Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

билет. Собственный капитал и его основные элементы.

Собственный капитал организации (пред­приятия) характеризует общую стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности и гарантирующих ин­тересы ее кредиторов.

Исходя из природы и экономического содержания собствен­ного капитала можно выделить следующие его функции:

оперативная — связана с поддержанием непрерывности дея­тельности организации;

защитная (абсорбирующая) — направлена на защиту капитала кредиторов и возмещение убытков организации;

распределительная — связана с участием в распределении по­лученной прибыли;

регулирующая — определяет возможности и масштабы привле­чения заемных источников финансирования, а также участия отдельных субъектов в управлении организацией.

В составе собственного капитала могут быть выделены две ос­новные составляющие: инвестированный и накопленный капитал.

Инвестированный капитал — это капитал, вложенный собственни­ками. Инвестированный капитал представлен в балансе российских ор­ганизаций в виде уставного капитала и в виде эмиссионного дохода в составе добавочного капитала.

Накопленный капитал — это ка­питал, созданный сверх того, что было первоначально авансиро­вано собственниками. Он находит свое отражение в виде статей, формируемых за счет чистой прибыли (резервный капитал, нерас­пределенная прибыль).

В составе собственного капитала выделяются:

Уставный капитал организации (предприятия) — это первона­чальная сумма средств учредителей (собственников), необходи­мых для ее функционирования и отражающих право, закрепленное в уставе общества, на ведение предпринимательской деятельности. Его величина определяет минимальный размер имущества компании, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Законодательством РФ предусмотрены требования к минимальному размеру уставного капитала (кроме кредитных и страховых организаций):

Добавочный капитал формируется за счет:

прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки;

эмиссионный доход акционерного общества (сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного обществ).

Использование добавочного капитала имеет место в следующих случаях: 1) увеличения уставного капитала; 2) распределения части суммы между учредителями организации; 3) погашение сумм снижения стоимости основных средств по результатам переоценки.

 

2. Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступающих на счет предприятия за реализованную продукцию. Она является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров, важным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Выручка – основной вид денежных доходов предприятий, один из главных показателей его финансово-хозяйственной деятельности:

• своевременное поступление выручки одна из основных задач деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет его финансовое положение;

• несвоевременное поступление выручки приводит к задержкам выплаты заработной платы работникам, возникновения задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, задержкам в расчетах поставщиками и т.д.

Выручка от реализации формируется в результате:

• текущей (основной) деятельности и выступает в виде выручки от реализации продукции;

• инвестиционной деятельности и выступает в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг др. эмитентов;

• финансовой деятельности предприятий, связанной с размещением среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

На величину выручки от реализации влияют следующие факторы:

1) зависящие от деятельности предприятия (внутренние):

а) в сфере производства – объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;

б) в сфере обращения – уровень применяемых цен, ритмичность, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

2) не зависящие от деятельности предприятий (внешние): нарушение договорных условий поставки материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Поступление выручки представляет собой завершение кругооборота средств, а ее использование – начало нового кругооборота.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.[1]

5 билет. Основной капитал

Основным фактором процесса производства материальных благ являются рабочая сила и средства производства. Средства производства подразделяются на средства труда и предметы труда.

Средствам труда ̶ это вещи, с помощью которых люди воздействуют на природу и на предметы труда с целью производства различных материальных благ: станки, машины, здания, сооружения, средства связи и т. д.

Предметы труда – все то, к чему прилагается человеческий труд, что подвергается обработке в процессе производства с целью приспособления их для личного и производственного потребления: уголь, руда, нефть, природный газ, лен, шерсть и т. д.

.

Важнейшим фактором повышения экономической эффективности, улучшения финансового положения предприятий транспорта является рациональное использование финансовых ресурсов в виде основного и оборотного капитала.

Капитал предприятия (производственные фонды) состоит из основного капитала (основных производственных фондов) и оборотного капитала (оборотные производственные фонды и фонды обращения).

Основной капитал – это часть финансовых ресурсов, вложенная в производственные объекты, многократно участвующие в повторяющихся циклах производства, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие свою стоимость на выпущенную продукцию (работы, услуги) частями в форме амортизационных отчислений.

