Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломатические представительства




О функциях этих представительств в общей форме уже говорилось выше. Приведем их в той редакции, которую дает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

В ст. 3 конвенции говорится:

" 1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

e) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

2. Ни одно из положений настоящей конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций".

Венская конвенция 1961 г., по существу, сохранила классификацию глав дипломатических представительств и в настоящее время они делятся на три класса:

- класс послов и папских нунциев, аккредитуемых при главах государств, и другие главы представительств эквивалентного ранга;

- класс посланников (в некоторых странах они именуются полномочными министрами) и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

- класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных

дел.

Временным поверенным в делах – назначается на тот период, когда отсутствует главы представительства (отпуск, выезд в Центр в командировку, болезнь).

В конвенции специально оговаривается, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу. Таким образом, конвенция вносит изменение в Венский регламент 1815 г., по которому право сношений с главой государства (монархом) принадлежало только первому классу, что, однако, на практике не соблюдалось. Венская конвенция исходит из равенства прав всех государств. Разница в классах их представительств может отражать лишь уровень отношений, в том числе и степень их развитости в политической, экономической, культурной и др. областях. Следует, однако, заметить, что в настоящее время подавляющее число государств обмениваются дипломатическими представительствами на уровне посольств, возглавляемых Чрезвычайными и Полномочными Послами или эквивалентными им главами (например, Верховными Комиссарами, которыми обмениваются страны Содружества). Институт посланников (полномочных министров) и поверенных в делах в качестве глав представительств (миссий) если и встречается, то скорее как исключение. Зато стало довольно частым явлением включение в штат посольства должности советника-посланника, по сути, старшего советника, который, как правило, на время отсутствия посла остается в качестве временного поверенного в делах. Если же должность советника-посланника отсутствует, посол оставляет в качестве временного поверенного одного из старших дипломатических сотрудников, извещая об этом МИД страны пребывания и своих коллег - глав других дипломатических представительств.

Государства-партнеры могут изменить статус своих дипломатических представительств, повысив или понизив их класс. Как правило, особенно после окончания второй мировой войны, многие государства повысили статус своих представительств, превратив дипломатические миссии в посольства. Обмен представительствами на уровне посольств или повышение класса представительства до уровня посольства очень часто объясняется даже не столько повышением степени развитости отношений между государствами, сколько престижными соображениями.

Прежде чем назначить главу своего представительства, скажем, посла, аккредитующее государство интересовалось, насколько приемлема предлагаемая кандидатура. Такой порядок сохранился и в настоящее время, и он подтвержден в качестве нормы международного дипломатического права Венской конвенцией 1961 года. Статья 4 конвенции предусматривает, что аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман (согласие) на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. При этом, в случае отказа в агремане, оно не обязано сообщать о его причинах. При получении агремана предлагаемая кандидатура на пост главы дипломатического представительства становится "персоной грата" (желательным лицом). Только после этого глава аккредитующего государства может издать соответствующий акт (например, указ) о назначении, о чем дается сообщение в прессу.

Ответ на запрос агремана предпочтительно получить в течение месяца. Но иногда бывает, что, несмотря на деликатное напоминание, ответ затягивается, что практически может означать такой же деликатный отказ в агремане и желание видеть другую кандидатуру, поскольку предлагаемая является для страны назначения "персоной нон грата" (лицом нежелательным). Впрочем, подобного рода случаи чрезвычайно редки. Чаще всего персоной нон грата объявляется дипломат, в отношении которого высказываются обвинения в несовместимости его действий с дипломатическим статусом.

При отъезде к месту назначения посол или посланник получают верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства и адресованные главе государства назначения (верительные - от слова "верить"; на иностранных языках имеет аналогичное значение). Постоянный поверенный в делах получает полномочия от министра иностранных дел, адресованные министру иностранных дел страны назначения. Такой порядок, как уже говорилось, был установлен Венским регламентом 1815 г. Венская конвенция 1961 г. его подтвердила.

Глава представительства вручает свои верительные грамоты адресату (посол и посланник - главе государства; постоянный поверенный в делах -министру иностранных дел). Он считается приступившим к выполнению своих функций в зависимости от практики, существующей в стране назначения. Венская конвенция предусматривает, что такая практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главы представительства о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. При этом важно помнить, что очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется не только датой, но и часом прибытия главы представительства. Такая очередность имеет важное значение при определении старшинства дипломатического представителя в дипломатическом корпусе. Сама процедура вручения верительных грамот носит обычно торжественный характер, но церемониал ее в каждой стране свой и зависит от местных обычаев. Однако порядок, соблюдаемый при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.

