Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жажда и самоотождествление




Бханте Вималарамси

Руководство по медитации любящей доброты (Метта)

Только для бесплатного распространения

Оглавление

Предисловие

Об авторе

Введение

Любящая доброта

Расслабьте напряжение

Как сидеть

Всплывающие мысли

Жажда и самоотождествление

Пять совокупностей

Шесть «R»

Излучение любви другу

Визуализация

Улыбка

Вялость ума

Активная медитация

Польза от практики любящей доброты

Любящая доброта и Ниббана

Разделение заслуг

Предисловие

 

Учение Будды подходит для людей, находящихся в поиске спокойствия и счастья, независимо от их вероисповедания. Вместе с этой универсальной традицией вы можете практиковать медитацию любящей доброты («Метта» на языке пали) и стать истинным благословением для всего мира.

 

Любящая доброта – первое из четырех возвышенных состояний ума. Другие три — это: сострадание, сорадование и безмятежное наблюдение. Этими медитативными практиками можно без ограничения заниматься в нашей повседневной жизни. Например, любящая доброта может быть направлена на себя, на членов семьи, на ваших друзей и коллег. Также ее можно направить на всех живых существ на земле и за ее пределами. Всякий раз, на кого бы вы ни направили любящую доброту, вы можете принести им исцеление, спокойствие и счастье.

 

Любящая доброта в равной мере возносит эти ласковые благословения на приятных и неприятных, на богатых и бедных, на злых и добродетельных, на женщин и мужчин, а также на людей и на не человеческих существ. Этих инструкций по медитации легко придерживаться и выполнять их может каждый, кто желает достичь большего спокойствия и радости, чем когда-либо раньше. Мы все ищем разные пути для обретения счастья. Это прямой путь к истинному счастью, который выходит далеко за рамки мирских материалистических видов счастья.

 

Несколько лет назад в Малайзии я встретил Досточтимого Вималарамси и был так впечатлен его стилем обучения медитации, что пригласил этого улыбчивого монаха обучать медитации в Вашингтонской Буддийской Вихаре. Он не просто очередной заурядный учитель медитации, следующий популярным и видоизмененным руководствам по медитации, которые содержатся в некоторых буддийских комментариях. Этот учитель всегда использует и ссылается на сутты, как и рекомендовал Владыка Будда в своих наставлениях, собранных в Палийском Каноне.

 

Я вижу его серьезным последователем «Калама сутты» (Kalama Sutta). Это означает, что мы не руководствуемся чем-либо без правильного исследования. Он непрерывно проверяет и практикует, чтобы увидеть, находится ли учение в согласии с духом и наставлениями сутт, данных Владыкой Буддой.

 

Досточтимый М. Дхаммасири

Президент Вашингтонской Буддийской Вихары

Об авторе

 

Бханте Вималарамси стал буддийским монахом в 1968 году, в силу своего большого интереса к медитации. В 1988 он отправился в Бирму для прохождения интенсивной практики в известном медитативном центре Махаси Йитаа в Рангуне. Там почти год он практиковал медитацию по 20-22 часа в день. Тогда из-за общественных беспорядков всех иностранцев попросили покинуть страну. Так Бханте отправился в Малайзию и в течении 6 месяцев интенсивно практиковал медитацию любящей доброты.

 

В 1990 году Бханте вернулся в Бирму для более глубокой практики «Випассаны», по 16 часов в день, в Чанмьяй Йитаа в Рангуне. Так он практиковал в течении двух лет, иногда время сидения в медитации доходило до 7-8 часов. После двух лет интенсивной практики и переживания конечного результата (как ему там тогда сказали), он очень разочаровался в методе «Випассаны» и покинул Бирму, чтобы закончить свои поиски.

 

Он вернулся в Малайзию и начал обучать медитации любящей доброты. В 1996 году Бханте был приглашен жить и обучать в крупнейший тхеравадинский монастырь в Малайзии. Этот монастырь в Шри Ланке предлагал публичные лекции всем желающим каждую пятницу вечером и в субботу утром, где бывало, собиралось по 300-500 человек. Бханте давал учение каждую субботу и каждую вторую пятницу.

