Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения крестьянской реформы

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное

Учреждение высшего образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «История»

на тему: «Социально-экономические последствия отмены

крепостного права»

 

Выполнил: студент заочной

формы обучения

инженерного факультета:

направление – «Агроинженерия»

профиль: «Технический сервис в АПК»

1 курса, № группы 112

Ермолаев Александр Владимирович

Шифр 16034

 

Проверил:

Кищенков Михаил Сергеевич

 

Ярославль

Содержание

 

1.Предпосылки падения крепостного права. 3

2.Отмена крепостного права. 5

2.1 Подготовка реформы.. 6

2.2 Основные положения крестьянской реформы.. 8

2.3 Уставные грамоты.. 8

2.4 Размеры полевого надела, повинности и выкуп. 10

2.5 Итоги крестьянской реформы.. 12

3.Социально-экономические последствия отмены крепостного права. 14

Список использованной литературы.. 16

 

 

 

Предпосылки падения крепостного права

Во второй половине 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь четверть помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад, стремясь получить больше прибыли, не модернизировали свое хозяйство, а повышали барщину и оброк. Причина всему - экономическая политика царского правительства. Но стоит отметить, что самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право.

Крепостное право - совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т.е. прикрепление крестьян к земле; беглые крестьяне подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого помещика, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда – возможность для помещика отчуждать крестьян без земли.

Первые шаги к отмене крепостного права были сделаны Александром I подписанием «Указа о свободных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г., в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян. По данному закону помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями, с обязательным наделом землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г. их стали называть государственными крестьянами.

Предпосылки, которые привели к отмене крепостного права в России, складывались в течение длительного времени. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 года социально-экономических процессов разложения крепостничества. Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор - нарастание крестьянских бунтов. В период 1851-1860г.г. крестьянских бунтов происходило до сотни ежегодно, они быстро затихали, но лишний раз напоминали, что помещики сидят на вулкане.

«Крестьянский вопрос» пытались решить еще при Николае I, в царствование которого было создано 9 секретных комитетов, но работа их не дала результатов. Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 1853-1856г.г., чтобы царское правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Поражение в войне открыло глаза правящему классу на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны, это крепостное право, и на социальную опасность его дальнейшего сохранения.

Экономический кризис, вызванный Крымской войной, неизбежно породил и кризис социальный. Перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Разрешение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права и проведения ряда других социальных и экономических реформ.

 

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права в России стала основным событием середины и второй полвины века. Решение крестьянского вопроса, то есть освобождение крестьян из крепостного рабства было одной из острейших проблем российского общества в конце 50-х начале 60-х годов 19 века. Крестьянская реформа 1861 года явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, возникли новые социальные слои – пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. В конце 19 - начале 20 века и подъёма культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.

Подготовка реформы

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства, заявив, что: «лучше начать уничтожение крепостного права “сверху”, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться “снизу”». Царя поддержала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права. Выработка оснований реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел, а затем был образован секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. В 45 губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. С 1859 г. наступила решающая фаза подготовки принятия реформы.

Были созданы Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, поступавших из губернских комитетов и составление проектов законов. Председателем комиссий стал близкий друг Александра II - Я.И. Ростовцев, который много сделал для того, чтобы направить работу комиссий в либеральное русло. Помещики с недоверием отнеслись к Редакционным комиссиям, и Александр II обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документом и смогут высказать свое мнение.

Помещики нечерноморских губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.

А вот дворянские представители от черноморских губерний увидели в деятельности Редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже социалистических тенденций. Громкими криками о разных опасностях, якобы грозящих государству, помещики хотели замаскировать свое нежелание дать крестьянам землю. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.

В это время умер Председатель Редакционных комиссий Я.И. Ростовцев. Новым председателем был назначен министр юстиции граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от "золотой середины" в сторону ущемления крестьянских вопросов. Главные разработчики реформы (Милютин и Самарин) поняли, что реформа не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноморских губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноморских – крестьянский труд, овеществленный в оброк. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдать помещичье и крестьянское хозяйство во власть рыночных отношений - требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с земли, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.

Подписание Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели - для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.

Основные положения крестьянской реформы

“Положения” включали 17 законодательных актов, определявших выход из крепостной зависимости. Действие этого документа распространялось на 45 российских губерний. Наиболее важным являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права:

- крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

- помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел;

- за пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет;

- размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

- крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком полевого надела, до осуществления этого они именовались

временно-обязанными крестьянами.

Также согласно Манифесту от 19.02.1861г. в селениях предусматривалось ввести крестьянское общественное управление, первоначальной ячейкой в котором являлось сельское общество, ранее составлявшее имение помещика. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворовыми хозяевами. Несколько смежных сельских обществ составляли волость, где органом управления стал волостной сход, избиравший волостного старшину и волостной суд.

Уставные грамоты

Проведение в жизнь крестьянской реформы практически заключалось в первую очередь в составлении и введении в действие уставных грамот, которые определяли, как размеры отведенной крестьянам земли, так и взимавшиеся за пользование ею повинности.

Составление уставных грамот было неразрывно связано с созданием института мировых посредников, а также с организацией сельского и волостного крестьянского общественного управления. Посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов. Закон предоставлял относительную самостоятельность мировым посредникам и независимость от местной администрации. Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы. На практике, будучи сами помещиками, они редко принимали сторону крестьян, иногда идя на нарушение закона. Редкие представители либерально-оппозиционного дворянства, ставшие мировыми посредниками (писатель Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов, декабрист А.Е. Розен и др.) добросовестно исполняли свои обязанности на этом посту, однако вскоре все они были удалены со своих должностей или сами подали в отставку.

Составление уставных грамот было начато в июле 1861 г., однако в первое время происходило оно крайне медленно и протекало в обстановке массового противодействия крестьян.

По данным на 18 октября 1961 г., по 28 губерниям были составлены 632 уставные грамоты, из них введено в действие 455. Из 455 введенных в действие - 91 уставная грамота или более 20%, не была подписана крестьянами. К 1 января 1862 г. количество составленных уставных грамот равнялось 2796, было введено в действие 2403 уставные грамоты. Из числа введенных в действие 881 грамота не была подписана крестьянами.

На протяжении 1862 г. количество грамот, не подписанных крестьянами, непрерывно увеличивалось. Уже на 1 января 1862 г. 37,9% грамот не было подписано крестьянами. К концу 1862 г. этот процент вырос до 50,3%. Если же сопоставить число крестьян, подписавших и не подписавших уставные грамоты, то количество последних на 1 января 1863 г. составляло 58%.

Причины отказа крестьян подписывать уставные грамоты можно условно подразделить на две группы. К первой группе причин относятся те, которые вызывались конкретными поводами: неудовлетворенностью полевым наделом или размером повинностей. Нередко крестьяне не указывали на конкретные причины, мотивируя свой отказ несогласием с грамотой в целом.

Ко второй группе причин относятся те, которые были связаны с ожиданием крестьянами «новой воли». Эта «подлинная, настоящая воля» согласно распространившимся между крестьянами слухам должна была прийти через два года, когда наступит так называемый «слушный час».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...