Под руководством главы представительства в нем работают дипломатический, административно-технический и обслуживающий персоналы.

Членами дипломатического персонала являются лица, имеющие дипломатические ранги.

Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должности советника- посланника, советника, первого, второго и третьего секретаря, атташе, в представительствах некоторых стран имеется также должность архивиста. В список дипломатического персонала включаются также военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники. Эти атташе аккредитуются при дипломатическом представительстве и представляют свое ведомство при аналогичных ведомствах страны назначения. Одновременно они являются советниками главы дипломатического представительства. На дипломатические должности могут быть назначены специалисты и в других областях: экономики, торговли, культуры, науки, техники, сельского хозяйства и др. Если между странами имеется договоренность об аккредитовании торговых представительств, то их главы и заместители и другие сотрудники с согласия принимающей стороны могут быть также занесены в список дипломатического состава.

Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представи­тельства. Обычно к ним относятся референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, повара, садовники, уборщицы, дворники и т.п., то есть лица, которые, как показывает само название персонала, выполняют обязанности по обслуживанию нужд представительств.

Глава представительства и члены его персоналов в совокупности составляют категорию сотрудников дипломатического представительства. Кроме этих персоналов существует еще категория "частных домашних работников", то есть лиц, выполняющих те или иные виды работ дома у сотрудника представительства. В отличие от порядка назначения главы представительства, требующего предварительного запроса агремана, в отношении лиц, принадлежащих к указанным персоналам, дело ограничивается уведомлением об их прибытии и отъезде министерства иностранных дел страны пребывания.

В ряде стран дипломатам присваиваются личные дипломатические ранги, такой порядок был принят в прошлом в СССР и сохраняется в настоящее время в России.

Если аккредитующее государство практически может свободно назначать членов персонала представительства, то в отношении аккредитования военных, военно-морских и военно-воздушных атташе государство пребывания может предложить заранее сообщить их имена на одобрение.

Современная дипломатическая практика допускает возможность, которая закреплена в Венской конвенции 1961 года, аккредитования главы дипломатического представительства и любого члена дипломатического персонала в одно или несколько других государств, если, однако, со стороны любого из государств пребывания не встретится возражений. В настоящее время эта практика получает свое выражение в назначении глав дипломатических представительств, как правило послов, по совместительству. Более того, глава представительства или любой член дипломатического персонала могут действовать в качестве представителя аккредитующего государства при международной организации.

Допускается и другая возможность, когда два и даже несколько государств договариваются об аккредитовании одного и того же лица в качестве своего главы представительства в каком-либо третьем государстве.

Дипломатические представительства располагают в стране пребывания своими помещениями. Под такими помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок. Эти помещения могут быть собственностью государства аккредитования или использоваться на правах аренды.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, резиденции главы представительства, а также на его средствах передвижения. Под последними обычно понимается автомашина, а в портовых городах и катер.

Свою деятельность после вступления в должность глава представительства начинает с установления контактов с официальными лицами страны пребывания, а также в дипломатическом корпусе.

Под дипкорпусом в узком смысле этого слова понимается совокупность глав всех дипломатических представительств в стране пребывания. В широком же смысле слова под ним понимается не только совокупность глав представительств, но также и членов их дипломатических персоналов, включая членов семей.

Обычно свои контакты вновь назначенный глава представительства начинает с визита к дуайену дипкорпуса (его старшине).

Дуайен дипломатического корпуса не назначается и не избирается. Им становится глава дипломатического представительства высшего класса (посол, нунций), раньше своих коллег вручивший свои верительные грамоты. После его отъезда дуайеном становится тот глава представительства, который вручил свои грамоты после него. Как мы видели раньше, важен не только день, но и час вручения. Однако в некоторых странах, прежде всего католических, дуайеном всегда становится папский нунций независимо от времени вручения им верительных грамот. Имеются и другие исключения из общего правила. В частности, в государствах - бывших колониях Франции постоянно в качестве дуайена выступает французский посол. В государстве Буркина-Фасо дуайеном может быть только посол африканской страны.

