Философия Древней Индии. Буддизм.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование различных мировых религий с точки зрения философии представляет собой очень интересную тематику. Такие мировые религии, как христианство, ислам, буддизм, имеют разную историю, складывались и развивались в разных условиях, и имеют особые, философские взгляды на устройство мира и другие, важные для человека, вопросы. Среди других, несомненно великих религиозных учений, имеется буддизм. Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350—500 миллионов человек. По данным буддолога А. А. Терентьева, на момент 2008 года оценки численности буддистов составляли от 600 до 1300 миллионов человек. По данным Encyclopedia Britannica, в 2011 году численность буддистов составляла 780 миллионов человек. Среди буддистов количество монахов составляет около 1 миллиона человек. Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. Буддизм в России традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма. Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей стран Актуальность исследования определяется тем, что буддизм, как религиозно-философское течение, в настоящее время приобретает большое значение.
Именно поэтому тема настоящей работы по вопросам философско-религиозных особенностей буддизма, приобретает особую значимость. Целью данной контрольной работы является исследование буддизма, как философского течения. Задачами данной контрольной работы будут: - изучение теоретических аспектов и раскрытие особенностей буддизма, как философского течения; Объектом исследования являются общественные отношения в сфере такого религиозно-философского течения, каким является буддизм. Предметом исследования является буддизм, как религиозно-философское учение. В основу данного исследования положен общенаучный диалектический метод познания и его разновидности: исторический, метод логического анализа, сравнительно-правовой. Существенный вклад в исследование буддизма внесли Е. А. Торчинов, Р. Ч. Лестер, и другие известные ученые. Структура данной контрольной работы обусловлена её предметом, целью и задачами. Контрольная работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. БУДДИЗМ. Философия Древней Индии. Буддизм.
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет её место в системе мировоззрения, выявляет её психологические и социальные аспекты, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и её роль в жизни общества, в развитии духовности, как человека, так и человечества. История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и культуры. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.
Философия Древней Индии развивалась в 7-6 веке до нашей веры под влиянием мифологии и религии, в условиях кастовой социальной структуры. Одной из основных религии Древней Индии, является буддизм. Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где находились древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I-го тысячелетия до н. э.. Скудность научных данных об индийском обществе того времени не позволяет дать ясных ответов на многие вопросы, однако можно предположить достаточно очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе[[1]]: Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведийской религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовало повышения авторитета царей и воинов (варны кшатриев) в противовес брахманам. Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он и был выбран для укрепления власти кшатриев. То, что буддизм в Индии был «царской религией», свидетельствует такой пример. В VII—XIII вв. цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм и он стал там исчезать. Но в странах, управители которых продолжали покровительствовать буддизму (династия Пала), его расцвет продолжался.
Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедха с Буддой Дипанкара. Сумедха был поражён безмятежностью Будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «Бодхисаттвой».
После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисатва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям[[2]]. Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилавасту. Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии. Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями. По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов. Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов. Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.
Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцесой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни. Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением». В возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся». 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах: 1.Существует дукха: страдание, глубокая неудовлетворенность непостоянством, волнение, страх, «неполнота». Жизнь в учении буддизма - состоит из страданий. Кем бы ни был человек, он обречён на болезни, страдания, старость и смерть. 2.У страдания есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или не существования, изменения). Причина страданий в жажде жизни, наслаждений, существования. 3.Существует способ освободиться от страданий (прекратить действие его причины). Освободиться от страданий можно путём полного уничтожения жажды существования. 4.Существует путь, который ведёт к избавлению от страданий (восьмеричный путь, ведущий к нирване). Этот путь сложный – решимость придерживаться избранного пути, правильная речь, отказ от лжи, клеветы, грубых слов, отказ от воровства жить честным трудом, отказ от спиртного, борьба с соблазнами и дурными мыслями. В итоге последователь буддизма должен достичь полной невозмутимости и безразличия – нирваны.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова перерождается, но уже в виде нового живого существа, представляющего собой «рекомбинацию дхарм». Жизнь такого существа определяется не только его собственным поведением в этой жизни, но и его поведением в предыдущих жизнях. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт жизнь. Таким образом, буддизм как составная часть философии Древней Индии обращался к духовной жизни человека, призывал освободиться от влияния внешнего мира, проявить богатство своей духовности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы - в отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет: всемогущего Бога-творца или Бога-личности, сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа», вечной души, искупления грехов, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению), абсолютной преданности, религиозной организации, аналогичной церкви, ересей, по той причине, что в буддизме также нет: единого канона текстов, общего для всех школ, общих и непререкаемых для всех школ догматов, единственного мироздания, число миров считается бесконечным, провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения», непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом, не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности. Некоторые из этих положений и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя индуизм также признаёт учение о карме. В целом, как отмечает буддолог В. П. Андросов, буддизм, индуизм и джайнизм разрабатывали свои философии «в условиях взаимно обогащающей полемики». Буддизм в определённой степени признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ, но считает это «данностью „естественного“ устройства вселенной» и ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями, так как такие существа тоже пребывают в сансаре и подчиняются карме. Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, карму или перерождение, а указывает на возможность «экспериментальной проверки», например, посредством медитации. В то же время буддизм отмечает, что поклонение богам является «пустой тратой времени». Некоторые из буддистов не верят в перерождение, по-прежнему оставаясь буддистами. Среди буддийских авторов встречаются три точки зрения на перерождение: «перерождение есть, перерождения нет, неважно, есть оно или нет». Будда указывал, что в его учении вера в перерождение не является необходимой, отмечая что «благородный ученик с чистым умом» может не придерживаться такой веры. Буддизм, как религиозно-философское течение сильно отличается от других религиозных учений, имеет особенности, чем привлекает к себе большое количество исследователей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Литература 1. Торчинов Е. А. Введение в буддологию — М., 2007. 2. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. — СПб., 2008. 3. Терентьев С.А. Буддизм – М., 2013. 4. Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309 5. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007. — № 3. — С. 171. 6. Монгуш М. В. О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154. 7. Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 198. [1] Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. — СПб.: Амфора, 2008. — 432 с. [2] Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|