Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовое задание по курсу «Психология развития»




Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

По дисциплине (модулю)

Общие сведения

1. Кафедра Психологии
2. Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
3. Дисциплина (модуль) Б3.Б.2.6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
4. Тип заданий Тест
5. Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.) 8

 

Перечень компетенций

ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
ПКПП-1 - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития
ПКПП-5 - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей
ПКПП-7 -способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: 1. основные категории и понятия психологии развития; 2. основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода; 3. виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе.
Умения: 1. оперировать основными категориями психологии развития; 2. сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития; 3. видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах;
Навыки: 1. применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и уметь интерпретировать результаты в исследовательских целях; 2. выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развития ребенка.
Опыт деятельности: Полученные в ходе изучения дисциплины представления, умения и навыки могут быть использованы в ходе прохождения учебных и производственных практик, написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Этапы формирования компетенций

1. Предмет, задачи и методы психологии развития
2. Теории психического развития: биологический подход
3. Теории психического развития: поведенческий подход
4. Теории психического развития: психодинамический подход
5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход
6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития
7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Шкала оценивания

   
   
Кол-во баллов Отметка
от 29 до 32  
от 26 до 28  
от 20 до 25  
от 0 до 19  
     

Типовое контрольное задание № 1

Тестовое задание по курсу «Психология развития»

Вариант 1

1: Предмет, задачи и методы психологии развития

1. Автор работы «Душа ребенка», в которой впервые была предпринята попытка объективного наблюдения и систематического изучения особенностей развития ребенка от рождения до 3 лет:

А) У. Джемс; В) В. Прейер;
Б) В. Штерн; Г) Ч. Дарвин.

 

2. Объектом какой отрасли психологии является развивающийся в онтогенезе человек:

А) социальной психологии; В) педагогической психологии;
Б) детской психологии; Г) психология развития.

 

3. Исследовательский метод, характеризующийся изучением закономерностей психического развития через моделирование его существенных особенностей:

А) экспериментально-генетический; В) поперечных срезов;
Б) лонгитюд; Г) сравнительный.

 

4. Подход к анализу психики ребенка, рассматривающий развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих остальные изменения:

А) системный; В) целостно-генетический;
Б) структурный; Г) исторический.

 

2: Теории психического развития: биологический подход

5. Идея о том, что наследственность определяет ход развития и предел в развитии была сформулирована в:

А) биогенетическом подходе; В) социогенетическом подходе;
Б) геронтологическом подходе; Г) натуралистическом подходе.

 

6. Основоположником теории конвергенции двух факторов является:

А) Ч. Дарвин; В) К. Бюллер;
Б) В. Штерн; Г) Э. Геккель.

 

7. Теория, согласно которой в онтогенезе в кратком, сжатом виде повторяется филогенез:

А) конвергенции двух факторов; В) рекапитуляции;
Б) культурно-историческая теория; Г) социогенетическая.

 

8. Представителями биогенетического подхода к изучению психического развития являются:

А) С. Холл, В. Штерн, К. Бюллер; В) З. Фрейд, А. Фрейд;
Б) А. Бандура; Г) Ж. Пиаже.

3: Теории психического развития: поведенческий подход

9. Отождествление развития с научением присутствует в:

А) когнитивизме; В) психоанализе;
Б) биологизаторском подходе; Г) бихевиоризме.

 

10. В рамках бихевиоризма разрабатывалась теория:

А) рекапитуляции; В) научения;
Б) конвергенции двух факторов; Г) созревания.

 

11. Схема «стимул-реакция» рассматривается в:

А) когнитивизме; В) психоанализе;
Б) биологизаторском подходе; Г) бихевиоризме.

 

 

12. Идеи какого исследователя легли в основу бихевиоризма:

А) П.П. Блонского; В) И.М. Сеченова;
Б) И.П. Павлова; Г) Л.С. Выготского.

 

4: Теории психического развития: психодинамический подход

13. З. Фрейд был основоположником:

А) организменного подхода; В) бихевиорального подхода;
Б) психоаналитического подхода; Г) генетической эпистемологии.