Пост дуайена считается очень почетным. И хотя дуайен не может давать какие-либо указания членам дипломатического корпуса или выступать от его имени с заявлениями политического характера, в некоторых церемониальных актах он имеет право представлять весь корпус. Он может также проводить неофициальные консультации с членами корпуса по отдельным протокольным вопросам. Как дипломат, дольше своих коллег находящийся в стране, он может дать полезные советы вновь прибывающим главам представительств, рассказать об особенностях страны пребывания, поделиться своими впечатлениями о ее политическом курсе. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса и его членов в случаях нарушения их привилегий и этикета. Но хотя пост дуайена и является почетным, он не дает каких-либо преимуществ перед другими главами представительств в выполнении обязанностей, возложенных на них аккредитующим государством.

Существует порядок, при котором новый глава дипломатического представительства прибывает в страну назначения спустя некоторое время после отьезда своего предшественника (отзывные грамоты последнего он вручает вместе со своими верительными грамотами). Таким образом, ему приходится устанавливать контакты самому. Иное дело - новый член дипломатического персонала, скажем, советник или первый секретарь. Обычно сотрудник представительства, на смену которому он приехал, выезжает из страны пребывания после того, как передаст преемнику свои дела. Одновременно прежний сотрудник передает и свои контакты, поэтому обычно на протокольные визиты к лицам, с которыми такие контакты поддерживаются, они выезжают вдвоем. Кроме того, такие контакты могут быть переданы во время прощального приема, устраиваемого в представительстве по случаю отъезда прежнего сотрудника.

Особое значение для работы представительства имеют иммунитеты и привилегии, которые теперь также регулируются Венской конвенцией 1961 года, хотя это не исключает и двусторонних договоренностей государств.

В преамбуле Венской конвенции подчеркивается, что "привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства".

Эти иммунитеты и привилегии распространяются на дипломатическое представительство как таковое, его главу и дипломатический персонал, включая членов семей. С определенными оговорками иммунитетами и привилегиями пользуются также члены административно-технического и обслуживающего персоналов с их семьями. Некоторые привилегии и иммунитеты имеют и домашние работники, если они не являются гражданами страны пребывания или не проживают в ней постоянно.

Для иллюстрации рассмотрим наиболее важные иммунитеты и привилегии, которыми пользуются представительства, его глава и дипломатический персонал.

Что касается самого представительства, то в соответствии с Венской конвенцией его помещения пользуются неприкосновенностью, и власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы их обстановки и находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции и исполнительных действий. На государстве же пребывания лежит обязанность принимать все надлежащие меры для защиты этих помещений от всякого вторжения и для предупреждения нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Более того, государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом даже в случае разрыва дипломатических отношений между государствами либо окончательного или временного отозвания представительства и в случае вооруженного конфликта.

Что касается привилегий представительства, то следует назвать такие, как освобождение его от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Представительства освобождаются также от таможенных пошлин при провозе имущества, предназначенного для официального пользования.

Иммунитеты, распространяемые на дипломатических агентов, - главу представительства и дипломатический персонал, также предусматривают их неприкосновенность. Они не могут быть арестованы или задержаны; государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать меры для предупреждения посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эти лица пользуются иммунитетами от уголовной и, за некоторыми исключениями, гражданской и административной ответственности, что, однако, не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства. Они не обязаны также давать показания в качестве свидетелей. Их частная резиденция, бумаги и корреспонденция пользуются неприкосновенностью.

К привилегиям дипломатических агентов относится, в частности, беспошлинный ввоз предметов, предназначенных для личного пользования, а также освобождение багажа от таможенного досмотра с той, однако, оговоркой, что нет серьезных оснований для подозрения о наличии в нем предметов, не подлежащих вывозу, Дипломатический агент также освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов, которые включаются в цену товаров и обслуживания и некоторых специальных сборов.

Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства к месту назначения или обратно, то ему предоставляются неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда. Такие же иммунитеты предоставляются членам его семьи даже в том случае, если они следуют отдельно.

Особенностью иммунитетов является то, что сам дипломат отказаться от них не может. Это право предоставлено только аккредитующему государству, причем такой отказ должен быть всегда ясно выражен.