 

К внеоборотным активам относятся:

- машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные монтажом, но не введенные в эксплуатацию;

- не оконченные строительством или не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства и иные вложения во внеоборотные активы до их ввода в эксплуатацию.

НОУ-ХАУ (знаю как) – не защищенные охранными документами (патентами) и неопубликованные сведения и опыт научно-технического, управленческого, коммерческого и иного характера, которые представляют коммерческую ценность и могут служить предметом сделки, оформляемой соответствующим договором

Кроме того, к основному капиталу относятся и нематериальные элементы, называемые в учете нематериальными активами (стоимость интеллектуальной собственности, лицензий, патентов и др.).

Основной капитал – обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении весь капитал предприятия, как физический, так и денежный, который функционирует длительное время.

Иными словами, основной капитал включает длительно функционирующие:

· материальные ценности (станки, машины, здания и т. д.);

· финансовые вложения (собственные ценные бумаги, вложения в другие предприятия, долги других предприятий);

· нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, проекты);

К основным фондам (средствам) относят физический капитал.

Объем основных средств исчисляется в денежном выражении, в виде их стоимости.

В силу этого основные средства характеризуют иногда как денежные средства, вложенные в основные средства производства.

2. Экономическое содержание и классификация расходов организации

Расходы на производство и реализацию продукции занимают основной вес в денежных затратах предприятия. Все затраты на производство и реализацию составляют их себестоимость. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции для целей определения налогооблагаемой прибыли, регламентируется Налоговым кодексом.

Основные расходы – это расходы связанные с обеспечением основного производства.

Классификация расходов

Все денежные затраты предприятия группируются по трем при­знакам:

расходы, связанные с извлечением прибыли;

расходы, не связанные с извлечением прибыли;

принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя за­траты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, ус­луг) - это расходы, связанные с созданием товара (продукции, ра­бот, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общест­венную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, спо­собствуют повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы - это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых свя­зано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.

Операционными расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов ор­ганизации;

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возни­кающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списа­нием основных средств и иных активов, отличных от денеж­ных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

Внереализационными расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникаю­щие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализа­ции имущества и т.п.).

6). По степени однородности затраты разделяются на элементные и комплексные.

Элементные расходы - это совокупность расходов одного вида без учёта того, где эти расходы возникли - в основном производст­ве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, все мате­риальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация.

Комплексные расходы указывают на место возникновения за­трат и причину их возникновения. Например, расходы на содержа­ние и эксплуатацию оборудования включают в себя материальные затраты (запасные части, вспомогательные материалы); зарплату ремонтников, наладчиков; начисления на их зарплату. Общепроиз­водственные и общехозяйственные расходы также включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и прочие затраты.

Классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и эконо­мические. Административными методами можно предотвратить не­обоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупот­ребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

БИЛЕТ 6

Экономическая сущность оборотного капитала

Оборотный капитал – часть капитала компании, которая задействована в ее повседневной коммерческой деятельности. Оборотный капитал выполняет функцию по обслуживанию основного капитала. Он состоит из текущих активов (главным образом, это товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и наличные деньги) за вычетом из них текущих обязательств (в основном кредиторской задолженности).

Основными элементами оборотного капитала можно считать сырье, незавершенное производство, готовая продукция, отгруженная продукция без оплаты (или дебиторская задолженность), денежные средства.

По роли в процессе производства и обращения оборотный капитал подразделяется

1)оборотные фонды— это часть производственных фондов предприятия, вещественные элементы которых в процессе производства, в отличие от основных фондов, расходуются в течение одного производственного цикла,и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу, при этом они теряют свою натурально-вещественную форму;

2)фонды обращения—это средства предприятия, закрепленные в сфере обращения.

В зависимости от участия в производстве оборотные производственные фонды подразделяются:

1)производственные запасы— это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс;

2)незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления— это предметы труда, вступившие в производственный процесс.

3)расходы будущих периодов— это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения состоят из таких элементов, как готовая продукция на складах; товары в пути (отгруженная продукция); денежные средства; Средства в расчетах с потребителями продукции.

