Источники национально-правового регулирования расчетных правоотношений
1.1. Гражданский Кодекс РФ Центральный банк РФ, совместно с кредитными организациями, является участником банковских правоотношений (рис. 1.2.). Рисунок 1.2 - Банковские правоотношения Расчетное правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение по осуществлению расчетов, то есть действий, направленных на прекращение обязательств, любым не противоречащим закону способом, имеющим стоимостное выражение. Это комплексное производное правоотношение. Что касается понятия расчетных правоотношений. Обязанность плательщика (покупателя, заказчика, иного потребителя) рассчитаться со своим контрагентом за поставленную ему продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) возникает в результате заключения соответствующего договора (поставки, купли - продажи, подряда и т.п.). Существование этой обязанности основывается на надлежащем выполнении получателем средств (поставщиком, подрядчиком, исполнителем и т.п.) своей обязанности по этому договору, которая является встречной по отношению к обязанностям плательщика. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается процессом формирования банковского законодательства. В банковской сфере были изданы в новой редакции законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, которые содержат большое количество принципиально новых положений. Условно все нормативные акты можно подразделить на акты общего действия (например, ГК РФ) и акты специального действия (законы РФ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности”). Гражданский кодекс и законы о ЦБ и банках - это федеральные законы. Законов субъектов РФ, регулирующих банковскую деятельность на территории данного субъекта не должно быть. Потому что, конституционные нормы создают основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст.71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. Организация и деятельность банков осуществляется при совокупности правовых норм, регулирующих имущественный оборот вообще (в частности, норм Гражданского кодекса), и норм, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также двумя законами, прямо относящимися к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятый Государственной Думой 27 июня 2002 года и «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. (в редакциях от 03.02.96, 31.07.98, 05.07.99, 08.07.99, 19.06.01, 07.08.01 и 21.03.02). В период после кредитной реформы в литературе появилось понятие расчетных правоотношений. Сторонники этой точки зрения доказывали, что безналичные расчеты, осуществляемые сторонами через банк, отделяются от договора, из которого они возникли, и приобретают известную самостоятельность, т.е. превращаются в независимые правоотношения. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Особое внимание в банковской системе должно уделяться совершенствованию системы банковского надзора. В целом российская банковская система структурно аналогична банковским системам других стран. Она имеет два уровня, ведущую роль в ней играет центральный банк, который является важнейшим участником и регулятором экономических и финансовых отношений. Он регулирует эти правоотношения, одновременно как взаимодействуя с органами высшей законодательной и исполнительной власти, так и с кредитными учреждениями, защищая при этом интересы клиентов последних. В сфере гражданско- правового регулирования Гражданский кодекс занимает доминирующее положение перед другими законами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому специальные акты банковского законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты), содержащие нормы гражданского права, не могут противоречить ГК РФ. Ведомственные акты Банка России получили широкое применение в банковской практике. Причем их издание осуществляется преимущественно в форме инструкций, писем и телеграмм. Закон о ЦБ не устанавливает требований к форме этих актов. Метод правового регулирования расчетно-денежных правоотношений сводится к противопоставлению императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы правового регулирования - к позитивному обязыванию, дозволению и запрету. Действующее российское банковское право не дает определения расчетно-денежных операций. В расчетно-денежных операциях следует выделять действия, которые совершаются в порядке реализации прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, и действия, совершаемые в силу существующих стандартов, правил, обычаев. Эти действия, которые можно условно назвать нормативными или публичными обязанностями, связаны с конкретными правоотношениями, но их правовой режим обладает существенной спецификой. Эти действия совершаются в интересах как клиентов банков, так и самих банков и в конечном счете всей банковской системы. Поэтому их совершение контролируется, как правило, не уполномоченным субъектом правоотношения, а органом государства. Например, выполняя поручение клиента по договору банковского счета, банк должен в интересах клиента списать и зачислить деньги на соответствующие счета в определенные сроки, что охватывается конструкцией правоотношения. Но, выполняя эти операции, банк осуществляет определенные проводки (проводит зачисление денег после списания, а не наоборот), совершает ряд других действий, охватываемых и регулируемых не относительным правоотношением, а публично-правовыми обязанностями, зафиксированными в правилах осуществления банковской деятельности. Трудно было бы представить расчетно-денежные операции без их правовой цели, например, совершение расчетной операции без цели уплаты денег по соответствующему договору или иному правовому основанию с последующим прекращением обязательства его исполнением, и пр.