 

14. Центральное понятие в теории Э. Эриксона, заключающееся в эмоционально-когнитивном единстве представлений человека о себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

А) самость; В) эгоинтеграция;
Б) эгоидентичность; Г) Я-концепция.

 

15. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:

А) базальная тревога; Г) базовое доверие;
Б) аффективная реакция; Д) депривация.
В) атрибуция;  

 

16. Автором эпигенетической теории развития личности является:

А) З. Фрейд; В) К.Г. Юнг;
Б) А. Адрер; Г) Э. Эриксон.

 

5: Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

 

17. Установите соотношение между понятиями.

1. ассимиляция; 3. аккомодация;
2. адаптация; 4. схема действия.

А) изменение имеющихся схем в соответствии с особенностями новой ситуации;

Б) процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у человека схемы понимания и действия;

В) ментальная структура, воспроизводящая логику предметных действий; общее (инвариантное) в действии, сохраняющееся в нем при многократном повторении в разных обстоятельствах;

Г) приспособление к среде, установление условного равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации.

 

18. Установите правильную последовательность развития стадий интеллекта по Ж. Пиаже.

А) конкретное мышление; В) формальный интеллект;
Б) сенсомоторный интеллект; Г) дооперациональное мышление.

 

19. Соотнесите название стадий развития интеллекта, выделенных Ж. Пиаже, с их временными границами.

1. 0-2 года; А) конкретное мышление;
2. 2-7 лет; Б) сенсомоторный интеллект;
3. 7-11 лет; В) формальный интеллект;
4. 11-15 лет. Г) дооперациональное мышление.

 

20. Стадия в развитии интеллекта по Ж. Пиаже, характеризующаяся условно-гипотетическим мышлением, рассмотрением всех логических вариантов решения задачи, пониманием точки зрения другого человека с учетом его статуса, идеалов и пр.:

А) конкретное мышление; В) формальный интеллект;
Б) сенсомоторный интеллект; Г) дооперациональное мышление.

 

6: Предпосылки, условия и закономерности психического развития

 

21. Исследователь считавший, что для понимания истории детства можно использовать теорию «несовпадения точек созревания» Л.С. Выготского:

А) Д.И. Фельдштейн; В) А.Н. Леонтьев;
Б) Д.Б. Эльконин; Г) Б.Г. Ананьев.

 

22. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм (низших психических функций) в культурные (высшие психические функции):

А) эпигенетическая теория; В) теория рекапитуляции;
Б) культурно-историческая теория; Г) теория конвергенции двух факторов.

 

23. Закон психического развития, сформулированный Л.С. Выготским, согласно которому любая функция в развитии человека появляется дважды: сначала как функция интерпсихическая, а затем как интрапсихическая:

А) закон гетерохронности развития; В) биогенетический закон;
Б) общий генетический закон культурного развития; Г) закон цикличности развития.

 

24. В процессе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:

А) экстериоризации; В) интериоризации;
Б) идентификации; Г) амплификации.

 

7: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии

25. Идея о том, что обучение должно идти впереди развития и везти его за собой:

А) Л.С. Выготским; В) А.Н. Леонтьевым;
Б) Э. Эриксоном; Г) Ж. Пиаже.

 

26. Зона ближаешего развития указывает на:

А) возможность возникновения на базе инстинктов новых форм поведения;

Б) уровень развития, достигнутый ребенком в ходе обучения;

В) уровень знаний, которыми ребенок владеет;

Г) ведущую роль обучения в умственном развитии ребенка.

 

27. Уровень актуального развития указывает на:

А) возможность возникновения на базе инстинктов новых форм поведения;

Б) уровень развития, достигнутый ребенком в ходе обучения;

В) уровень знаний, которыми ребенок владеет;

Г) ведущую роль обучения в умственном развитии ребенка.