По степени ликвидности оборотные средства подразделяются:

1. первоклассные ликвидные средства, которые находятся в немедленной готовности для расчетов (касса и р/с)

2. высоколиквидные (быстро реализованные активы) – краткосрочные финансовые вложения (депозиты ценные бумаги, а так же реальная дебиторская задолженность.

3. низколиквидные (медленно реализованные активы – производственные запасы, незавершенное производство, сомнительная задолженность.

 

Состав затрат на производство и реализацию продукции

В состав затрат на производство и реализацию продукции входят стоимости природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, износа основных фондов (амортизация), трудовых ресурсов и прочих расходов, а также внепроизводственных затрат.

В элемент «Материальные затраты» включаются покупные сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия всех видов

Величина материальных затрат определяется исходя из действующей цены (без НДС); наценок и комиссионных вознаграждений снабженческим организациям, брокерам; таможенных пошлин, транспортных расходов.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются выплаты заработной платы, премий компенсирующего характера (за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.); на бесплатное питание; отпускных; за выслугу лет и др.

В состав элемента затрат «Отчисления на социальные нужды» входят обязательные платежи органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования.

К элементу «Амортизация основных фондов» относятся затраты по износу основных производственных фондов. Амортизация начисляется на основе балансовой стоимости основных фондов и норм амортизации.

По элементу «Прочие затраты» учитываются расходы, которые по своему разнообразному характеру не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов.

Все расходы по принципу отнесения на себестоимость продукции подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с изготовлением конкретного вида продукции (например, расходы на сырье, материалы, топливо, заработную плату производственных рабочих).

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними косвенным путем (например, пропорционально основной заработной плате рабочих).

 

БИЛЕТ 7

Прибыль:сущность функции и виды

Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Прибыль в экономике выполняет следующие функции:

Наиболее точно характеризирует деятельность предприятия.

Служит источником для улучшения производства, его расширения.

Является основным источником для увеличения размера заработной платы работников, выдачи премиальных выплат. Увеличивает размер дивидендов, которые получают как владельцы, так и акционеры.

Выделяют также следующие виды прибыли:

Валовая прибыль. Берется сумма, полученная в ходе реализации продукции, выпускаемой предприятием. К ней прибавляются доходы, полученные от осуществленных операций, которые не связанны с реализацией продукции. Затем из полученной суммы вычитаются расходы по ним.

Прибыль от реализации. Данный показатель равняется выручке от реализации (с вычетом НДС и акцизов, косвенных налогов и сборов) с вычетом производственных затрат, средств, потраченных на реализацию продукции.

Чистая прибыль. Определяется как денежные средства, которые остаются на балансе предприятия после погашения всех налогов и долговых обязательств, а также производственных затрат

Балансовая прибыль – представляет собой общую сумму прибыли, полученной от ведения всех видов деятельности данного предприятия. Нормальной прибылью называется среднерыночная прибыль, которая позволяет сохранить позиции на рынке. То есть та прибыль, которая позволяет, как минимум, поддерживать предприятие на ранее установленном уровне.

Операционной прибылью называют прибыль, полученную предприятием в результате основной экономической деятельности.

 

Инвестиция:сущность и виды

Инвестирование – это вид экономической активности, при которой производятся вложения капитала с целью получения прибыли. В качестве инвестиций могут выступать и деньги, и ценные бумаги, права на имущество или интеллектуальную собственность.

Реальные. Прямые закупки основных фондов, машин, оборудования, земельных участков, помещений для производства, приобретение действующих производств, вложения средств в торговые марки, знаки, в развитие персонала и т.п. Финансовые. Приобретение акций и др. ЦБ (ценных бумаг), кредитование, предоставление лизинговых услуг и т.п. Спекулятивные. Цель таких инвестиций – краткосрочное обогащение из-за ожидаемого повышения цены на: валюты, драгметаллы, ЦБ

Выделяют также типы инвестиций в зависимости от цели вложений:

 прямые – приобретение материалов, средств производства, вложения денежных финансов в бизнес с целью участия в дальнейшей предпринимательской деятельности компании;

портфельные – вложения в ЦБ, которые формируются портфельным способом. Так инвестор сможет оперативно принимать участие в управлении компанией, иметь право голоса на заседаниях учредителей или собрании акционеров, предлагать и утверждать решения о дальнейшей политике компании;

 реальные – вложение средств в материальное производство; нефинансовые – инвестиции в форме открытий, патентов, ноу-хау, торговых марок. Данные формы вложений имеют свое денежное выражение и прямо либо косвенно способствуют повышению и эффективности деятельности, в которую происходит инвестирование.

