Тема 1. Научное познание как предмет философского анализа
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Кафедра философии и социальных наук Методические указания К изучению курса «Методология научного познания»
Для студентов дневного отделения Экономического факультета
Составитель Ю.В. Манько
Санкт-Петербург
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании кафедры 25.10.2007 протокол №3
УТВЕРЖДЕНО на заседании РИСа 16.01.08, протокол №1
Рецензент И.В. Ильинский
Методические указания разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования по гуманитарным наукам и рабочей программы по курсу "Методология научного познания". Методические указания составлены в помощь студентам, изучающим курс "Методология научного познания". В них содержатся тематический план, темы и планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, перечень тем рефератов.
Редактор Н.А. Ерина Корректор Т.Н. Козлова
Оригинал подготовлен в РИЦ СПГУТД
1 Изд. лиц. № 000285 от 21.10.99. Подписано в печать 16.06.2008.
1 Формат 60 х 84 1/16. Печать трафаретная.
1 Усл. печ. л. 1,3. Заказ 1 Тирах 150 экз.
1 Отпечатано в РИЦ СПГУТД 1 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26
1 ВВЕДЕНИЕ Изучение данной учебной дисциплины опирается на знание студентами основ философии, естественных, технических и специальных дисциплин, которое вводит студентов в мир научного знания и научно-технического творчества; знакомит обучаемых с философскими проблемами процесса производства и функционирования научного познания, закономерностями становления и развития научного познания и научного исследования; раскрывает студентам методологические проблемы творчества с учетом их специализации.
Практическая значимость изучения данной учебной дисциплины заключается в том, чтобы студенты увидели свою область научного познания профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания и методологически подготовились к написанию и защите дипломного проекта. Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы по отработке лекционного материала, углубленного творческого изучения рекомендованной литературы, написания реферата и участия в кружках студенческого научного общества по гуманитарным наукам. Уставом Университета технологии и дизайна предусмотрены и иные формы обучения. Посещение студентом лекций позволяет усвоить (осмыслить, запомнить, записать) основные понятия и положения, структуру и последовательность учебного материала. Проблемный и диалоговый методы изложения педагогом содержания лекций способствуют творческому, самостоятельному, осознанному и целостному восприятию темы занятий. Сразу после лекций, в часы самостоятельной подготовки целесообразно отработать свои записи, т.е. расписать свои сокращения, заполнить из имеющейся литературы различные пропуски, выписать основные понятия и т.д. При подготовке и в ходе семинарских занятий студент изучает рекомендованную педагогом литературу по всем учебным вопросам (проблемам), вынесенным для обсуждения. Активное участие в обсуждении - залог качественного усвоения учебного материала. Наряду с подготовкой по всей теме семинара можно сделать доклад (10 - 15 мин) или фиксированное выступление (5 - 7 мин) по какой-либо частной проблеме темы семинара. Текст доклада или фиксированного выступления может стать основой для написания реферата. Реферат - это одна из первых форм научно-исследовательской работы студента. Его написание основывается на изучении различных первоисточников (монографии, сборники научных трудов, статьи в научных журналах и т.п.). При чтении целесообразно придерживаться плана изучаемой книги или статьи, который дан автором, соблюдать логическую связь и последовательность, избегать неточных записей, формулировок, искажающих содержание материала. Важно также выделить необходимый научный аспект изучаемого произведения, который следует самостоятельно осмыслить. Изложение материала должно носить творческий, строго самостоятельный характер, с демонстрацией глубокого знания темы, умения логически раскрыть ее содержание. Рассматриваемые вопросы следует увязывать с профилем факультета и специализацией студента. По форме реферат должен содержать:
- титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. руководителя, год написания); - план реферата (введение, основное содержание с указанием 2-3 главных вопросов); вывод по теме, заключение, - список используемой литературы с указанием автора, названия книги (статьи), места издания, издательства, года издания. Объем реферата не должен превышать 20 - 25 с. машинописного текста, отпечатанного через 2 (два) интервала. Ссылки на цитируемые выдержки из работ оформляются внизу каждой страницы или же нумеруются с указанием источников н конце реферата. Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно. На экзамене студент должен показать глубокое и всестороннее знание программного материала, рекомендованной литературы, аргументировано и логично излагать содержание поставленных проблем, применить положения методологии научного познания и творчества при анализе современных событий, связывать их с задачами подготовки дипломного проекта и своей будущей квалификацией.
I. Цели и задачи дисциплины Опираясь на знание студентами философии и других гуманитарных наук, познакомить их с основными проблемами возникновения, производства и развития научного знания, раскрыть основы творческого процесса, а также показать становление, состояние и развитие науки в России, даль понятие об инновационной деятельности и политике фирм в условиях рыночной экономики. Методологически подготовить студента к написанию дипломной работы.
II. Тематический план
Формы отчетности: зачет, реферат
III. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Научное познание как предмет философского анализа Проблемы научного познания и творчества в структуре философии. Философская концепция познания как рефлексия субъект - объектных, субъект-субъектных и субъект-трансцендентных отношений. Дифференцированность теории познания (гносеологии). Структура и уровни познания. Основные методологические (преднисательные) и теоретико-описательные принципы познания. Стиль мышления. Оптимистическая тенденция познавательной деятельности человека. Критика агностицизма. Опыт и практика. Функции практики в процессе познания. Идеалы и нормы познания. Основные проблемы методологии научного познания. Особенности субъект - объектных отношений в научном познании. Методология научного познания и научная метафора. Научное познание и духовный мир личности (знание, ум, рассудок, мировоззрение, жизненная позиция). Наука как процесс и деятельность по производству научного знания. Наука и ее функции. Наука и материальное производство. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|