 

Во время пребывания здесь, у него была возможность встретиться с учеными монахами, и Бханте подробно спрашивал у них об Учении Будды. Он узнал, что метод «Випассаны» был взят из комментария, написанного спустя тысячу лет после смерти Будды. Этот комментарий не совсем верен, если сравнивать его с изначальными учениями. Тогда Бханте Вималарамси начал изучать изначальные тексты и практиковать медитацию в соответствии с ними. После персонального трехмесячного ретрита он вернулся в Малайзию, где написал книгу по медитации осознанного дыхания под названием «Анапанасати Сутта - Практическое руководство по осознанности дыхания и медитации безмятежной мудрости» («The Anapanasati Sutta – A Practical Guide to Mindfulness of Breathing and Tranquil Wisdom Meditation»). К настоящему моменту более 1000000 копий этой книги распространено по всему миру. Сейчас эта книга используется как практическое руководство для учителей по медитации и их учеников.

Бханте Вималарамси вернулся в США в 1998 году и с этого времени стал обучать медитации по всей стране. В настоящее время он обучает в медитативном центре Дхамма Сукха, расположенном вблизи Аннаполиса, в штате Миссури.

Введение

 

Бханте Вималарамси дал эти наставления 3 июля 2000 года в Вашингтонской Буддийской Вихаре в Вашингтоне, округ Колумбия. Они одновременно включают в себя практику «Безмятежной медитации», а также практику «Четырех основ памятования». Эти инструкции могут немного отличаться от тех, что вы использовали, потому что Бханте очень внимательно руководствуется суттами — беседами Владыки Будды. Если вы будете практиковать таким образом, то конечные результаты могут принести большую пользу вам и всем окружающим вас людям. Это, в свою очередь, принесет подлинное счастье в вашу повседневную жизнь.

 

Любящая доброта

 

При практике медитации любящей доброты, начните с того, что направьте любящие и добрые мысли самому себе. Вначале вспомните время, когда вы были счастливы. В тот момент, когда появится чувство счастья, вы можете узнать его, как приятно теплое, пылкое или лучащееся чувство в центре груди. А когда это чувство появилось, искренне пожелайте себе счастья и почувствуйте ваше пожелание. «Пусть я буду счастлив»... «Пусть радость наполняет меня»... «Пусть я буду спокоен и умиротворен»... «Пусть я буду веселым и добрым», и т.д. Искренне пожелайте себе, что-нибудь хорошее на свое усмотрение, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните направлять, излучать его. Ключевое слово здесь - «искренне»; если ваше пожелание не будет искренним, тогда оно превратится в своего рода мантру, станет фразой заученной наизусть, без настоящего значения. Тогда вы будете просто поверхностно повторять эту фразу, в то время как ваши мысли будут совсем о другом. Итак, это очень важно, чтобы ваше пожелание себе (а в дальнейшем вашему духовному другу) имело подлинный смысл для вас и безраздельно занимало все ваше внимание, затем почувствуйте ваше пожелание, поместите его в свое сердце и начните направлять, испускать его. Не нужно бесконечно повторять пожелание счастья: «Пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив». Когда чувство любящей доброты немного стихает, пожелайте себе счастья и почувствуйте это пожелание.

 

Расслабьте напряжение

 

Далее идет очень важная часть медитации:

 

После каждого пожелания счастья для себя, отметьте, что в голове и в уме присутствует небольшое напряжение или зажатость. Отпустите его. Сделайте это, полностью расслабив ум. Почувствуйте, как ум раскрывается и успокаивается, но сделайте это только один раз.

 

Не беспокойтесь, если напряжение не уходит: вы сможете отпустить его, когда будете сосредоточены на предмете медитации (вашей опоре).

 

Не нужно все время стараться расслаблять ум без возвращения к опоре; всегда мягко возвращайте свое безмятежное внимание к излучению счастья.

 

Как сидеть

 

Когда вы сидите в медитации, пожалуйста, не шевелитесь. Сидите с достаточно прямой, но не жесткой спиной. Старайтесь, чтобы позвонки были удобно расположены один над другим. При таком положении тела ваша грудная клетка немного приподнимается, благодаря чему легче излучать чувство любви и доброжелательности.

 

Ваши ноги должны находиться в удобном положении. Если вы скрестите их слишком жестко, то циркуляция крови в них может остановится, тогда ваши ноги могут онеметь, а это очень неприятно. Если для сидения вам нужна подушка или даже стул, это нормально. Но если вы сидите на стуле, то пожалуйста, не облокачивайтесь на спинку. Облокачивание останавливает поток энергии в спине и может вызвать сонливость. Просто сидите удобно.

