Writeln ('четных чисел нет')
else writeln ('четное число есть'); End else writeln ('четное число есть'); End. Чтобы сделать программу красивой и понятной, запишем на Паскале вполне ясное условие: «если a – четное или b – четное, то четное число есть, иначе – нет»: var a, b: integer; Begin readln(a, b); if (a mod 2 = 0) or (b mod 2 = 0) then Writeln ('четное число есть') Else writeln ('четных чисел нет') End.
6) Вспомним, что треугольник можно построить, если длина каждой стороны меньше суммы длин двух оставшихся, это условие нужно проверить для все трех сторон. Анализируя программу, можно понять, что она не выдает на экран никакого сообщения, если условие в первом условном операторе верно (x + y > z), а в одном из других – неверно, например, для случая (треугольник построить нельзя). Чтобы заставить ее работать правильно, достаточно добавить два else-блока для внутренних условных операторов: var х, у, z: real; Begin readln (x, у, z); if (x + y > z) then begin if (x + z > y) then if (y + z > x) then Writeln('треугольник построить можно') Else writeln('треугольник построить нельзя') else writeln('треугольник построить нельзя'); End else writeln('треугольник построить нельзя'); End. Чтобы сделать программу красивой и понятной, нужно понять, что треугольник можно построить только в случае одновременного выполнения всех трех условий; в программе их нужно связать операцией and («И»): var х, у, z: real; Begin readln (x, у, z); if (x + y > z) and (x + z > y) and (y + z > x) then Writeln('треугольник построить можно') else writeln('треугольник построить нельзя'); End.
7) В программе неявно предполагается, что r1 > r2, хотя по условию это не всегда так. Поэтому она будет выдавать неверный ответ, когда r2 > r1 и полученное расстояние h (от точки до начала координат) удовлетворяет условию r1 < h < r2, например, для .
var x, у, rl,r2:real; h: real; Begin readln (x, у, rl, r2); h:= sqrt (x*x + y*y); if (h < rl) AND (h > r2) then writeln ('точка А лежит внутри кольца'); if (h < r2) AND (h > r1) then writeln ('точка А лежит внутри кольца'); End. Более красивый способ – объединить два сложных условия в одно с помощью операции or («ИЛИ»), поскольку и в том, и в другом случае выдается одинаковое сообщение: var x, у, rl,r2:real; h: real; Begin readln (x, у, rl, r2); h:= sqrt(x*x + y*y); if (h < rl) AND (h > r2) OR (h < r2) AND (h > r1) then writeln('точка А лежит внутри кольца'); End. Обратите внимание на то, что операция OR имеет более низкий приоритет, чем AND, поэтому в этом сложном условии она будет выполняться последней, как и требуется. Остается ответить на третий вопрос: как можно обойтись без операций AND или OR. Конечно, возможен «лобовой» вариант, использующий вложенные условные операторы: if h < rl then if h > r2 then writeln('точка А лежит внутри кольца'); if h > rl then if h < r2 then writeln('точка А лежит внутри кольца'); Обратите внимание, что нам понадобилось отдельно «обойти» случай h = r1, потому что по условию понятие «внутри кольца» рассматривается в строгом смысле и при h = r1 считается, что точка не попадает в кольцо. Для более грамотного решения задачи нужно попробовать использовать арифметические операции, так чтобы результат вычисления некоторого выражения прямо отвечал на нужный вопрос. Поскольку числа могут быть самые разные, лучше «играть» не на конкретных значениях, а на знаке, то есть, если точка находится внутри кольца, выражение должно быть, скажем, отрицательным, а если нет – то положительным. Или наоборот. Если точка находится внутри кольца, то находится h между r1 и r2. Это значит, что разности h-r1 и h-r2 имеют разный знак, следовательно, их произведение отрицательно[1]. Таким образом, красиво написанная программа может иметь, например, такой вид:
var x, у, rl,r2:real; h: real; Begin readln (x, у, rl, r2); h:= sqrt(x*x + y*y); if (h - rl)*(h - r2) < 0 then writeln('точка А лежит внутри кольца'); End.
8) Во-первых, заметим, что в программе проверяются три условия, а заданы – четыре. Сразу находим, что условие y0 > -2 «выпало». Поэтому, например, программа ошибочно сообщит, что точка с координатами находится внутри области (в самом деле – нет). Кроме того, если условие в первом условном операторе истинно, а одно из последующих – ложно, программа вообще не выдает сообщения на экран, это неверно. Таким образом, для входных данных или программа также работает неверно. Чтобы исправить эти ошибки «в лоб», можно добавить еще один условный оператор, проверяющий недостающее условие y0 > -2, и добавить else -блоки, чтобы выводить сообщение «не лежит внутри области» при нарушении любого из условий: var x0, y0: real; Begin readln (x0, y0); if(x0 < 2)then begin if(x0 > -2)then if (y0 < 2) then if (y0 > -2) then
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|