Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава 1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления в промышленности и энергетике
Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью

 

Реферат

По дисциплине «Безопасность производственной деятельности»

на тему:

«Экономические механизмы управления безопасностью труда»

Выполнила студентка

Очной формы обучения

Специальности «Менеджмент организации»

Специализации «Налоговый менеджмент»

II курса 1 группы

Ковалева Я.В.

Проверил

Рыбкин С.А.

 

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

Глава1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда..................................................................... 4

Глава2. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.................................................................... 9

Глава3. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда. ............................................................................................................ 13

Глава4. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению усло-вий и охране труда ................................................................................................. 15

Заключение................................................................................................... 18

Список используемой литературы............................................................ 19

Приложение.................................................................................................. 20

 


Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является, на мой взгляд, обеспечение безопасности производственной деятельности на предприятии, в организациях, так как совершенно недопустимо в тех условиях, которых достигло общество вследствие технического и информационного прогресса, допускать причинение вреда здоровью человека на его рабочем месте.



Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Из данного определения следует, что социально-экономический аспект в системе обеспечения безопасности производственной деятельности занимает немаловажную позицию, именно поэтому я выбрала его ключевой позицией своего реферата.

Цель работы – проанализировать имеющуюся информацию по данной проблеме, сопоставить со своей точкой зрения, раскрыть механизмы социально-экономического фактора управления безопасностью труда, определить его влияние на производственную деятельность предприятия и организации.

Теоретическая значимость моего реферата в том, что в процессе работы раскрываются теоретические аспекты данной проблемы, представляются формулы для расчета экономического ущерба от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, систематизируются и анализируются данные из различных источников.

На мой взгляд, исследование проблемы дает возможность минимизации экономического ущерба от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что подтверждает практическую значимость данной работы.


Глава 1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Социальное значение охраны труда проявляется во влиянии на изменение трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства.

Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, снижения числа микротравм, уменьшения целодневных потерь рабочего времени по причинам временной нетрудоспособности из-за травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

Сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих  за счет улучшения состояния здоровья, увеличения средней продолжительности жизни, что сопровождается увеличением трудового стажа; повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением трудового стажа; возможности использования остаточной трудовой активности, опыта и профессиональных знаний пенсионеров на доступных для них работах.

Увеличение совокупного национального продукта за счет улучшения указанных выше показателей.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Экономическое значение охраны труда определяется результатами изменения социальных показателей, которые определяются следующими экономическими факторами:

Повышение производительности труда, а следовательно, и экономических результатов деятельности предприятия за счет создания комфортных условий для трудовой деятельности, например, путем обеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний. Следует обратить внимание на то, что условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний.

Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически неотработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда, монотонность работы и т.п. является немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, т.к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика.[2]

На рис.1 (см. приложение) представлена схема формирования социально-экономического эффекта мероприятий по охране труда.[3]

Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:

· планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

· обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;

· обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств  производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

· предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.[4]

Источники финансирования охраны труда. Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджетах автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Помимо перечисленных фондов охраны труда, могут создаваться общественные фонды охраны труда.

Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.

Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.[5]





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.