месте пребывания туриста. Туристу выдается памятка, содержащая номера телефонов и адреса служб экстренной помощи в той или иной критической ситуации. Если путешествие предполагает выезд за пределы Российской Федерации, туристу должны разъясняться правила прохождения пограничного и таможенного контроля, особенности ввоза и вывоза определенных вещей.
Особое значение предоставление своевременной и достоверной информации имеет при возникновении экстремальных ситуаций. В этих случаях обязанность по своевременному оповещению туриста возлагается не только на ответственную туристскую фирму, но и на уполномоченные государственные органы. Распространять эти сведения должны государственные средства массовой информации.
3. Право на безопасность туриста закреплено во Всеобщей декларации прав человека. Безопасность и защита туристов, уважение их достоинства — непременное условие развития туризма. Безопасность туриста можно определить как состояние, при котором отсутствует угроза жизни и здоровью, а также имуществу туриста. Уровень безопасности туриста во многом зависит от принимающей страны, ее политического режима, отношения к общечеловеческим ценностям.
Важное условие обеспечения безопасности туриста — надлежащая подготовка к путешествию. Она начинается с оформления туристской путевки и иных необходимых документов, а также предоставления информации о том, к кому и каким образом турист может обратиться в случае возникновения конфликта с властями государства пребывания. Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о туристах, не возвратившихся из путешествия.
В некоторых случаях для путешествия необходима определенная физическая подготовка туриста, наличие специально подготовленных сопровождающих лиц, медикаментов для оказания первой медицинской помощи (при организации конных, байдарочных, пеших походов и др.). Перед такими путешествиями необходимо провести подготовительные занятия, в том числе по технике безопасности, проверить навыки и выносливость туристов, убедиться, что состояние их здоровья позволяет им принять участие в путешествии.
В последнее время в разных странах все большее внимание уделяется безопасности туристов в чрезвычайных ситуациях, в том числе при стихийных бедствиях, в случае военных конфликтов в стране пребывания, а также террористических актов. С этой целью в большинстве цивилизованных государств действуют специализированные службы по обеспечению безопасности туристов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» помощь туристам в чрезвычайных ситуациях должна оказываться специализированными службами Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Если опасная ситуация возникает за пределами Российской Федерации, государство принимает меры по защите интересов своих граждан, в том числе организует эвакуацию из страны временного пребывания.
4. Право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора рознртчной куплипродажи туристского продукта туроператором или турагентом. Возмещение убытков, причиненных туристу нарушением договора, производится по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки должны быть возмещены в полном объеме.
5. Право на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны или места временного пребывания в получении правовой и иной неотложной помощи. Возможность реализации этого права тесно связана с состоянием законности, отношением к правам человека и гражданина в стране пребывания, а также с участием отправляющего и принимающего государства в международных соглашениях, гарантирующих права туриста.
6. Право на обеспечение приемлемых бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные для данной местности стандарты. Однако реализация этого права не означает, что турфирма или отель обязаны предоставить туристу стандартные условия. Возможны ситуации, когда турист заказывает услуги более низкого качества, чем общепринятые в той или иной местности.
Правовое положение туристов, находящихся в зарубежных странах. Туристы, находящиеся в зарубежной стране, пользуются правами и имеют обязанности в том же объеме, что и граждане этой страны с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание ршостранных граждан. Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного характера по отношению к иным категориям туристов.
Обязанности туриста. Во время пребывания в месте отдыха, а также на протяжении транзита турист обязан:
- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;
- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;
- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения, уважительно относиться к природному и культурному достоянию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: