Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы активизации резервов. Активизация компенсаторных механизмов




Главный прием активизации неиспользуемых резервов организма и психики, а их предостаточно, заключается в активности жизненной по­зиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в пре­одолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. "Труд сделал человека человеком". Наивысшая потребность человека - это самореализация потенциала, заложенного в каждом из нас. В последнее десятилетие психологи занялись изучением явления самоактуализации. Научные факты показывают, что самоактуализация реализуется в про­фессиональном и социальном статусе человека, в удовлетворенности теми личными достижениями, которые достиг человек, уверенности в себе. Сейчас, в период социальных преобразований российского обще­ства, это наиболее актуально. Исследования показывают, что сегодня до 80% россиян неудовлетворены тем, как они реализуют свои возможно­сти. Здесь заложен потенциал, резерв в масштабах страны. Раскрытие потенциала людей в масштабах общества - дело длительное. Оно связа­но с преобразованием самого общества, устройство которого или спо­собствует или ограничивает реализацию потенциала человека. Но начи­нать надо с самого себя, с отношения к себе, своим возможностям, с отношения к устройству общества и своей роли в его преобразовании.

Говоря о раскрытии потенциала конкретного человека, следует вы­делить следующее. Многое в нашей жизни - поступки, дела, планы - зависит от нашего настроения. Сколько раз каждый из нас отказывался от какого-либо дела, говоря: "Нет настроения". Наше настроение - это проявление субъективных составляющих психического состояния, о которых мы упоминали уже выше. Переживания возбуждения, тревоги, раздражительности, апатии, подавленности, усталости, пресыщения и т.д. существенно сказываются на результатах деятельности. Умение управлять, контролировать свое состояние - очень мощный фактор реа­лизации своих возможностей. Каждому в школьные и студенческие го­ды приходилось участвовать в соревнованиях. И в тех случаях, когда удавалось справиться с предстартовым волнением, участие в соревнова­ниях приносило если не первые места, то удовлетворенность собой, спортивным результатом. А кто не сидел последние дни перед экзаменом по 15-20 ч в сутки, не чувствуя усталости? Вот примеры управле­ния своим психическим состоянием.

В психологии это направление на­зывается приемами психической саморегуляции состояния. Для умения управлять своим состоянием нужно научиться чувствовать себя. Суще­ствуют разные методы обучения приемам саморегуляции, в основе ко­торых упражнения психомышечного расслабления и мобилизации. В более широком плане управление своим состоянием, прежде всего своими эмоциями, называется психологической культурой. Психологи­ческая культура это в том числе образ жизни, организация жизнедея­тельности и общественной деятельности.

В процессе деятельности, напряженной работы энергетический по­тенциал расходуется, человек устает. И.П.Павлов для восста­новления работоспособности определил "принцип активного пе­реключения" - переключения на другой вид деятельности. Восстано­вление функциональных возможностей связано с обменными процес­сами. Установлено, что при выполнении функциональной нагрузки с частотой сердечных сокращений в диапазоне 100-120 ударов в минуту наиболее интенсивно происходит восстановление функциональных воз­можностей. Идеальным можно назвать состояние функциональной и психической свежести. В таком состоянии человек может "горы пере­вернуть".

В заключение сделаем главный вывод. Резервы психики заклю­чаются, с одной стороны, в нереализованных потенциальных возмож­ностях человека. С другой, для полного раскрытия имеющихся воз­можностей необходимо резервирование интенсивности функциониро­вания психики человека. Раскрытие потенциала человека зависит от него самого, от его активности. Но при этом нужно знать принципы и механизмы функционирования систем организма и психики, проявления психологических особенностей человека. В науках о человеке сформу­лированы общие принципы, определены механизмы, но в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Этим занимают­ся практические психологи.

Одной из основополагающих идей практической психологии XX вв. является идея о возможности изменить черты личности, определенные при зачатии, рождении или воспитании ребенка. (Альфред Адлер). Наблюдения над людьми с соматическими дефектами показали Адлеру, что они могут полностью или почти полностью компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, но Адлер указал и на то, что процесс ком­пенсации может происходить в сфере психического.

В современной психологии именно изменения в эмоциональных со­стояниях, качестве отношений к себе и другим людям, поведенческих и когнитивных стереотипах, ценностных ориентациях являются объектом исследований и целью практической работы психолога. Тот способ, ка­ким люди самостоятельно компенсируют нехватку эмоционального теп­ла, недостаток знаний и поведенческих стереотипов, несоответствие принятым ими ценностям, зачастую является неприемлемым с социаль­ной точки зрения и неэффективным с точки зрения достижения субъек­тивной цели.

Таким примером могут быть результаты исследований неконтроли­руемой покупательской активности, проведенных в 1996 г. во Франции: неконтро­лируемое покупательство может быть понято как "компенсаторное по-купательство", которое временно облегчает депрессивные симптомы. В исследовании английских психологов (1995) изучался вопрос о том, что музыка может служить компенсацией удовлетворения эмоцио­нальных потребностей - сравнивались группы студентов, обучавшихся музыке и психологии. Был получен положительный ответ на вопрос, связана ли музыкальная восприимчивость со степенью блокированной способности к близким отношениям, у студентов-музыкантов и отрица­тельный - на наличие такой связи у студентов-психологов. То есть субъекты, испытывающие затруднения в реализации способности к близким отношениям, могут выбрать для себя более легкий, но не эф­фективный путь компенсации этой потребности через занятия музыкой; Фрейд обозначал этот процесс как сублимацию.

