Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы доставки документов




В современных условиях для передачи потребителям текстов (данных) в любом виде (бумажном или электронном) можно использовать:

удалённый доступ к документу, расположенному (представленному на сервере библиотеки или информационного центра, на постоянной или временной основе (т.е. постоянный или временный удалённый доступ);

традиционный межбиблиотечный абонемент (МБА), предоставляющий во временное пользование бумажный экземпляр оригинального документа;

систему ЭДД, где заказчику посылается электронная копия документа, а он переводит её на бумажный носитель и предоставляет пользователю бумажную копию документа.

Удалённый доступ к документу используется сегодня достаточно часто, поскольку подразумевает сохранение документа на сервере библиотеки и возможность защиты ресурса от копирования пользователем (что позволяет охранять авторские и имущественные права владельцев документа). В режиме удалённого доступа можно предоставлять документы большого объёма, которые сложно пересылать по имеющимся каналам связи, и целые коллекции, организованные определённым образом и снабжённые гипертекстовыми связями.

Условия удалённого доступа к электронным изданиям определяются лицензионным соглашением. Доступ может быть:

платным, когда для входа в систему требуется авторизация или прикрепление к определённому компьютеру в сети (владелец информационной системы указывает IP-адрес компьютера);

свободным, когда от пользователя не требуют авторизации и предоставляют ему полный доступ ко всем представленным ресурсам (например, новостные ленты, региональные газеты);

смешанным, когда библиографическая информация предоставляется пользователю бесплатно, а получение полного текста публикации требует авторизации.

Межбиблиотечный/международный абонемент (МБА). Здесь принято подразумевать, что библиотека-заказчик получает оригинал искомого документа на определённый срок и, возможно, на бесплатной основе. Документ в этом случае предоставляется пользователю только в читальном зале и библиотека-заказчик несёт ответственность за его сохранность и своевременный возврат. Оформление заказа на документ по системе МБА может быть организовано в электронной форме. При этом библиотека-заказчик через сайт библиотеки–держателя документа делает заказ. Таким образом, исчезает необходимость многоуровневой передачи заказа, принятой в традиционной схеме МБА и связанной ещё с поиском библиотеки–держателя заказываемого документа. По электронной почте библиотека-заказчик получает информацию о прохождении заказа, его выполнении, отправке документа, сроке возврата, причинах задержки или невыполнения заказа. Сам документ в традиционной форме может быть отправлен различными путями (по почте, курьерской доставкой и т.д.), что, правда, создаёт дополнительный риск для сохранности документа.

Электронная доставка документов (ЭДД) часто рассматривается как новый этап в развитии МБА – когда появляется возможность предоставить библиотеке-заказчику документ без риска потерять оригинал. Но система ЭДД имеет и более широкое потребительское назначение – предоставлять электронную копию документа любому пользователю на основе заключённого с ним соглашения (в отличие от МБА, где физическое лицо не может заключать договор на обслуживание).

Система ЭДД в России начала формироваться с конца 1990-х гг., и до настоящего времени нет единой технологии работы: каждая библиотека разрабатывает свои технологические процессы и условия предоставления копии пользователю. По системе ЭДД главным образом передаются публикации небольшого объёма – статьи, фрагменты книг и т.п., хотя технически можно передавать документы любого объёма.

Электронная копия документа создаётся двумя путями:

• переводят бумажное издание или его фрагмент в электронную форму (репродуцирование документа путём сканирования);

• копируют хранящееся в полнотекстовой БД электронное издание (или нужный фрагмент).

Следует отметить, что документы и их копии могут быть представлены в различных формах и форматах (в одних случаях пользователь может выбрать форму предоставления, в других – нет)2:

– электронные графические (имиджевые) формы представляются в графических форматах (расширения tiff, gif, jpeg, pdf и т.д.);

– электронные распознанные формы представлены в текстовом формате (расширения doc, rtf, txt и т.д.);

– электронные файлы в форме разметки интернет-страницы имеют расширение имени html.

В отечественных библиотеках, информационных и издательских организациях доставить электронную копию могут:

– по факсу, поскольку современные многофункциональные центры имеют опцию «факс» и отправляют файл, минуя этап перевода на бумажный носитель (конечно, по факсу может быть доставлена и бумажная копия документа);

– по электронной почте;

– через сервер FTP (единственный способ доставки для документа большого размера: документ помещается на сервер FTP и пользователю по электронной почте отправляется пароль для доступа к документу с указанием срока действия услуги);

– на компакт-диске, например, курьером или экспресс-почтой (применяется довольно редко).

