Этап прогнозирования межличностного конфликта
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Понятие межличностного конфликта и его особенности. Основные сферы проявления межличностных конфликтов и их причины. Управление межличностными конфликтами МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – это взаимное отрицательное восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежелательного партнера или соперника. Это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА: n противоборство людей происходит непосредственно, оппоненты сталкиваются лицом к лицу; n конфликтное взаимодействие двух людей отличает психологическая сторона, обусловленная личными особенностями его участников, их характерами, темпераментами, способностями и т.п.; n межличностное противостояние чрезвычайно насыщено в эмоциональном отношении, связано со сферой чувств, желаний, стремлений конфликтующих. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ КОНФЛИКТОВ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КОЛЛЕКТИВ (ОРГАНИЗАЦИЯ) Типы конфликтов: руководитель–подчинен-ный, между сотрудниками одного ранга, слу-жебные, неслужебные. Причины: организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворитель-ные коммуникации; различия в целях и т.п.; психологические (социально-психологи-ческие): индивидуально-психологические осо-бенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и т.п.). СЕМЬЯ Типы конфликтов: супружеские конфликты, родители–дети, супруги–родственники.
Причины: ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противопо-ложных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-пси-хологические особенности; уровень психолого-педагогической культуры членов семьи. ОБЩЕСТВО (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.) Типы конфликтов: гражданин–общест-во, гражданин–чиновник и т.п. Причины: неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психо-лого-педагогическая культура. ТИПЫ ПРИЧИННЫХ ФАКТОРОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ: n неполные и неточные факты; n слухи, невольная дезинформация; n преждевременная информация и ин-формация, переданная с опозданием; n ненадежность экспертов, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений СМИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ: n нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить чьи-либо ценности, нарушить конфиденциальность; n использование выражений типа «приблизи-тельно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т.п., так как они могут быть неадекватно интерпретированы; n посторонние факты, спорные вопросы зако-нодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: n случаи, когда кто-либо угрожает безопас-ности (физической, финансовой, эмоцио-нальной, социальной); n ситуации подрыва самооценки; n нарушение обещаний, в результате чего не оправдываются положительные ожидания; n события, вызывающие стресс, неудобство, дискомфорт; n ситуации, когда кто-то ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх. ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЙ: n вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
n важность отношений для каждой из сторон; n совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; n различия в образовательном уровне, социальные различия; n история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности; n ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон (влияние социальной и социально-психической среды). ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ: n личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты); n групповые (в том числе и профессиональные) традиции, ценности, нормы; n способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям; n религиозные, культурные, политические и т.д. ценности; n традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания (представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем), отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого. СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ: n власть, система управления; n политические партии, течения, фракции; n различные социальные нормы; n право собственности; n религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы; n географическое положение, добровольная/вынужденная изоляция или открытость. ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ: n использование методик и технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте; n умение даже в случае острого конфликта сохранять спокойствие и хладнокровие; n избегание столкновений личностного плана, концентрация внимания не на антипатичных проявлениях со стороны партнера, а на поиске общих интересов и потребностей в данном конфликте; n отказ от негативно-оценочных слов и выражений, унижающих оппонента и провоцирующих ответную защитную реакцию и т.п. При разрешении межличностных конфликтов необходимо использовать следующие правила (В.Зигерт и Л.Ланг): n признавайте друг друга, слушайте не перевивая, демонстрируйте понимание роли другого; n выясняйте, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует; n четко формулируйте предмет обсуждения, установите общие точки зрения, выясняйте, что вас разъединяет;
n после обсуждения снова опишите содержание конфликта; n ищите общее решение. ЭТАП ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Необходимо четко представлять индивидуально-психологические особенности людей, проявляющиеся в их поступках, личностно-эмоциональной сфере, способах общения с другими. Только на основании этих знаний можно вовремя заметить симптомы конфликтной ситуации (должны настораживать следующие проявления возможного конфликта: ограничение межличностных взаимоотношений, подчеркнуто-официальный стиль общения, критические замечания в адрес потенциального противника и т.п.). ЭТАП ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|