II . Ионизирующие и неионизирующие излучения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОТЧЕТ по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности «ВОЗДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ НА ВЕЩЕСТВО»
Руководитель практики: Соколова Г.Е. «___»_____________2019 г.
Практикант Студент группы Х-182 Алибоев Х.А «___»_____________2019 г.
Содержание Введение........................................................................................................... 3 I. Радиация. Суть явления…........................................................................... 5 II. Ионизирующие и неионизирующие излучения......................................... 6 III. Природа радиоактивных лучей................................................................ 7 IV. Естественная и искусственная радиоактивности...................................... 7 V. Распространение различных ионизирующих излучений в окружающей среде и биологических тканях................................................. 7 VI. Оценка опасности радиационных воздействий........................................ 9 VII. Радиационный гормезис........................................................................ 11 VIII. Процесс протекания взаимодействия радиации на вещество............. 13 IX. Безопасные уровни и особенности биологического действия инкорпорированных радионуклидов.............................................................................................. 14 X. Контролируемые и неконтролируемые уровни облучения человека.... 15 XI. Познавательное значение радиоактивности………………………… ……17 Вывод............................................................................................................. 18
Список литературы....................................................................................... 19 Введение
Целями учебной практики по изучению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются: - ознакомление с тематикой и организацией научных исследований, проводимых в научно-исследовательских лабораториях профильных кафедры химии твердого тела и химического материаловедения; - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе обучения; - приобретение практических навыков и умений, универсальных и профессиональных компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности; - усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных исследований. Для эффективного достижения целей учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательских деятельности в качестве основных задач определены: - ознакомлены с тематикой, содержанием основных работ и исследований, выполняемых в научно-исследовательских лабораториях; - ознакомление с материальной базой научно-исследовательских лабораторий кафедры химии твердого тела и химического материаловедения; - приобретение навыков использования теоретических знаний, практических умений, полученных в ходе обучения, методов научно-технического творчества для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью; - ознакомление с вопросами организации и охраны труда; - ознакомление со структурой лабораторий, условиями, методами и темами исследовательских работ; - приобретение навыков владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации; - приобретение умения делать заключения на основе анализа и сопоставления всей совокупности имеющихся данных.
В качестве задания по учебной практике является написание отчета по теме «Воздействие радиации на вещество». Авария Чернобыльской АЭС заставила в корне пересмотреть наши взгляды на проблемы радиационной безопасности. При этом резко возросло число людей, интересующихся природой ионизирующего излучения, уровнем естественного фона радиации и особенностями действия радиации на живой организм. Сегодня особое беспокойство вызывает рост применения ионизирующего излучения в медицине, промышленности и энергетике. Никогда еще человечество не внедряло свою новую технологию с такой опаской. Ведь в природе нет ничего бесплатного, и нельзя получить от нее чего-нибудь, не заплатив за это. Из повседневной жизни каждый хорошо знает, что за приобретение каких-нибудь благ надо платить. По существу это то, что нам приходится все чаще и чаще делать во всех аспектах человеческой деятельности. Подобным образом должны мы поступать и в отношении применения радиации. Знание — лучшее противоядие страха и подозрений. Чем больше людей будут знать о радиации, о той пользе, которую она дает, и опасности, которую она влечет, тем четче они будут определять роль радиации в нашей жизни.
I. Радиация. Суть явления
Радиация (от латинского слова radio — излучаю) представляет собой излучение, идущее от какого-либо тела. Радиация сопутствовала людям всегда, ибо она гораздо старше человеческого рода. Задолго до того, как на Земле возникла жизнь, планету овевал радиационный космический ветер. Только одна ближайшая к нам звезда — Солнце — испускает огромное количество быстрых частиц: электронов, ионов, нейтронов, γ - квантов. А уран и другие долгоживущие радионуклиды в земной коре? А постоянное выделение из нее радиоактивного газа — радона? По-видимому, без радиации на Земле не возникло бы столь богатого разнообразия форм жизни. Особенно ретиво радиоактивный фон подстегивал микроэволюционные процессы — мутагенез, хромосомные перестройк на заре протобиологической эволюции. Действительно, живые организмы всегда испытывают на себе действие определенного количества излучения, исходящего от природных источников, таких, как почва и пища, а также от космических лучей, идущих к нам из космоса. Искусственно созданные человеком источники излучения, используемые в медицине (рентгеновские лучи, изотопы и т. д.), промышленности и атомной энергетике, привели к дополнительному радиационному воздействию на живой организм. Новое, что создал сам человек в этом отношении, это дополнительное радиационное воздействие, которому мы подвергаемся, например, во время рентгеновского обследования, во время полета в реактивном самолете на большой высоте, при выпадении радиоактивных атмосферных осадков после испытания ядерного оружия, а также в результате работы атомных реакторов, сооруженных с целью получения электроэнергии.[2]
II. Ионизирующие и неионизирующие излучения Ионизация это процесс образования положительных и отрицательных ионов или свободных электронов из электрически нейтральных атомов и молекул. При оценке эффекта взаимодействия с различными живыми организмами принято разделение излучений на ионизирующие и неионизирующие. Радиация будет ионизирующей в том случае, если она способна разрывать химические связи молекул, составляющие живые организмы, и тем самым вызывать биологически важные изменения. При средней работе на один акт ионизации, равной 34 эВ (1 эВ = 1,602.10-19 Дж), минимальная частота электромагнитных волн, обладающих ионизирующими способностями, определяется следующим образом: где h — постоянная Планка. Частота ν min соответствует глубокой ультрафиолетовой области спектра электромагнитных волн. Следовательно к ионизирующей радиации относятся ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, γ-кванты. Причем, чем выше их частота, тем больше их энергия (Еu) и тем сильнее проникающая способность. Еще большую степень ионизации молекул живого организма вызывает воздействие элементарных частиц: электронов, позитронов, нейтронов, протонов и.т.д., поскольку они обладают очень высокой кинетической энергией. Свет, радиоволны, также как инфракрасное тепло от Солнца, тоже представляют собой разновидность радиации. Однако они не вызывают повреждения организма путем ионизации, хотя, безусловно, могут оказывать серьезные биологические эффекты, если интенсивность и длительность их воздействия увеличить.[1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|