Поэтому понятие расчетно-денежной операции должно включать в себя как правовое оформление и основание совершаемых действий (договоры или односторонние сделки), так и фактически совершаемые действия по реализации правоотношений, независимо от того охватываются они договорами и сделками или предусмотрены нормативными актами. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует различный порядок расчетов, чему разработана гл. 46 “ Расчеты”. Данная глава является новой. Отношения по безналичным расчетам традиционно выделялись в гражданском праве как самостоятельная сфера регулирования. Основа для выделения - специфический субъектный состав отношений, не совпадающий с субъектным составом участников основного договора. Второй существенный момент - то, что наличные денежные средства в данном случае никак не фигурируют. Речь идет лишь о переуступке прав требований, вытекающих из договора банковского счета, к банкам. Передача прав производится путем совершения записей по бухгалтерским счетам в банках или кредитных учреждениях.
В настоящее время отношения по безналичным расчетам в основном регулируются актами Банка России. Нельзя не заметить огромный массив этих актов и то, что они в значительной части устарели и не соответствуют нормам гражданского законодательства. Это создает дополнительные сложности в регулировании отношений, связанных с расчетами. Известно, насколько эта сфера является конфликтной. Необходимость ее нормального законодательного регулирования вызвало включение в Кодекс главы, определяющей отношения участников безналичных расчетов. К сожалению, объем статей, включенных в Кодекс, недостаточен, для того чтобы детально их урегулировать, так как рамки Кодекса не позволяют такой детализации. Тем не менее важное значение имеет уже сам факт включения в Кодекс положений, которые ранее закреплялись на уровне подзаконных актов, а также то, что Кодекс относит решение вопросов, касающихся расчетов, к компетенции закона. Банковские правила могут регулировать эти вопросы лишь в рамках, установленных законом. При работе над главой о расчетах авторы старались максимально приблизить нормы нашего внутреннего законодательства к международным стандартам. Поэтому, в частности, многие нормы включены в Кодекс непосредственно из Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов. Еще один момент, который прослеживается в Кодексе, - это расширение сферы усмотрения сторон в определении своих прав и обязанностей. До недавнего времени все права и обязанности в сфере безналичных расчетов имели императивный характер. Кодекс же в целом ряде случаев дозволяет изменять в договоре условия взаимоотношений сторон. В основном это касается договора банковского расчета, поскольку именно он является правовой основой для осуществления безналичных расчетов. Глава 46 "Расчеты" состоит из 5 параграфов. Первый параграф определяет общие положения о расчетах. Следующие 4 параграфа определяют порядок работы банков при различных формах расчетов. В статье 861 главы определено, в каких случаях допускается использование в расчетах различных платежных средств. Возможно применение как наличных расчетов, так и безналичных. Если расчеты с участием граждан не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, закон в этом случае не устанавливает никаких ограничений. Граждане могут рассчитываться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Это положение Кодекса не допускает его изменения в других законах, поскольку нормы сформулированы императивно и нет указаний о том, что они могут быть изменены другим законом.
Что касается отношений с участием юридических лиц и отношений граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, Кодекс предписывает осуществление расчетов между ними в основном в безналичном порядке. Однако норма сформулирована очень корректно. Сказано, что расчеты между этими субъектами должны проводиться в безналичной форме, но они могут рассчитываться и наличными деньгами, если закон не запретит таких расчетов. Это надо рассматривать как общее дозволение на осуществление расчетов в любой форме, пока запрет не установлен другим законом. Отличие Кодекса от Основ гражданского законодательства касается возможности осуществления безналичных расчетов при отсутствии отношений по договору банковского счета. Основы связывали возможность осуществления безналичных расчетов только с наличием в банке банковских счетов. Кодекс от этой строгой установки уходит и предусматривает ситуации, когда расчеты могут производиться при отсутствии банковских счетов. При включении этой формулировки имелась в виду возможность расчетов в такой форме, когда, к примеру, одно лицо через банк перечисляет деньги в пользу другого гражданина, у которого нет счета в банке, для выдачи ему наличными - по аналогии с почтовым переводом. Вторая группа отношений, регулируемых Кодексом, касается порядка установления форм расчетов. Действующее законодательство относит этот вопрос к компетенции Банка России. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет, что Банк России устанавливает стандарты и формы безналичных расчетов. Кодекс эти подходы меняет, используя ряд форм расчетов. Банк России не вправе запретить их использование, поскольку в Кодексе они прямо указаны. Предусматривается, что другие формы расчетов могут быть установлены законом, банковскими правилами или определяться исходя из обычаев делового оборота. В договоре, на основании которого производится расчет, сторонам предоставлено право выбрать любую из форм расчетов, которые есть в Кодексе, ином законе или в банковских правилах. Банки не вправе контролировать выбор клиентами формы расчетов. Банк обязан выполнять поручения клиента о перечислении средств в той или иной форме. С момента предъявления клиентом банку соответствующего требования возникают отношения по безналичным расчетам. Кодекс выделяет четыре основные формы расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо и расчеты исками. Наиболее широко используемая форма - это расчеты платежными поручениями. Определение характера производимых банком операций в Кодексе шире, чем имеющееся в настоящее