Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия эффективности массовой коммуникации




Массовые информационные процессы

Социальная информация выступает в качестве важнейшего связующего звена меж­ду социальной средой и личностью. Информационные процессы, происходящие в общест­ве, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей. С помо­щью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений, на практике осуществляя то, что А. Н. Леонтьев очень точно на­звал «механизмом социальной «наследственности», и удовлетворяют свои текущие пси­хические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной «кар­тины мира», в поддержке во мнениях по спорным вопросам.

Массовая коммуникация как социальный феномен.

Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество нау­ки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представ­ляющего собой односторонний поток сообщений, адресованный относительно ано­нимной, достаточно большой численно и весьма разнородной аудитории. Этот вид об­щения принято называть массовой коммуникацией. В ходе массовых информационных процессов распространяются сообще­ния, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с це­лью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и по­ведение значительных масс людей. С появлением массовой коммуникации значительно расширился круг интересов людей. Их все больше волнуют проблемы социального харак­тера, даже если эти проблемы не затрагивают их лично, а относятся к жизни людей других континентов и стран.

В числе социальных целей, преследуемых массовым информационным воздейст­вием, - распространение систематизированного классового мировоззрения и постоянное подтверждение его правильности фактами.

В массовой коммуника­ции, в отличие от обычной - межличностной, прямой и двусторонней, источник сообще­ний (или коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в рамках и в интересах другой системы, более высокого уровня, какой может быть государ­ство, класс, партия, социальное движение. В качестве получателя сообщений выступает разделенная пространством или временем (или же тем и другим) массовая аудитория. В ходе этого процесса сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, пред­почтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей. Связь между коммуникатором и аудиторией в массовой комму­никации всегда опосредована, так как коммуникатор и аудитория не находятся в непосред­ственном физическом контакте.

Звеном, опосредующим связь коммуникатора и его аудитории, являются: печать - в виде газет, журналов, листовок, плакатов, брошюр и книг массовых изданий; радио и теле­видение - в виде регулярно функционирующей системы широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью кинотеатров; звукозапись - в виде системы производства и распространения грампластинок и магнитофонных роликов (или кассет). Собирательно эти технические средства обозначаются терминами «средства массовой информации и пропаганды» или «средства массовой коммуникации».

От средств массовой коммуникации принято отличать ее каналы, под которыми по­нимается конкретная газета, рассчитанная на определенную читательскую аудиторию, из­любленная слушателями радиостанция или предпочитаемая телезрителями постоянная программа. Функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией относительно классовых, политических, моральных, этических, эстетических и иных ценностей, хорошо понимаемая аудиторией, вызывает четкую группировку потенциальной аудитории и служит фактором увеличения или уменьшения численности реальной аудитории. Постоянство получения информации от определенного канала выступает в качестве самостоятельного фактора влияния массовых информационных процессов на личность, поскольку сообщение, получаемое от «своего», привычного канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, который не рассматривается «своим», привычным или заслуживающим дове­рия.

Эти моменты особенно четко проявляются в практике пропаганды, которая является важнейшей функциональной формой массовой коммуникации. В процессе пропагандист­ского воздействия происходят последовательные динамические изменения в сознании ау­дитории, которые, накапливаясь количественно, приводят к новому качеству - к иному по сравнению с прежним отношению к фактам действительности, к иному мнению по соци­ально значимым вопросам, к иным действиям и даже поведению в целом.

Возможным такое воздействие становится при наличии в передаваемых сообщени­ях информации двух видов: основной информации, содержащей ценностные значения, в первую очередь и дополнительной информации, задача которой состоит в том, чтобы при­вести восприятие человека в состояние, благоприятное для принятия основной информа­ции. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, конкретности, занима­тельности, или, наоборот, однообразия, сухости, серости, невыразительности, фальши, до­полнительная информация возбуждает в психике людей соответствующие - положитель­ные или отрицательные - эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и исход психической переработки основной информации.

Исследовать массовые информационные процессы социально-психологически - значит понять, какие именно образования в сознании людей подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей психической переработки информации, как эти из­менения влияют на состояние сознания людей, на их поведение.

Условия эффективности массовой коммуникации

Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффек­тивность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выяв­ления социально-психологических особенностей объекта воздействия, а также кон­кретных способов осуществления этого воздействия.

Коммуникативное воздействие, как правило, вынуждено преодолевать известную инертность, а то и определенное внутреннее сопротивление аудитории. В ходе массовых информационных процессов преодолеваются препятствия (или барьеры ) нескольких родов: физические - в виде пространства и времени, социальные - определяемые стату­сом и ролями индивидов, составляющих аудитории, гносеологические -возникающие из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний или же из-за неразвитости абстрактного мышдения, идеологические - проявляющиеся как результат усвоения мировоззрения или стереотипов, противоречащих идеологическим основам осуществляемого воздействия, и, наконец, психологические - в виде уже имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков, пассивности внимания и т. д. Совокупность этих факторов определяет «высоту» барьеров, стоящих между источни­ком и получателем информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...