 интеллектуальные – финансовые вложения в продукт интеллектуальной деятельности. Финансирование разработки ноу-хау, технологий, патентов и т.п.

 По срочности виды инвестиций и их классификация: до 1 года; 1-3 года; от 3 и более.

По формам принадлежности инвестиционных ресурсов

Частного капитала – вклады физлиц и юридических лиц форм собственности.

 Госсобственности – вклады капиталов госпредприятий, госбанка, госфондов, фондов.

Иностранных субъектов – вклады субъектов иностранного капитала.

 Смешанные – сочетание вкладов государственного и частного капиталов в инвестиционные объекты компаний и предприятий.

По учёту

Валовые – учет инвестиций ведется за период, в котором суммируют все инвестиции направленные на воспроизводство нематериальных активов и основных средств. Чистые – рассчитываются как совокупность валовых инвестиций за вычетом амортизации.

 

 

8 Билет

1. Распределение и использование прибыли.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

        прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

        прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

        величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

        прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию ресурсов предприятия, эффективного их использования. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

        анализируется прибыль по составу в динамике;

        проводится факторный анализ прибыли от реализации;

        анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;

        анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление;

        дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;

        анализируется использование прибыли на накопление и потребление;

        разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

 

 2. Принципы формирования инвестиционной политики.

Инвестиционная политика предприятия - система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышение конкурентоспособности производства.

Инвестиционная политика предприятия вытекает из стратегических целей его бизнес - плана и направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. Инвестиционная политика - составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала.

В процессе реализации этой политики предприятие должно обеспечивать:

высокие темпы экономического развития за счет увеличения деятельности, отраслевой и региональной диверсификации производства;

максимизацию доходов (прибыли) от инвестиционной деятельности;

минимизацию инвестиционных рисков;

изыскание путей ускорения реализации инвестиционных программ.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами:

Достижение экономического научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

Рациональное распоряжение средствами на реализацию бесприбыльных проектов, т.е. снижение расходов на достижение научно-технического, социального или экономического эффектов.

Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджетных ссуд, гарантий Правительства РФ и т.д.

Привлечение субсидий и льготных кредитов, международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов.

Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, то есть созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предоставления гарантий Правительства РФ и страхования инвестиций.

 

 

9 Билет

1. Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности - глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Роль АФХД. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. АФХД предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Значение. АФХД содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1)метод абсолютных, относительных и средних величин.

2)Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.

3) Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

4) Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

5) Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

6) Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости.

7) Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

2. Методология финансового планирования деятельности организаций.

Методология финансового планирования – это научно-обоснованная система, включающая совокупность общих принципов финансового планирования и методов разработки финансовых планов.

К основным принципам финансового планирования относят:

1.        научность. Она отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их воздействия в конкретных ситуациях ведет к появлению целого ряда новых схем и моделей финансового планирования, учитывающих специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов;

2.        целевую направленность. Это один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо прежде всего четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации;

3) системный характер планирования. Он состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), направленных на достижение стратегической цели организации;

4.        координацию, которая заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы;

5.        непрерывность и гибкость процесса финансового планирования, являющуюся важнейшей предпосылкой эффективного управления финансами и предполагающую систематическую работу по составлению и корректировке всех взаимосвязанных планов предприятия;

6.        соответствие источников финансирования целям их привлечения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, а для покупки дополнительных оборотных средств – краткосрочные;

7.        обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности. Реализация этого принципа должна обеспечить превышение суммы оборотных средств организации над его краткосрочной задолженностью.

К методам финансового планирования относятся: экономический анализ, нормативный, балансовый, дисконтирование денежных потоков, многовариантность, экономико-математическое моделирование, пропорциональная зависимость и др.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, раскрыть внутренние резервы организации.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод дисконтированных денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем балансовый метод.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном варианте могут быть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...