 

Пожалуйста, вооще не шевелитесь во время сидения. Не шевелите пальцами ног; не шевелите пальцами рук; не почесывайтесь; не потирайтесь; не покачивайтесь; не меняйте свою позу. Если вы будете сидеть так же неподвижно, как статуя Будды, то это будет лучший вариант! Если вы двигаетесь, то это становится сильным отвлечением от вашей практики, и продвижение начинается не скоро.

 

В то время как вы сидите, излучая теплое пылкое чувство любящей доброты в центре своей груди, делая и чувствуя искреннее пожелание, ощущая его в своем сердце, ваш ум может блуждать и думать о других вещах. Это нормально.

 

Всплывающие мысли

 

Мысли вам не враги! Поэтому, пожалуйста, не нужно бороться с ними или стараться их оттолкнуть. Когда появляется серия мыслей и захватывает вас, то отметьте, что вы не испытываете чувство любящей доброты и выполните пожелание собственного счастья. Затем просто отпустите мысль. Даже если вы находитесь в середине предложения — просто отпустите мысль и позвольте ей быть там самой по себе. Это получится если вы перестанете обдумывать мысль, и не имеет значения, каким важным для вас это кажется в данный момент.

 

Здесь есть еще один очень важный шаг:

 

Отметьте напряжение: Отметьте напряжение в голове/уме, а затем расслабьте. Почувствуйте как оно раскрывается. Ум чувствует, что он расширяется и расслабляется. Тогда он становится очень спокойным и умиротворенным. В это время не появляется никаких мыслей, ум исключительно чист и бдителен. Сразу же верните такой ум к объекту вашей медитации, а именно к чувству любящей доброты, выполните и почувствуйте пожелание собственного счастья.

 

Не важно сколько раз ваш ум отвлекается и думает о других вещах. Единственное, что действительно важно так это то, что вы замечаете как он стал отвлечен какой-либо мыслью. Это также верно и для любого ощущения или эмоционального чувства, оттягивающих ваше внимание; отметьте движение внимания или отвлечение от любящей доброты и отпустите это. Затем расслабьте напряжение в голове/уме и мягко верните ваше спокойное внимание назад к объекту медитации.

 

Увеличение осознанности: Каждый раз, когда вы отпускаете отвлечение или выполняете пожелание собственного счастья, расслабляете напряжение, вызванное движением внимания ума и возвращаете ваше спокойное внимание назад к ощущению счастья, вы увеличиваете вашу осознанность (силу наблюдения). Поэтому, пожалуйста, не критикуйте себя из-за того, что вы думаете, что «должны были» сделать лучше или, что ваши мысли, ощущения и эмоциональные чувства — враги, которых нужно давить и уничтожать.

 

Такого рода критические и черствые мысли и чувства основываются на отвращении, а отвращение — это противоположность «Любящего принятия». Любящая доброта и любящее принятие — это разные слова, которые говорят по сути об одном и том же. Поэтому, пожалуйста, будьте добры к себе. Пусть это будет для вас своего рода занятной игрой, а не сражением с врагом.

 

Невозможно преувеличить важность расслабления напряжения после каждой мысли, ощущения или эмоционального чувства. Когда вы отпускаете это напряжение, вы отпускаете страстное желание, жажду. Очень важно это понять, потому что жажда является причиной всего страдания. Это напряжение есть там, где присутствует ложное представление о самоотождествлении.

 

Жажда и самоотождествление

 

Жажда и ошибочное представление о личном «я» («я», «меня», «мое») всегда проявляется как зажатость или напряжение в голове/уме. Когда вы отпускаете напряжение, вы отпускаете жажду и ложное представление о личном «я» или «самоотождествление» со всеми мыслями, ощущениями и эмоциональными чувствами, мнениями, концепциями и т.п., которые возникают. Вот как можно очистить ум и стать навсегда более счастливым и радостным!

 

Пока вы спокойно сидите, в вашем теле могут возникать различные ощущения. Вы можете почувствовать зуд, жар, напряжение, першение в горле, желание чихнуть или боль. Пожалуйста, совсем не шевелите тело. Когда подобные ощущения возникают, ваш ум немедленно направляется к ним, возьмем в качестве примера зуд или кашель. Вы не направляете ум, это происходит само собой. Первое, что ум делает, так это думает об этом чувстве: «Я хочу, чтобы это ушло.»... «Я хочу, чтобы это перестало надоедать мне.»... «Я ненавижу это чувство.»... «Почему бы этому просто не уйти?»... «Я хочу остановить это.»

