Состав и полномочия Конституционного Суда РФ
Впервые конституционное установление о необходимости создания Конституционного Суда в России было внесено 15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. В истории государства и права России такой орган появился впервые, что предполагало принятие соответствующего закона. Такой Закон был принят 6 мая 1991 г., однако на его основе Конституционный Суд не был сформирован и не действовал. Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. в Конституцию РСФСР была введена ч. 1 ст. 165, которая устанавливала: «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства». 12 июля 1991 г. был принят второй Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Состав Конституционного Суда РСФСР в количестве 13 судей был сформирован Съездом народных депутатов РСФСР в октябре — ноябре 1991 г. События 1993 г. свидетельствовали о жестком противостоянии Президента РФ Б. Н. Ельцина и Верховного Совета РФ, в котором Конституционный Суд РФ дважды признавал неконституционными нормативные акты и действия Президента РФ как основания для отрешения его от должности. Внутренний раскол по политическим мотивам в самом Конституционном Суде РФ привел к принятию решения о приостановлении проверки конституционности нормативных правовых актов и международных договоров до принятия новой Конституции РФ. Президент РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» подтвердил наличие глубокого кризиса в Конституционном Суде РФ, констатировал невозможность деятельности этого Суда в неполном составе, поддержал его решение не созывать заседаний по рассмотрению дел до принятия новой Конституции РФ и предложил Федеральному Собранию РФ рассмотреть вопрос об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, т.е. фактически это означало намерение упразднить Конституционный Суд РФ как самостоятельный орган власти. Одновременно Президент РФ ориентировал Конституционный Суд РФ на обсуждение будущих форм судебного конституционного контроля[2]. Указом Президента от 24 декабря 1993 г. № 2288 Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. признавался недействующим «как противоречащий Конституции».
С принятием Конституции РФ 1993 г. начался новый этап в конституционно-правовом развитии страны, связанный с ролью Конституции РФ как правового фундамента процесса реформирования российского общества. Конституция РФ установила состав Конституционного Суда РФ в количестве 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, утвердила юридическую силу решений Конституционного Суда РФ и их юридические последствия. Конституция РФ определила природу Конституционного Суда РФ как органа судебной власти, обладающего широким кругом полномочий. Важным шагом в развитии конституционного правосудия в России стало принятие вышеупомянутого Закона о Конституционном Суде РФ. Закон содержит как материальные нормы о Конституционном Суде РФ (о статусе данного Суда, его полномочиях, материальных гарантиях судьям и др.), так и процессуальные, регулирующие порядок рассмотрения различных дел. Включение практически всех норм о Конституционном Суде РФ (кроме четко установленных исключений) в один Закон обеспечивает удобство его применения и оправданно с точки зрения юридической техники. Полномочия Конституционного Суда РФ, как это определено в Законе о Конституционном Суде РФ, направлены на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ всей территории страны.
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Закона о Конституционном Суде РФ). Конституционный Суд РФ в силу исключительности его компетенции является высшим судом в осуществлении конституционного контроля. Цель деятельности Конституционного Суда РФ — защита Конституции РФ, обеспечение ее верховенства, высшей юридической силы и прямого действия на всей территории государства, соблюдение и утверждение правового режима конституционности в обществе и государстве. Задачи деятельности Конституционного Суда РФ состоят в защите основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя. Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности Конституционного Суда РФ с момента принятия Закона о Конституционном Суде РФ неоднократно (более десяти раз) изменялось. Наиболее существенные изменения в структуре Конституционного Суда РФ и в конституционном судопроизводстве произведены на основе федеральных конституционных законов от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ и от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ в структуре Конституционного Суда РФ упразднены две палаты, состоявшие из 9 и 10 судей, целью создания которых было ускорение рассмотрения дел, обеспечение оперативной защиты конституционных прав и свобод граждан. Решения Пленума Конституционного Суда РФ и двух палат обладали одинаковой юридической силой, т.е. рассматривались как решения Конституционного Суда РФ. Заседания Пленума вел Председатель Конституционного Суда РФ, заседания палат вели судьи из состава палаты по очереди, что за годы их существования вполне оправдалось[3]. Конституционному Суду РФ пришлось решать сложнейшие вопросы баланса публичных и частных интересов, поиска оптимальных конституционно-правовых решений возникающих конфликтов и проблем («дело о КПСС и КП России», «чеченское дело», «удмуртское дело» и др.).
