Основные идеи психоанализа З. Фрейда.
Под психоанализом понимают лечение разговором или метод свободных ассоциаций. "Этот материал из мыслей, которые больной не ценит и отбрасывает от себя, представляет для аналитика руду, из которой он с помощью простого искусства толкований может извлечь драгоценный металл", — говорил З.Фрейд, основатель классического психоанализа, одного из направлений психотерапии. Психоанализ — это метод, который помогает человеку понять самого себя. В центре внимания учения З.Фрейда стоят движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. З.Фрейд рассматривал психику в качестве аппарата, заряженного от действий и переживаний личности и разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Психика — это абстрактное понятие, это не то же самое, что мозги. Все мы учились в школе и, в основном, нас учили мыслить "конкретными" понятиями. Нас не учили мыслить абстрактно или метафорично. Поэтому, многие из нас сводят всё к случайностям или обобщениям, например, к генам, с набором которых не поспоришь и ничего не поделаешь. Но есть другой метод мышления, психоаналитический, основанный на свободных ассоциациях, который открывает глубокий слой неосознаваемой жизни. Психоанализ использует символы и метафоры. А как ещё можно описать психику человека? Её нельзя ни увидеть, ни потрогать. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, описках, ошибках памяти, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. С точки зрения психоанализа в психической жизни нет чего-то случайного или незначительного.
В прошлом веке мнение о человеке, как о существе разумном и сознающим свое поведение, было господствующим. Фрейд же не выделял сознанию центральное место в психической жизни человека, сравнивал его с айсбергом, малая часть которого выступает над поверхностью воды. Он считал, что человек находится в состоянии постоянного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд первым охарактеризовал психику как место непримиримого сосуществования и непрекращающейся борьбы влечения, рассудка и сознания. В психоаналитической теории ведущая роль отводится сложному взаимодействию между сознательными мотивами и бессознательными влечениями. "Психоанализ стремится к тому, чтобы перевести вытесненный из сознания материал в сознание". Если представить наш разум в виде дома, то сознательное ego стоит на пороге этого дома, а в подсознании, том самом доме, бурлят страсти, инстинктивные стремления, страхи. И нелегко приходится ego, — как удержать это бурление, которое так и норовит проскользнуть сквозь преграду во внешний мир. Разум осознаёт запреты общества и подавляет желания или говорит себе: "Да, я совсем не этого хочу", или "Я лучше сделаю по-другому". И, в итоге, все подавленные, невысказанные и несделанные стремления находят себе выход в виде невротического синдрома или серьёзной формы психоза. Таким образом, психоанализ показал, что, помимо сознательного ego, необходимо принимать во внимание еще очень много факторов, которые ускользают от непосредственного наблюдения. Несмотря на то, что в терапии по Фрейду можно выделить определённые этапы: *сделать отметку на невротическом симптоме; *выявить комплекс; *устранить подавление; *помочь пациенту выразить свои инстинктивные побуждения и стремления наиболее удовлетворительным образом, — психоанализ — это процесс творческий, не скованный жесткой теорией.
"Мы приносим пользу тем, — что замещаем подсознание сознанием и переводим подсознательное на язык сознательного", — говорил Фрейд. Психоаналитическое исследование в состоянии выявить конкретные причины заболеваний и устранить их негативное воздействие, а пациент приобретает возможность самостоятельно делать открытия в своем бессознательном и отвечать на вопросы: "Что со мной происходит?", "Почему это происходит?", "Что делать?" Зигмунд Фрейд без сомнения был гением анализа. Он изобрел систему изучения человеческой личности, из которой сегодня профессиональные консультанты могут почерпнуть много ценного о работе человеческого разума.
3. Заключение Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания. Касательно же взглядов Фрейда, то их можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека. Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были, собственно, созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.
Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение. По моему мнению, ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком. Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.
По моему мнению, ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.
Список используемой литературы 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. 2. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва: Проспект, 2016. 3. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. 4. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2013. 5. Спиркин, А.Г. Философия / А. Г. Скрипкин. – М.: Юрайт, 2014. 6. Степин, В.С. Философия и методология науки / В. С. Степин. — М.: Академический проект, 2015.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|