 

28. Уровень актуального развития можно диагностировать:

А) при помощи задач, решаемых ребенком самостоятельно;

Б) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью взрослого;

В) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью со стороны более развитого сверстника;

Г) через изучение задатков ребенка.

 

8: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

29. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А) возрастное новообразование; В) социальная ситуация развития;
Б) ведущая деятельность; Г) уровень развития.

 

30. Категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека:

А) возраст; В) период;
Б) этап; Г) кризис.

 

31. Автором одной из самых распространенных в отечественной психологии периодизаций психического развития является:

А) Д.Б. Эльконин; В) Л.И. Божович;
Б) А.Н. Леонтьев; Г) Л.С. Выготский.

 

32. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся координальными психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития личности:

А) возраст; В) критический период;
Б) литический период; Г) этап.

Тестовое задание по курсу «Психология развития»

Вариант 2

1: Предмет, задачи и методы психологии развития

1. В задачи психологии развития не входит:

А) изучение особенностей психического развития в онтогенезе;

Б) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на все протяжении жизни человека;

В) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов;

Г) изучение механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе.

 

2. Отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении от рождения до конца жизни:

А) генетическая психология; В) дифференциальная психология;
Б) сравнительная психология; Г) психология развития.

 

3. В классификацию методов Б.Г. Ананьева входят следующие группы методов:

А) лонгитюд; Г) интерпретационные;
Б) эмпирические; Д) обработки данных.
В) организационные;  

 

4. В основу классификации методов Б.Г. Ананьева положен критерий:

А) гипотеза исследования; В) этапы исследования.
Б) принципы исследования;  

 

2: Теории психического развития: биологический подход

5. Движущей силой развития в биологизаторском подходе является:

А) насоледственность; В) активность личности;
Б) среда; Г) врожденность.

 

6. Теорию рекапитуляции разработал:

А) А. Гезелл; В) З. Фрейд;
Б) С. Холл; Г) В. Штерн.

 

7. Нормативный подход к изучению развития был заложен в работах:

А) С. Холла; В) З. Фрейда;
Б) Л.С. Выготского; Г) А. Гезелла.

 

8. Основой научного подхода к изучению психического развития человека стало учение:

А) А. Гезелл; В) З. Фрейд;
Б) Ч. Дарвина; Г) В. Штерн.

 

3: Теории психического развития: поведенческий подход

9. Схема «стимул-реакция» рассматривается в:

А) когнитивизме; В) психоанализе;
Б) биологизаторском подходе; Г) бихевиоризме.

 

10. Отождествление развития с научением присутствует в:

А) когнитивизме; В) психоанализе;
Б) биологизаторском подходе; Г) бихевиоризме.

 

11. В рамках бихевиоризма разрабатывалась теория:

А) научения; В) рекапитуляции;
Б) конвергенции двух факторов; Г) созревания.

12. Идеи какого исследователя легли в основу бихевиоризма:

А) Л.С. Выготского; В) И.М. Сеченова;
Б) И.П. Павлова; Г) П.П. Блонского.

 

4: Теории психического развития: психодинамический подход

13. Стадии психосексуального развития человека были выделены:

А) Э. Эриксоном; В) З. Фрейдом;
Б) А. Адрером; Г) А. Фрейд.

 

14. Укажите правильную последовательность стадий психосексуального развития:

А) анальная; В) оральная;
Б) генитальная; Г) фаллическая.

 

15. Между каким двумя стадиями психосексуального развития находится латентный период:

А) анальная; В) оральная;
Б) генитальная; Г) фаллическая.  

16. Психическое развитие как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней психики (ид, эго, супер-эго) рассматривал:

А) Ж. Пиаже; В) В. Штерн;
Б) З.Фрейд; Г) С. Холл.

 

5: Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

17. Стадия в развитии интеллекта по Ж. Пиаже, заключающаяся в способности выполнять системы действий с предметами в уме, с опорой на конкретный материал:

А) конкретное мышление; В) формальный интеллект;
Б) сенсомоторный интеллект; Г) дооперациональное мышление.