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела на заседаниях Суда с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных ст. 47.1 Закона о Конституционном Суде РФ, также без проведения слушаний. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее грех четвертей от общего числа судей (ст. 4 Закона о Конституционном Суде РФ). В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ[4] Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; — не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) разрешает споры о компетенции: — между федеральными органами государственной власти; — между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; — между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных нрав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ). Компетенция Конституционного Суда РФ, может быть изменена не иначе, как путем внесения изменений в Закон о Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает регламент Конституционного Суда РФ. В регламенте КС РФ на основе Конституции РФ и ФКЗ О КС РФ устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в КС РФ, требования к работникам аппарата КС РФ и иные вопросы внутренней деятельности КС РФ. Из этого следует, что Регламент принимается на основе Конституции и ФКЗ О КС, в ст. 28 ФКЗ конкретизируется предмет регулирования Регламента, хотя и не исчерпывающе. Отсылки к Регламенту содержатся также и в других статьях ФКЗ О КС РФ.
Юридическая природа Регламента обуславливается тем, что он принимается не законодателем, а самим КС в силу делегированного ему полномочия на это. Регламент призван дополнять, конкретизировать и развивать нормы ФКЗ. Предмет регулирования Регламента касается только вопросов внутренней деятельности КС РФ. Предписания, содержащиеся в Регламенте обязательны для всех участников процесса конституционного судопроизводства, для всех подразделений и сотрудников аппарата КС, ну и соответственно судьи должны руководствоваться Регламентом. Формирование и развитие норм Регламента происходит в ходе повседневной практики КС, они могут оперативно исправляться, изменяться и уточняться, для организации наиболее эффективной деятельности КС. Регламент состоит из 9 глав. Глава 1 - Общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда. Глава 2 - Вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия. Глава 3 - Вопросы, касающиеся предварительного рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд. Глава 4 - Вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания. Глава 5 - Вопросы, касающиеся слушания дел в заседаниях Конституционного Суда. Глава 6 - Вопросы, касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суд. Глава 7 - Вопросы, касающиеся решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства. Глава 8 - Иные вопросы, касающиеся организации и осуществления деятельности Конституционного Суда. Глава 9 - Заключительные и переходные положения. Принимается Регламент КС РФ и вносятся в него изменения в заседаниях КС РФ. Предложения о внесении изменений в Регламент могут быть внесены любым судьей, а также Секретариатом Конституционного Суда РФ с соответствующими обоснованиями. Предложения о внесении изменений в настоящий Регламент рассматриваются в заседании Конституционного Суда. По каждому предложению о внесении изменений в настоящий Регламент Конституционный Суд РФ принимает отдельное решение. Защита основных прав и свобод человека и гражданина стала одним из главных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст. 96). К направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются: — текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию; — доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя; — документ об уплате государственной пошлины; — перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров. К жалобе помимо этих документов прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело. Предметом рассмотрения по конституционным жалобам являлись за последние годы нормы ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Трудового кодекса РФ и других федеральных законов: «О гражданстве Российской Федерации», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О государственной тайне», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О несостоятельности (банкротстве)», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О воинской обязанности и военной службе» и др. В большинстве случаев Конституционный Суд РФ признал неконституционными полностью или частично оспоренные положения законов (кодексов), защитив конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, право на судебную защиту, права потерпевших от злоупотреблений властью, трудовые, жилищные права, права в налоговых правоотношениях, право на свободу передвижения и выбор местожительства и др. В истории России это уникальное явление, так как впервые на конституционном уровне закреплено право каждого вступать в спор с государством в лице законодателя. В компетенцию Конституционного Суда РФ входит также проверка по запросу суда (суда общей юрисдикции или арбитражного суда) на соответствие Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия постановления Конституционного Суда РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются. Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 Закона о Конституционном Суде РФ. В случае признания оспариваемого закона не соответствующим Конституции РФ, он не подлежит дальнейшему применению и, таким образом, в силу решения Конституционного Суда РФ изменяется и вся последующая судебная практика разрешения подобного рода правоотношений. Постановления и определения Конституционного Суда РФ (правовые позиции) являются ориентирами для правоприменительной деятельности, как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. В правовом пространстве России роль правовой позиции Конституционного Суда РФ аналогична роли судебных разъяснений по правоприменительной практике, которые даёт в пределах своей юрисдикции Верховный Суд РФ. Сформулированная и высказанная Конституционным Судом РФ правовая позиция является основой единообразия в понимании тех или иных положений законодательства в контексте современной правовой ситуации и конституционных положений[5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|