время в банковских правилах. Банковские правила содержат формулировку, не позволяющую сделать однозначного вывода, что входит в содержание обязанностей банка, когда клиент дает ему поручение перечислить средства с расчетного счета. Кодекс определяет следующие основные моменты. Во-первых, он говорит о том, что обязанность банка по перечислению средств исчерпывается лишь при зачислении средств на счет, указанный клиентом, который дал поручение. Причем это может быть и счет самого клиента в том же банке, которому дано поручение. У нас сейчас нет запрета на использование двух счетов в одном банке. Клиент может дать поручение о перечислении средств с одного своего счета на другой свой же счет в этом банке, и это будет операция по банковскому переводу. Это может быть межбанковский перевод, когда клиент хочет перечислить средства в иной банк, в котором обслуживается получатель средств. Во всяком случае обязанность банка исчерпывается только тогда, когда средства поступят на счет, указанный клиентом, давшим поручение об их перечислении. Следует обратить внимание, что сейчас практика основывается на статье 403 Гражданского кодекса, которая определяет ответственность банка, начавшего операцию по перечислению средств, за действия других банков, которым он поручил проведение расчетов. Из новшеств, вносимых Кодексом в регулирование расчетов платежными поручениями, следует отметить возложение на банк обязанности информировать клиента о ходе исполнения поручения. На параграфе 3 "Расчеты по аккредитиву" следует остановиться более подробно, потому что обязательства, возникающие при расчетах аккредитивами, носят очень сложный характер. В Кодексе содержится еще одно новое положение - о возможности открытия подтвержденного аккредитива. Параграф 5 Кодекса о расчете чеками носит достаточно традиционный характер.
1.2. ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и «О банковской деятельности» В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указан срок перечисления безналичных средств на территории Российской Федерации, который не должен превышать 5 дней. Следующая форма расчетов, предусмотренная в параграфе 4 Кодекса, - расчеты по инкассо О банковских операциях и других сделках идет речь в ст.5 Закона о банках и банковской деятельности. В банковской сфере были изданы в новой редакции законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, которые содержат большое количество принципиально новых положений. Условно все нормативные акты можно подразделить на акты общего действия (например, ГК РФ) и акты специального действия (законы РФ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности”). Гражданский кодекс и законы о ЦБ и банках - это федеральные законы О банковских операциях и других сделках идет речь в ст.5 Закона о банках и банковской деятельности. Анализ ст.5 Закона о банках и банковской деятельности позволяет сделать вывод о наличии понятия банковской деятельности в узком и широком смыслах слова. В узком смысле можно говорить тогда, когда для совершения определенной совокупности операций необходимо создать банк как специальное юридическое лицо. К числу таких операций относятся привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов. В широком смысле слова о банковский деятельности может иди речь в тех случаях когда имеет место совершение любого вида перечисленных законодателем банковских операций как самим банком так и другими кредитными организациями. В этом смысле наряду с вышеперечисленными тремя видами банковских операций следует включать и такие операции как купля - продажа иностранной валюты, осуществление расчетов, инкассация денежных средств, доверительное управление денежными средствами, лизинговые операции и др. Часть II ст. 2 Закона "О банках и банковской деятельности" посвящена источникам правового регулирования банковской деятельности в РФ. В статье 5 комментируемого закона содержится развернутый перечень банковских операций и других сделок, которые могут совершать кредитные организации. Этот перечень достаточно емкий. Согласно последней части данной статьи, кредитным организациям запрещается заниматься лишь тремя видами деятельности - производственной, торговой и страховой. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается (часть III ст. 36 Закона "О банках и банковской деятельности" Кредитная организация выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада (ст. 29 Закона "О банках и банковской деятельности"). При отсутствии в договоре соответствующих условий размер процентов определяется существующей в месте жительства вкладчика, а если последним является юридическое лицо - в месте его нахождения, ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день выплаты процентов. В последнем абзаце ст. 1 содержится понятие иностранного банка, то есть "банка, признанного таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован". Данное определение базируется на тесте инкорпорации: принадлежность юридического лица к той или иной стране устанавливается на основе факта регистрации (образования) на ее территории. В соответствии и законом РФ «О банках и банковской деятельности»,банк определяется как кредитная организаций, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие виды операций: - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, - размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”,основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. В соответствии со статьей 5Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. 1.3. ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Вообще же правила определения российского резидентства закреплены в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". В пункте 5 ст. 1 названного законодательного акта указывается, что резидентами РФ являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местом нахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства, указанные в пунктах "б" и "в". В пункте 6 этой же статьи определен круг лиц, не входящих в число российских резидентов, - нерезидентов РФ. К ним относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах "б" и "в".