 

Представительства при международных межправительственных организациях

Обмен дипломатическими представительствами относится к традиционным формам двустороннего дипломатического взаимодействия государств. Наряду с ними получили широкое развитие многосторонние формы такого взаимодействия. Среди них особое место принадлежит участию государств в международных межправительственных организациях. Такие организации могут различаться по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников, то есть носить универсальный или региональный характер, по объему полномочий и по другим признакам. Статус представителей участвующих в них государств обычно определяется уставными положениями таких организаций. Они могут носить характер постоянных представительств при международных организациях (их штаб-квартирах) или специальных миссий.

Примером постоянных представительств могут служить представительства государств при такой универсальной международной межправительственной организации, как ООН. Созданная после второй мировой войны для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами, эта организация, включавшая первоначально 51 государство, за время своей деятельности увеличила численность своих членов более чем в три с половиной раза. В соответствии с Уставом ООН прием новых членов производится ее главным органом -Генеральной Ассамблеей. Однако такое решение она может принять только после рекомендации другого ее главного органа - Совета Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности.

После принятия государства в члены ООН оно аккредитует при этой организации своего представителя. В отличие от дипломатических представителей, которыми обмениваются государства, запроса агремана на назначение постоянного представителя не требуется. Свои полномочия он вручает Генеральному секретарю ООН. Такие полномочия могут исходить от главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В соответствии с конституцией Российской Федерации право назначения и отзыва дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях принадлежит президенту.

Постоянный представитель при ООН принимает участие вместе с делегацией своего государства в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В случае же если его государство входит в состав Совета Безопасности, то и в его работе. Задачей такого представителя является также следить за соблюдением Устава ООН, выступать в органах ООН по директивам своего правительства, сообщать этому правительству о событиях, которые ведут или могут привести к нарушению мира и безопасности и вносить свои предложения по устранению такой угрозы.

Кроме главной штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке отделения этой организации имеются в Женеве и Вене, куда члены ООН также направляют своих постоянных представителей. Таких представителей они направляют и в штаб-квартиры других международных организаций, например, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - в Париже), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии - в Вене) и некоторые другие международные межправительственные организации.

В соответствии с Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. постоянным представителям и наблюдателям предоставляются привилегии и иммунитеты, во многом аналогичные тем, которые предостав­ляются дипломатическим представительствам.

Специальные миссии

В практике дипломатического взаимодействия государств часто возникает необходимость в посылке непостоянных представителей (представителей "ad hoc"), что получило название специальных миссий. Их правовой статус во многом сходен с дипломатическими представительствами. Однако они могут направляться независимо от наличия дипломатических или консульских отношений между государствами. Более того, даже разрыв такого рода отношений не означает прекращения деятельности специальных миссий. Возглавлять специальную миссию может лицо, занимающее тот или иной пост: глава государства или правительства, министр, депутат парламента, а также любое соответствующим образом уполномоченное лицо, например, посол по особым поручениям или дипломатический представитель, аккредитованный в данной стране. К числу таких миссий относятся делегации и наблюдатели, направляемые на международные переговоры, конференции и совещания или для выполнения иной задачи, включая представительство на каких-либо церемониях. Разумеется, направление таких миссий осуществляется с согласия принимающего государства.

Консульская деятельность

Как было уже сказано вначале, дипломатические представительства помимо своих основных функций осуществляют также консульскую деятельность. Однако кроме дипломатического представительства этой деятельностью занимаются специально аккредитуемые консульские учреждения, причем имеют место случаи, когда такие учреждения аккредитуются даже тогда, когда между государством аккредитования и аккредитующим государством нет обмена дипломатическими представительствами. Зачастую аккредитование консульские учреждений является шагом к такому обмену в будущем.

Институт консульской службы, как уже отмечалось, сформировался раньше института дипломатической службы. Функции, выполняемые консульской службой, изменялись в различные исторические эпохи, и сегодня они сводятся к деятельности по охране и защите экономических и правовых интересов аккредитующего государства, а также интересов его граждан и юридических лиц. В своей деятельности консульские учреждения руководствуются консульским уставом своего государства и положениями международных консульских договоров (конвенций), в которых оно участвует.

Установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Однако если между государствами имеется договоренность об обмене дипломатическими представительствами, то это подразумевает и их согласие на осуществление консульской деятельности. И наоборот, разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу этого факта также разрыва консульских отношений.