 

Каждый раз, когда вы обдумываете такого рода мысли, чувство становится больше и сильнее. Оно превращается в чрезвычайное происшествие. Тогда вы больше не в силах это терпеть и шевелитесь. Но указания таковы: не двигайтесь ни по каким причинам. Вместо этого наблюдайте за перемещением внимания ума.

 

Итак, что мы можем сделать? Нам необходимо раскрыться и позволить чувству быть там:

 

Раскрыться: Вначале отметьте, что внимание вашего ума переключилось на зуд или кашель и т.д., отметьте мысли об этом ощущении. Теперь отпустите эти мысли, просто позвольте им быть. Далее, отметьте напряжение в голов/уме и расслабьте его. Каждый раз, когда ощущение (или эмоциональное чувство) появляются, то для ума ведь естественно сжать плотный кулак вокруг этого; этот плотный умственный — отвращение. Итак, раскройтесь и позвольте зуду (или эмоциональному чувству) присутствовать. Помните, что это нормально, если напряжение не исчезает сразу же.

 

«Истина (Дхамма) настоящего момента», состоит в том, что когда зуд или любое другое ощущение появляются — они есть. И то как вы поступаете с этой Дхаммой, означает, будете ли вы испытывать лишние страдания или нет. Сопротивление зуду или обдумывание способов избавления от него приведут к увеличению как тонких, так и грубых страданий.

 

Пять совокупностей

 

У нас есть пять различных вещей, которые составляют умственные и телесные процессы, их называют пять совокупностей. Вот они:

 

Физическое тело

 

Чувство

 

Восприятие

 

Мысль (волевые конструкции)

 

Сознание

 

Как видно, чувства это одно, а мысли (волевые конструкции) другое. Если пытаться контролировать чувства вместе с мыслями, то сопротивление, которое оказывается этому чувству, делает его больше и интенсивнее. Фактически, оно становится настолько большим, что превращается в чрезвычайное происшествие (настоящую беду — «дуккха»), и вы больше не можете выносить это ощущение (или эмоциональное чувство). Тогда вам приходится пошевелиться. Если во время медитации сидя вы пошевелите своим телом хоть немного, то это разрушит непрерывность практики и вам придется начинать заново.

 

Отпустить мысли об ощущении (или эмоциональном чувстве) означает, что вы отпускаете желание контролировать это чувство и свои мысли. Также это означает, что вы отпускаете жажду, а это прямо ведет к прекращению страдания.

 

Затем вы отмечаете плотный умственный кулак вокруг ощущения и отпускаете отвращение к нему. Просто позвольте зуду или кашлю (ощущению или эмоциональному чувству) быть там самим по себе. Взгляните на них как на пузырь, плавающий в воздухе, пузырь плавает свободно. Куда бы не подул ветер — пузырь последует в этом направлении. Если ветер переменится и подует в другую сторону, то и пузырь поплывет в этом направлении абсолютно безо всякого сопротивления.

 

Эта практика учит тому, как с любовью принимать все, что появляется в настоящий момент. А теперь снова отметьте тонкое напряжение в голове/уме, расслабьте и мягко направьте ваше спокойное любящее внимание назад к чувству любви, излучаемой из вашего сердца, и чувству желания себе счастья.

 

Шесть «R»

 

Истинная природа этих видов ощущений (и эмоциональных чувств) заключается в том, что они не уходят сразу. Итак, ваш может отскакивать от предмета медитации обратно на это ощущение или чувство. (Предмет медитации — излучение чувство любви, а затем формулировка искреннего пожелания собственного счастья, и чувствование этого пожелания). Каждый раз, когда это происходит используйте шесть «R», вот они:

*Осознать - *Отпустить - *Расслабить - *Заново улыбнуться - *Возвратиться - *Повторить (*Recognize - * Release - *Relax - *Re-smile - *Return - *Repeat)

6 «R» - способ запомнить эту практику:

 

Осознать: Будьте бдительны и осознанны к тому, что появляется в настоящий момент.

 

Отпустить: Отпустите любые мысли ощущения или эмоциональные чувства. Помните, что это нормально, если присутствует мысль, ощущение или эмоциональное чувство, потому что это истина настоящего момента. Позвольте мысли, ощущению или эмоциональному чувству быть, не пытайтесь сделать их чем-нибудь еще, чем они не являются.

 

Расслабить: Расслабьте напряжение, разожмите плотный умственный кулак вокруг чувства, позвольте ему быть. Успокойте ваше тело и ум.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...