К достоинствам ЭДД можно отнести то, что общедоступные и небольшие библиотеки могут использовать эту систему при комплектовании своих фондов. К недостаткам относится довольно высокая стоимость данной услуги, сюда же следует добавить различия в разных библиотеках порядка её предоставления.

Опишем общую схему организации ЭДД (подробности нужно смотреть в документах конкретной библиотеки).

1. Пользователь обращается к сайту библиотеки и самостоятельно из каталога или списка предоставляемых ресурсов организации–держателя документа отбирает необходимые документы (рис. 3).

Рис. 3. Содержание конкретного номера журнала (на сайте ГПИБ).
Страницы являются гиперссылками на бланк заказа полного текста

2. Отобрав необходимый материал, пользователь оформляет заявку на сайте библиотеки, информационной или издательской организации. В заявку включается исчерпывающая библиографическая информация о заказываемом документе, а также сведения о заказчике, форме предоставления, доставки и оплаты заказа (рис. 4). Отметим, что при наличии авторизации для оформления заказа сведения о пользователе, сделавшем заявку, формируются автоматически.

Рис. 4. Бланк заказа на доставку полного текста документа (на сайте ГПИБ).
Информация о заказываемом материале заполняется автоматически

3. После получения заказа организация–держатель документа высылает по электронной почте письмо, где сообщаются условия оплаты и выполнения заказа (оговариваются необходимость оформления договора, форма и способ оплаты, сроки и порядок выполнения заказа).

4. Пользователь оплачивает и подтверждает организации–держателю документа свой заказ.

5. Пользователь получает заказанную копию и выполняет условия заключённого договора (например, делает распечатку документа на бумаге и удаляет электронную копию).

Стоимость ЭДД складывается из абонентской платы и стоимости заказа. Заключив договор, пользователь вносит абонентскую плату, а затем платит за каждый выполненный заказ. Большинство служб ЭДД применяют авансовую (депозитную) систему платежей: пользователь вносит на свой счёт в ЭДД некую сумму и с него списывается сумма, соответствующая стоимости выполненного заказа. Когда средства на счёте исчерпаны, обслуживание прекращается до поступления следующей суммы.

Стоимость заказа рассчитывается по стоимости одной страницы и количеству страниц предоставленной журнальной статьи.

Предоставление пользователям электронных ресурсов в режиме удалённого доступа позволило библиотекам говорить о принципиальном изменении в системе библиотечного обслуживания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие виды периодических изданий различают в Интернете?

2. Назовите преимущества использования электронных полнотекстовых периодических изданий.

3. Почему библиотеки предпочитают корпоративные ресурсы?

4. Как выделить (найти) главную страницу сайта при описании части электронного ресурса?

5. Назовите способы доставки документов на разных носителях в библиотеку.

6. Как расшифровывается аббревиатура ЭДД? В чём суть этой процедуры?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Опишите электронный ресурс (статью А.Голышко), представленный по адресу http://www.radio.ru/archive/2009/04/

2. Найдите, какие статьи доступны для свободного доступа в пятом номере журнала «Вокруг света»?

3. Выясните, каким школьным предметам посвящён электронный журнал «Эйдос»?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захаров В. П. Стандартизация средств межбиблиотечного обмена документами на основе электронных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр.VII Междунар. конф. «Крым 2000». Т. 2 / ГПНТБ России. – М., 2000. – то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc168.HTML

2. Методическое обеспечение // Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»: [сайт]. – М., [2002–2007]. – Режим доступа: http://www.nilc.ru/

3. Панкова Е. В. Библиографическое описание электронного ресурса. Общие правила // Библиотека в школе: метод. газета для школ. и детск. б-к. – 2009. – № 3. – С. 32–35. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200900315

4. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).

5. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: cправочник / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 663 с. – (Библиотека).

1 Примеры взяты из ГОСТ 7.1-2003 и электронных каталогов РГБ, РНБ, ГПНТБ.

2 Форма представления документа связана с его видом (например, постранично или полным текстом). Формат представления документа связан с кодированием и указан в виде расширения имени файла.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...