Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап прогнозирования межличностного конфликта

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие межличностного конфликта и его особенности.

Основные сферы проявления межличностных конфликтов и их причины.

Управление межличностными конфликтами

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

– это взаимное отрицательное восприятие людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, оценок или потребностей, и связанную с этим отрицательную реакцию на слова и поступки человека, рассматриваемого в качестве нежелательного партнера или соперника. Это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА:

n противоборство людей происходит непосредственно, оппоненты сталкиваются лицом к лицу;

n конфликтное взаимодействие двух людей отличает психологическая сторона, обусловленная личными особенностями его участников, их характерами, темпераментами, способностями и т.п.;

n межличностное противостояние чрезвычайно насыщено в эмоциональном отношении, связано со сферой чувств, желаний, стремлений конфликтующих.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ КОНФЛИКТОВ

СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

КОЛЛЕКТИВ (ОРГАНИЗАЦИЯ)

Типы конфликтов: руководитель–подчинен-ный, между сотрудниками одного ранга, слу-жебные, неслужебные.

Причины: организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворитель-ные коммуникации; различия в целях и т.п.;

психологические (социально-психологи-ческие): индивидуально-психологические осо-бенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и т.п.).

СЕМЬЯ

Типы конфликтов: супружеские конфликты, родители–дети, супруги–родственники.

Причины: ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противопо-ложных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-пси-хологические особенности; уровень психолого-педагогической культуры членов семьи.

ОБЩЕСТВО

(учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.)

Типы конфликтов: гражданин–общест-во, гражданин–чиновник и т.п.

Причины: неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психо-лого-педагогическая культура.

ТИПЫ ПРИЧИННЫХ ФАКТОРОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ:

n неполные и неточные факты;

n слухи, невольная дезинформация;

n преждевременная информация и ин-формация, переданная с опозданием;

n ненадежность экспертов, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений СМИ;

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ:

n нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить чьи-либо ценности, нарушить конфиденциальность;

n использование выражений типа «приблизи-тельно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т.п., так как они могут быть неадекватно интерпретированы;

n посторонние факты, спорные вопросы зако-нодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

n случаи, когда кто-либо угрожает безопас-ности (физической, финансовой, эмоцио-нальной, социальной);

n ситуации подрыва самооценки;

n нарушение обещаний, в результате чего не оправдываются положительные ожидания;

n события, вызывающие стресс, неудобство, дискомфорт;

n ситуации, когда кто-то ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.

ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЙ:

n вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;

n важность отношений для каждой из сторон;

n совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;

n различия в образовательном уровне, социальные различия;

n история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;

n ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон (влияние социальной и социально-психической среды).

ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ:

n личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

n групповые (в том числе и профессиональные) традиции, ценности, нормы;

n способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;

n религиозные, культурные, политические и т.д. ценности;

n традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания (представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем), отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого.

СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ:

n власть, система управления;

n политические партии, течения, фракции;

n различные социальные нормы;

n право собственности;

n религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;

n географическое положение, добровольная/вынужденная изоляция или открытость.

ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ:

n использование методик и технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте;

n умение даже в случае острого конфликта сохранять спокойствие и хладнокровие;

n избегание столкновений личностного плана, концентрация внимания не на антипатичных проявлениях со стороны партнера, а на поиске общих интересов и потребностей в данном конфликте;

n отказ от негативно-оценочных слов и выражений, унижающих оппонента и провоцирующих ответную защитную реакцию и т.п.

При разрешении межличностных конфликтов необходимо использовать следующие правила (В.Зигерт и Л.Ланг):

n признавайте друг друга, слушайте не перевивая, демонстрируйте понимание роли другого;

n выясняйте, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует;

n четко формулируйте предмет обсуждения, установите общие точки зрения, выясняйте, что вас разъединяет;

n после обсуждения снова опишите содержание конфликта;

n ищите общее решение.

ЭТАП ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Необходимо четко представлять индивидуально-психологические особенности людей, проявляющиеся в их поступках, личностно-эмоциональной сфере, способах общения с другими. Только на основании этих знаний можно вовремя заметить симптомы конфликтной ситуации (должны настораживать следующие проявления возможного конфликта: ограничение межличностных взаимоотношений, подчеркнуто-официальный стиль общения, критические замечания в адрес потенциального противника и т.п.).

ЭТАП ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...