Тема 3.2. Организация оборота денежных средств в коммерческой организации.
1. Организация и основные формы безналичных расчетов. 2. Правила проведения безналичных расчетов. 3. Порядок открытия расчетного счета. 4. Расчеты платежными поручениями. Схема расчетов. 5. Расчеты платежными требованиями - поручениями. Схема расчетов. 6. Аккредитивная форма расчетов. 7. Расчетные чеки. 8. Использование векселей и других ценных бумаг в системе расчетов. 9. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов.
1. Организация и основные формы безналичных расчетов. Осуществление хозяйственной деятельности организации происходит за счет денежных расчетов, которые делятся на: · внутренние расчеты, связанные с выплатой зарплаты, подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам. · Внешние - закупка сырья, материалов, оплата продукции, уплата налогов, получение и возврат кредитов. Расчеты коммерческих организаций делятся на 2 группы: 1. Платежи по товарным операциям, связанные с движением товара (с поставщиками и заказчиками). 2. Расчеты по нетоварным операциям, связанные с движением денежных средств (с бюджетом, кредитными организациями, учредителями, работниками и др.) Денежные расчеты осуществляются в двух формах: 1. Налично-денежные расчеты, которые осуществляются наличными денежными средствами через кассу. 2. Безналичные расчеты, которые осуществляются на основании расчетных документов, по счетам коммерческих организаций или на основании взаимных встречных требований и обязательств (клиринга). Безналичные расчеты нашли широкое применение в народном хозяйстве и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег. Система безналичных расчетов обеспечивает:
- Совершение расчетов в короткие сроки; - Экономию материальных и трудовых затрат при осуществлении расчетных операции; - Контроль за правильностью осуществляемых расчетных операций. Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ: а) расчеты платежными поручениями; б) расчеты по инкассо; в) расчеты по аккредитиву; г) расчеты чеками. Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение: плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя; получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации. Расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего Цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документыдолжны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением и др. 2. Правила проведения безналичных расчетов. Безналичные расчеты регламентируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П). Посредником в безналичных расчетах является коммерческий банк. Для осуществления безналичных расчетов юридического лица открывают в коммерческих банках следующие счета: 1. Расчетный. 2. Валютный. 3. Текущий (филиалам и представительствам). Принципы организации безналичных расчетов. 1. Наличие банковского счета. Организации, независимо от форм собственности, обязаны хранить денежные средства в банках на соответствующих счетах, с которых осуществляются платежи за товары, услуги и по финансовым обязательствам. Организации могут хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита утвержденного руководителем организации. 2. Документальность платежа. Платежи со счетов производятся банками по письменному распоряжению владельцев счета на основании расчетных документов, кроме случаев: - На основании исполнительных листов суда; - По распоряжению налоговых органов; - По взысканию штрафов и платежей в бюджет; - В случаях, предусмотренных договором банковского счета. 3. Срочность платежа определяет порядок и сроки обработки документов банками. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах РФ. 4. Обеспеченность платежа. Платежи со счета клиента осуществляются в пределах, имеющихся на нем сумм. При наличии средств - в порядке календарной очередности. При недостатке средств - в соответствии с ГК РФ. 5. Свобода выбора форм безналичных расчетов.
6. Унификация (единство) платежных договоров, т.е. расчетные документы, оформляются на бланках установленного образца и содержания, определенных законом реквизитах. 3. Порядок открытия расчетного счета Банковский счет – это регистрация банком движения средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Виды банковских счетов: 1. Расчетный счет – открывается коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские конторы для осуществления денежных операций, связанных с их экономической деятельностью. По расчетному счету проводятся: - зачисление выручки от предпринимательской деятельности; - расчёты и платежи с поставщиками и подрядчиками; - расчёты с работниками по заработной плате; - платежи по решениям органов, имеющих право бесспорного списания средств со счетов юридических лиц. 2. Текущий счет – открывается некоммерческим организациям для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью. 3. Специальные банковские счета – открываются юридическим и физическим лицам строго для определенных операций, установленных законодательством РФ. Например: - специальные брокерские счета (для учёта средств клиентов); - счета платных агентов. 4. Ссудный счет – открывается банком на основании кредитного договора для учёта выдачи и возврата кредитов юридических лиц. 5. Валютный счет – открывается юридическим лицам для осуществления расчетов в иностранной валюте. Порядок открытия расчетного счета Для осуществления безналичных расчетов организация открывает в коммерческом банке расчетный счет. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Коммерческая организация может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, лишь бы эти операции не противоречили законодательству. Для открытия расчетного счета юридическое лицо предоставляет в банк следующие документы: 1. Заявление об открытии счета;
2. Свидетельство о государственной регистрации; 3. Устав и учредительный договор (нотариально заверенные копии); 4. Документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера (приказы о приёме на работу или контракты); 5. Две карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и с оттиском печати организации; 6. Документы, подтверждающие регистрацию во внебюджетных фондах (страховое свидетельство или справку); 7. Примерная форма расчёта на установление лимита остатка кассы; 8. Лимит остатка кассы – это определенная сумма наличных денег, постоянно находящаяся в кассе организации. Он рассчитывается по установленной форме главным бухгалтером организации и утверждается руководителем. Сверхлимитная кассовая наличность сдается в банк и при этом оформляется объявление на взнос наличных. 9. Письмо о сроках выплаты заработных плат в произвольной форме. Все документы сдаются юрисконсульту или главному бухгалтеру банка. После проверки документов банк открывает организации расчетный счет и заключает договор о расчетно-кассовом обслуживании. Закрытие расчетного счета осуществляется на основе расторжения договора банковского счета, которое возможно по заявлению клиента в любое время. По требованию банка договор может быть расторгнут судом в случаях: - когда сумма денежных средств на расчетном счете клиента окажется меньше минимального размера установленного требованием банка; - при отсутствии операций по счету клиента в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|