Класс консульских учреждений определяется по договоренности с государством аккредитования. Наименование же каждого из таких учреждений определяется классом его главы. Эти классы делятся на Генерального консула, консула, вице-консула и консульского агента.

Глава консульского учреждения, назначаемый с согласия страны пребывания, получает от своего государства консульский патент, удостоверяющий его полномочия. Такой патент выдается в зависимости от существующей в аккредитующем государстве практики за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В Российской Федерации он подписывается министром иностранных дел или его заместителем и скрепляется подписью директора консульского департамента.

Патент руководителя консульского учреждения представляется компетентным органам страны пребывания, как правило, министерству иностранных дел. После предъявления патента главе консульского учреждения выдастся консульская экзекватура - особый документ, которым подтверждаются его полномочия и предоставляется право осуществлять свои полномочия в пределах консульского округа - территории, установленной по договоренности между аккредитующей и принимающей сторонами.

Практическая деятельность консульских учреждений весьма разностороння. Здесь и учет как постоянно проживающих, так и временно находящихся на территории консульского округа граждан своего государства, и оказание им необходимого содействия и помощи в решении правовых вопросов, и выполнение паспортно-визовых функций, и регистрация актов гражданского состояния (выдача удостоверений о рождении и смерти, регистрация браков, а в некоторых случаях даже оформление расторжения брака), и легализация документов (особая форма удостоверения их действительности), и совершение нотариальных действий, а также проведение с гражданами своего государства информационно-разъяснительной работы. Особое место в работе консульских учреждений занимает оказание всесторонней помощи и содействия капитанам военных кораблей и экипажам морских и воздушных гражданских судов.

Консульские учреждения осуществляют информационную деятельность, сообщая в Центр об экономической, политической, социальной, культурной, научной жизни консульского округа. Одновременно в их задачу входит содействие развитию экономических, торговых, научных и культурных связей страны пребывания со своим государством.

В современной консульской деятельности сохраняется существовавшая с давних времен практика использования не только штатных, но и внештатных, так называемых почетных консулов. В качестве такового может выступать местный гражданин, пользующийся уважением у себя в стране (по законодательству некоторых государств им может быть даже гражданин третьей страны). Однако обычно круг обязанностей почетного консула уже, чем у штатного консула. Он не получает жалованья, хотя государство, которое он согласился представлять, может избрать ту или иную форму вознаграждения. В частности, иногда им предоставляется право брать себе часть консульских сборов, то есть платежей, взимаемых за выполнение консульских действий.

Консульские учреждения, их должностные лица и сотрудники пользуются рядом иммунитетов и привилегий, которые за некоторыми исключениями сходны с иммунитетами и привилегиями дипломатических представительств. Им предоставлено также право установления консульского щита и пользования государственным флагом аккредитующего государства, который может подниматься над зданием консульского учреждения и устанавливаться на средствах передвижения его главы.

При наличии в консульском округе нескольких консульских учреждений различных государств их главы составляют консульский корпус, в котором дуайеном (старшиной) является старший по классу глава консульского учреждения, ранее других своих коллег получивший экзекватуру или временное допущение к выполнению своих функций.

Государство аккредитования может потребовать отзыва главы консульского учреждения. Такой акт именуется "отобранием экзекватуры". Случаи подобного рода крайне редки и требуют должного обоснования.

Как уже говорилось выше, право заниматься консульской деятельностью предоставлено также дипломатическим представительствам. Однако для лица, которому поручается возглавить участок представительства по консульским вопросам (например, консульский отдел посольства), не требуется ни патента, ни экзекватуры. И поскольку это лицо относится к дипломатическому персоналу, на него распространяются установленные для этого персонала льготы и привилегии.

Но если дипломатическим представительствам предоставляется право выполнять также и консульские функции, то консульствам, в случае отсутствия дипломатического представительства своего государства и стране пребывания, предоставляется право с согласия правительства этой страны выполнять отдельные дипломатические функции.

Если при этом учесть, что на консульские должности обычно назначаются лица, имеющие дипломатические ранги, а деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений направляется единым центром -министерством иностранных дел, то, несмотря на существующую специфику деятельности этих органов, справедливо считать консульскую службу органической составной частью дипломатической службы государства в целом.