 

18. Теория Ж. Пиаже о двух стадиях морального развития была дополнена и расширена:

А) А. Бандурой; В) Л. Колбергом;
Б) Г. Крайг; Г) А. Адлером.

 

19. Установите соотношение между точкой зрения на развитие мышления и автором, ее сформулировавшим:

1. Л.С. Выготский; 2. Ж. Пиаже.

А) мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую речь к социализированной;

Б) мышление ребенка развивается от социализированной формы через эгоцентрическую речь к внутренней речи.

 

20. Установите соотношение между уровнями нравственного развития и их содержанием:

1. предконвенциональный; 3. постконвенциональный.
2. конвенциональный;  

А) поведение подчинено нравственным нормам из-за страха наказания или желания получить поощрение со стороны других людей за демонстрацию одобряемого (просоциального) поведения;

Б) поведение человека строится в соответствии с нравственными нормами (осмысленными субъектом) для избежания самоотчуждения, потери человеческого достоинства, угрызений совести;

В) поступки определяются внешними обстоятельствами.

 

6: Предпосылки, условия и закономерности психического развития

21. Автором «Культурно-исторической теории развития высших психических функций» является:

А) Д.Б. Эльконин; В) Л.И. Божович;
Б) А.Н. Леонтьев; Г) Л.С. Выготский.

 

22. Тип развития, при котором изначально заданы, зафиксированы стадии развития и его конечный результат:

А) непреформированный; В) спонтанный;
Б) детерминированный; Г) преформированный.

 

23. Одним из основных законов детского развития, сформулированных Л.С. Выготским, является:

А) закон метаморфозы;

Б) закон снижения темпа развития с возрастом ребенка;

В) закон конвергенции внутренних задатков и внешних условий в ходе развития;

Г) закон предопределенности детского развития и приспособления ребенка к среде.

 

24. Основным свойством высших психических функций, согласно Л.С. Выготскому является:

А) непроизвольность; В) наследственная обусловленность;
Б) актуальность; Г) произвольность.

 

7: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии

25. В теории Л.С. Выготского соотношение обучения и развития заключается в следующем:

А) обучение «ведет за собой развитие»;

Б) обучение тождественно развитию;

В) обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

Г) обучение должно идти вслед за развитием.

 

26. Зону брижайшего развития можно диагностировать:

А) при помощи задач, решаемых ребенком самостоятельно;

Б) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью взрослого;

В) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью со стороны более развитого сверстника;

Г) через изучение задатков ребенка.

 

27. Обучение «ведет за собой развитие» при условии что:

А) обучение строится по типу программированного обучения;

Б) обучение строится по типу проблемного обучения;

В) ребенок в процессе обучения подражает взрослому;

Г) его обучение строится на системе научных знаний.

 

28. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:

А) девиантное поведение; Г) ассимиляция;
Б) болезнь Альцгеймера; Д) абулия.
В) госпитализм;  

 

8: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

29. Новизна подхода Л.С. Выготского к интерпретации содержания кризис заключается в:

А) формулировке условий воспитания, при которых можно избежать кризисов в развитии;

Б) указано позитивное значение кризисов в онтогенетическом развитии;

В) экспериментально доказана возможность бескризисного развития;

Г) впервые описан кризис подросткового возраста.

 

30. В теории Л.С. Выготского возрастные кризисы являются:

А) негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью;

Б) результатом нарушения родительско-детских отношений;

В) «болезнями роста»;

Г) нормативным явлением, центральным механизмом динамики возрастов.

31. В работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца:

А) социальная среда рассматривается в качестве источника развития;

Б) социальная среда является источником травм ребенка;

В) развитие это результат объединения внешних условий и задатков;

Г) развитие ребенка осуществляется через подражание взрослому.

32. Согласно Л.С. Выготскому, структура возраста состоит из:

А) социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных новообразований;

Б) социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризиса;

В) возрастных новообразований, деятельности, социальной ситуации развития;

Г) возрастных новообразований, деятельности, кризиса, социальной ситуации развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...