1.4.- Конституция РФ (в частности, в ст. 71 Конституции закреплено, что федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении РФ; в части II ст. 75 определена основная функция Центрального банка. Она состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля. Данная функция осуществляется Банком России независимо от других органов государственной власти. А в части I этой же статьи установлено исключительное право Центрального банка на проведение денежной эмиссии и т.д.); - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; - другие федеральные законы: Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Гражданский кодекс и иные федеральные законодательные акты, в которых имеются нормы банковского права; - нормативные акты Банка России; - в регулировании банковских операций значительное место принадлежит деловым обыкновениям и банковским обычаям Согласно Конституции Российской Федерации, главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. 1.5. Письмо Банка России N 14-3-20 от 10 февраля 1992 г. "О депозитных и сберегательных сертификатах банков" Письмом Банка России N 14-3-20 от 10 февраля 1992 г. "О депозитных и сберегательных сертификатах банков" установлены единые для всех банков РФ правила по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов. Всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов, должен именоваться депозитным сертификатом, а аналогичный документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него сберегательных вкладов, сберегательным сертификатом. Депозитный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (бенефициара) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему. Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Они подразделяются на именные и на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов, выплате сумм по ним осуществляются только в безналичном порядке. Сберегательный сертификат выдается гражданину РФ или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Депозитный сертификат может быть выдан только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ или на территории иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Сертификат не подлежит вывозу на территорию государства, не использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Сертификаты могут быть срочными или до востребования. Срок обращения по срочным сертификатам (с даты выдачи сертификата до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита или вклада по сертификату) ограничивается одним годом.
Практические задания.
Ответьте письменно на следующие вопросы: 1.Какому договору из второй части ГК соответствует данная расписка? Данная расписка соответствует договору займа (Глава 42. ГК РФ «Заем и кредит»). Согласно п. 2 ст. 808 ГК РФ в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей. 2. Какие условия в нем обязательно должны быть зафиксированы? Обязательные условия договора займа: - наименование сторон (Должник и Заемщик); - сумма займа (прописью); - срок займа; - размер и условия начисления процентов по займу; - возможные последствия для сторон при нарушении существенных условий договора. 3.Как в расписке должны быть указаны лица, участвующие в обязательстве? Они должны быть указаны следующим образом: Займодатель (кредитор) Заемщик (должник). С указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных. 4. В какой срок должна быть возвращена сумма денег, если в расписке ничего об этом не сказано. Согласно ст. 808 ГК РФ Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно. При невозврате денежных средств в указанные сроки спор может быть При возврате Должником денежных средств Кредитор возвращает ему Задание 2. Заполните таблицу «Различия между кредитом, займом, товарным кредитом, ссудой».
Задание 3. Самостоятельно составьте методику оценки кредитоспособности заемщика и примените ее для оценки и сравнения кредитоспособности двух заемщиков. Последовательность выполнения задания. 1. Самостоятельно составить методику оценки кредитоспособности. 2. Применить ее для оценки и сравнения кредитоспособности двух клиентов 3. Письменно ответить на вопросы
Вопросы по заданию: 1. Каким нормативным документом определен порядок оценки кредитоспособности юридических лиц в Сберегательном банке? Положение Банка Росси №254-П от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам» 2. Как оценивается рост и снижение значений выбранных коэффициентов (положительно или отрицательно)? Приближение к нормативному значению оценивается положительно, удаление от нормативного значения – отрицательно. 3. Имеют ли выбранные коэффициенты ограниченные или неограниченные интервалы изменения своих значений? Да, они указаны. 4. Какая минимальная и максимальная сумма баллов может быть набрана по разработанной методике оценки кредитоспособности? Как определить минимальную и максимальную сумму баллов? Минимальная и максимальная сумма баллов строго не регламентированы. Баланс предприятий - заемщиков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|