 

О дипломатическом протоколе

Дипломатический протокол является важным атрибутом дипломатической службы. Под этим термином принято понимать совокупность правил международной вежливости, обычаев, традиций, условностей, которые в процессе международного общения также приобрели характер общепризнанных норм.

Если проследить генезис этих норм, то нетрудно увидеть их зависимость от степени развитости взаимодействия между государствами на том или другом историческом этапе. Многие из них вышли из употребления и стали достоянием истории, другие видоизменились или возникли вновь в связи с появлением новых форм международного общения, третьи же укоренились настолько прочно, что продолжают сохранять свою первозданность по сей день. Иными словами, дипломатический протокол претерпевает изменения по мере возникновения задач, которые ставит перед дипломатией время. Сегодня протокольные нормы практически охватывают все виды дипломатической деятельности. Будь то официальный визит или встреча государственных деятелей, работа международных конференций, внешнеполитическая переписка, заключение того или иного соглашения, аккредитование дипломатических представителей или руководителей консульских учреждений, проведение дипломатических приемов, наконец, простое общение между дипломатами - все это подчиняется общепринятым правилам. Отступление от них, пренебрежение ими может привести к нежелательным осложнениям, пагубно сказаться на отношениях между государствами. Вот почему протокол следует рассматривать как инструмент политический и как таковой требующий к себе внимательного отношения.

Так, известно, какое важное значение придается каждым государством официальным визитам иностранных гостей, особенно когда они осуществляются на высоком государственном уровне. Дипломатический протокол обязывает оказать гостю соответствующе его рангу почести. Конечно, характер, национальная окраска этих почестей в каждом государстве может иметь свои особенности, определяемые историческим развитием страны, ее культурой, сохраняющейся обрядностью. Все это накладывает свой отпечаток на тот или иной протокольный церемониал. По при всем тот он должен отвечать одному важному принципу международного права - принципу равенства между всеми государствами. А это означает, что церемониал встречи для гостя одного государства должен быть таким же, как и для гостя того же ранга другого государства: большого или малого. Игнорирование этого непреложного требования чревато отрицательными последствиями для отношений между государствами. Это, однако, не исключает того, что тем или иным протокольным мероприятиям может быть придан больший или меньший оттенок торжественности в зависимости от состояния отношений со страной, которую представляет прибывающий с визитом гость. Все это может получить отражение в программе визита. Но вместе с тем это не значит, что сам визит может отрабатываться с меньшей тщательностью. Следует помнить, что любая проявленная небрежность заденет не столько престиж гостя, сколько престиж принимающей стороны.

Не менее внимательного подхода требует проведение дипломатических приемов. Организация их сегодня мало напоминает царские застолья времен, скажем, Ивана Грозного или так называемых ассамблей Петра Великого. В современной международной практике утвердился большой набор различных типов приемов: "бокал шампанского", завтрак, чай, обед, ужин, коктейль, прием типа "а ля фуршет" и др. Из них всегда можно выбрать тот, который наиболее подходит для данного случая как по форме (то есть проводится стоя или с рассадкой гостей за столом), так и по времени проведения: днем или вечером. Выбор же определяется событием или задачей, которым посвящается Прием. Что касается события, то это может быть большой государственный праздник, визит высокопоставленного гостя, важная историческая дата и т.п., о чем сообщается в приглашении. Задачей же может быть просто необходимость поддержания деловых контактов или расширения круга знакомств. В таких случаях в приглашениях повод проведения приема обычно не указывается.

Наиболее почетным видом приема считается обед, который обычно начинается в 20 - 20.30 час. и проводится с рассадкой гостей за столом. И именно это требует наибольшего внимания устроителей, так как рассадка гостей должна соответствовать их официальному или общественному положению, и допущенная ошибка может быть понята как сознательное умаление достоинства гостя. Известный своим опытом в области дипломатического протокола Ф.Ф. Молочков (. "Дипломатический протокол и дипломатическая практика", с. 11. М., "Международные отношения", 1979) описывал случай, который произошел с французским послом в Вашингтоне Э. Альфаном. Будучи приглашенным в качестве главного гостя на обед в дом одного из сенаторов, Э. Альфан отказался сесть за стол, так как посчитал отведенное ему место недостаточно почетным. При этом он заявил, что как частное лицо он мог бы сидеть даже и под столом, но как представитель своей страны должен зан

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...