Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного самоуправления. Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции: 1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти; 2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств; 3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм). Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: 1) федеральный бюджет; 2) бюджет субъектов РФ (область); 3) местные бюджеты (город, район). Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам: 1) принцип единства – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета; 2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме); 3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;
4) принцип гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ; 5) принцип самостоятельности – этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграничения полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет; 6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей носит целевой характер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ; 7) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; 8) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов: 1) налоговые доходы: а) налог на прибыль; б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы; в) налоги на совокупный доход; г) налоги на имущество; д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; е) прочие налоги и сборы; 2) неналоговые доходы: а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; б) доходы от продажи земли; в) административные платежи и сборы; г) штрафные санкции (за налоговые нарушения); д) доходы от внешнеэкономической деятельности; 3) безвозмездные перечисления: а) от бюджетов других уровней; б) от государственных внебюджетных фондов; в) от государственных организаций. По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|