Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие когнитивных способностей человека

Bragin Boris Nikolaevich

Teacher of the highest category,

State budget professional educational institution "Provincial College" in Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod

Аннотация. Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. К огнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов работы мозга.

Annotation. Development cognitive science Method. D. Kelly. To ognitivnaja psychology, as an attempt to overcome the crisis of Behaviorism in the approach of studying the principles of operation of the brain.

 

Ключевые слова: Когнитивная психология. Мозг сложнейшая система

человека.Нейрон. С инапсы.Психолингвистическое програмирование.

Концепции Брунера, Пиаже и Валлона.

Keywords: Cognitive psychology. The brain is the most complicated human system. Neuron. Psiholingvisticheskoe programming. The concept of Brunera, Piaget and Vallon.

Рисунок 1. Нейроны головного мозга под электронным микроскопом

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

С одной стороны, чтобы рационально мыслить, нужно понимать общие принципы, которые в теории могут дать нам наилучший ответ. Научный метод, математика, теории познания.

С другой, поскольку мы имеем дело с людьми, с эмоциями и когнитивными искажениями, важно знать, как обращаться со своим несовершенным мозгом. Это — современная когнитивная психология, поведенческая экономика, здравый смысл и практические приёмы.

Мозг - это самое сложное во Вселенной из того, что мы знаем, кроме разве что самой Вселенной и у человечества мало шансов к ее познанию.

Но если говорить, чисто технически, то те существа, у которых есть мозг, у них он в качестве главного командира и организатора вообще всего. Палец сам не движется, ухо само не слышит. То есть оно слушает, но не слышит. Если мозг не дает команды, сигнала, алгоритма, как с этим миром быть. Т.е. это такое устройство, которое любое живое существо делает жизнеспособным, в том числе приспособленным к конкретной ситуации. Все попытки исследователей ответить на вопрос о том, как работает человеческий мозг, в течении последних 150 лет значительного прорыва не показали…и все последующие попытки прояснить остаются иллюзорными.

Научное сообщество продвинулось в понимании состава мозга, включая очень мелкие его части - нейроны, части нейронов. Были открыты гены и их взаимодействие в мозгу, как они управляют рабочей памятью, одни с звукопроизводством или звуковосприятием. И так далее. Это сложнейшая система человека из всего массива знаний о человеческом организме в целом. И нынешний подход в изучении проблемы человеческого интелекта в значительной степени понимается чисто с технической точки зрения. Мы знаем, что основной игрок в нервной системе - это нейрон. Это такая же клетка, как все другие клетки организма, только особая, - именно нервная. Особенность ее в том, что она, организована как все остальные клетки, т.е. у нее есть ядро, тело этой клетки, но она действует только в нервной системе. Это основная клетка и там их по утверждению специалистов запредельное количество. Справочники называют это число около 100,0 миллиардов нейронов, а возможные связи между каждым из них превосходят возможности современной вычислительной техники в разы потому что, у каждой из этих клеток количество связей может насчитываться до 50 тысяч. Если пересчитать, то тогда получится количество связей в мозгу - это квадриллион. Поэтому, говоря о работе самого человеческого мозга и приравнивание его к компьютеру или подобным технологиям – это весьма 39.5% грубое сравнение…Человеческий мозг - это совсем не тот компьютер, с которым мы привыкли иметь дело. Имеющее место расхожее утверждение об использовании человеком якобы до 3% от всего объема мозга не выдерживает никакой критики.

Представители научной отрасли, которая занимается созданием искусственного интелекта имеют смелость заявлять с некоторых пор, а именно с 1956 года о его создании к 2050 году… Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и, по экспериментальнымданным В. М. Лившица, составляют 120

бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется принципу, который Лившиц называет «гносеологическим принципом А. Н. Колмогорова»,

и имеет волновую форму в нелинейных cредах.Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.Когнитивная психология во многом основывается

на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделенымногочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, преждевсего памяти (Р. Аткинсон). Отсутствие научной базы описания работы отдельных систем мозга, таких как субъективный подход индивида к конкретной задаче, механизм наследственности и т.д. делает эту проблему недостижимой в нескольких будущих поколениях…

 

 

Рисунок 1.Типичная структура нейрона

Концепция Пиаже (1966г.) говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды.Т.к. внешние воздействия заставляют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов. А именно:

1. ассимиляция (при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям).

2. аккомодация (при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации).

Стадия формальных операций (развивается абстрактное мышление, также понятийное мышление. Согласно Пиаже было показано, что лишь часть людей примерно 25-50% действительно может мыслить абстрактно).

Также Пиаже благодаря своим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии, или выражаясь по другому – фазы. Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

Неврологи из Каролинского института (США) обнаружили, что тренировка памяти приводит к изменению в количестве рецепторов в структурах синапса, участвующих в механизмах памяти, эмоций и обучения.

Известный русский психолог начала XX века, один из корифеев отечественной психологии Лев Семенович Выготский связал психологию с педагогикой. Наиболее продуктивным является развитие умений и навыков работы с информацией. Для осуществления начальной обработки информации, поступающей из внешнего мира, человек должен уметь эффективно направлять своё внимание на существенную информацию, воспринимать и находить её. Для сохранения этой информации необходимо развивать память…

Тренировки мозговой деятельности регулярно нагружает мозг новыми и разноообразными задачами. Он не успевает привыкнуть к ним и создает новые синапсы…

Уоррен Баффетт

Американский предприниматель, крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов, состояние которого на 1 марта 2015 года оценивалось в 72,7 млрд долл. США. Уоррен Баффетт является одним из самых богатых людей в мире…

Старше 80 лет, но по-прежнему успешно играет на бирже и в бридж…

Заключение

В силах каждого человека выбрать такой образ жизни, который приведет к укреплению здоровья, омолаживанию организма не на годы, а на десятилетия по сравнению с его истинным биологическим возрастом и позволит реализовать весь невообразимый потенциал.

/ Маджит Футих, известный невролог/

 

 

Список литературы:

 

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД., 2008.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009. /дата обращения-25.01.2017г./

3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. - Спб. 2007. /дата обращения-25.01.2017г./

4. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996.-№3.-С.40-49. дата обращения-25.01.2017г./

5. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. 2001.

6. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М. 2001. дата обращения-25.01.2017г./

7.Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4

8.Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносов, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6 /дата обращения-25.01.2017г./

9. Лившиц В. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды // Труды попсихологии ТГУ. — Тарту, 2009 — С. 139—10. 10.Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения // Вопросы психологии — 2006. — № 6. — С. 160—162. /дата обращения-25.01.2017г./

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...