Примером другого результата реализации компенсаторных возмож­ностей человека является исследование американских психологов (1997), в котором изучалось компенсаторное влия­ние поведения воспитателей дошкольных детских учреждений на детей, чьи отношения с матерями не были достаточно теплыми и безопасными. Воспитатели, которые вели себя доверительно по отношению к детям, чье поведение было социально ориентировано и чьи эмоции были пози­тивны, смогли частично компенсировать для детей дефицит общения с матерями.

В литературе описан случай (1997) амнезии у 32-летнего мужчины, пережившего травму мозгового кровообращения в 20 лет. За счет чрезвычайно интенсивного развития общих интеллектуальных функций, исполнительских навыков, процессов восприятия пациент смог разработать изощренную мнемоническую систему, которая ком­пенсирует большинство из возникающих проблем с памятью.

С развитием в 80-х годах XX в. такого направления в практической психологии, как психология здоровья (психология здорового человека), перед психологической наукой заново встали вопросы о том, каким образом определить результат работы психолога с клиентом и на что будет направлена работа практического психолога.

Американскими исследователями (1977, 1996) были определены три области, изменения в которых являются желательными как результат работы психолога: изменения в социальной адаптации (В), изменения в индивидуальной самооценке собственного состояния (W), изменения в оценке профессионального психолога (S):

Категория Социальное поведение Самооценка Оценка изменений в личности Статус индивида
  В+ W+ S+ Полноценно функ­ционирующий субъ­ект
  В+ W- S+ В основном здоровый субъект, небольшая дисфория, влияющая на самооценку
  В+ W+ S- Имеется хрупкое это, скрытый психотиче­ский процесс. Хоро­шо функционирует в обществе и доволен своим состоянием
  В+ W- S- Схоже с категорией 3, но эмоции могут быть лабильны
  В- W+ S+ Социальная оценка поведения плохая, но субъективно оцени­ваемое состояние положительно и здо­ровая структура лич­ности
  В- W- S+ Схоже с категорией 2, за исключением уровня социальной адаптации
  В- W+ S- Индивид с дефектами эго, расстройствами личности, плохо взаи­модействующий с реальностью
  в- W- S- Очевидно больной субъект

 

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека пу­тем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после сна и зевоту. Когда эмоционально возбужденный человек судо­рожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, "играет желваками", бес­системно передвигается "не находя себе места" от волнения, то факти­чески этим осуществляется подсознательная саморегуляция состояния через воздействие на мышцы. Хорошо известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление особенностями дыхания, управление вниманием (отключение, переключение, рассредо­точение) и т.д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизиологического состояния - аутоген­ная тренировка (AT).

Немецкий врач Й.Г.Шульц практиковал лечение различных невроти­ческих расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги. Он искал: как, сохранив лечебные возмож­ности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использо­вания пациентами? Как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?

В создании методики AT решающую роль имели два наблюдения, сделанные Шульцем при изучении дневников, которые вели его пациен­ты. В этих дневниках они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах сеанса гипноза. При этом обнаружилось следующее.

1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно появляются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала доминирует ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение). Позднее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение).

2. Пациенты, повторявшие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызывать у себя дремотное состояние, аналогичное гипнотическому. Делалось это путем повторения некоторых ключевых фраз, наиболее запомнившихся им при гипнотизации.

Во-первых, мысленное повторение пациентом специальных словес­ных формул является эффективным средством самовоздействия. Во-вто­рых, динамика ощущений тяжести и тепла может использоваться паци­ентом для управления саморасслаблением. Позднее было установлено, что ощущение тяжести возникает при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла является результатом снижения тонуса мышц, регулирующих пропускную способность кровеносных сосудов.

В 1932 г. увидело свет первое издание книги, посвященной новой психотерапевтической методике "самогипноза" (AT), которая должна была помочь пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением. Методи­ка AT слагается из двух ступеней - высшей и низшей. Широкую попу­лярность получила только низшая ступень AT. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. Поэтому под аббре­виатурой AT нами будет далее обсуждаться именно ее низшая ступень.

AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое упражнение предполагает воздействие на определенные систему органов или орган (в скобках указаны вызываемые в ходе упражнения ощущения):

1) создание установки на отдых и расслабление;

2) глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести);

3) расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);

4)формирование успокаивающего ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);

5) снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение тепла в левой руке и левой половине грудной клетки);

6) активизация парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности, активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота);

7) устранение гипертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (ощущение легкой прохлады в области лба).

Все упражнения AT разучиваются последовательно, одно за другим. Считается, что в среднем одно упражнение требует двухразовых трени­ровок ежедневно в течение двух недель. К работе с последующим уп­ражнением целесообразно переходить только при полном усвоении пре­дыдущего.

Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощу­щение вызывается быстро, переживается отчетливо и является устойчи­вым к внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство по­зы) и внешним (шум, свет) помехам. Курс обучения AT составляет 3-4 месяца.

Непосредственно ощутить полезность AT легче в состоянии сильного утомления. Следует помнить, что периоды максимального утомления имеют закономерные суточные колебания. Снижение работоспособно­сти отмечается в следующие часы суток: 0-2, 4-6, 8-10, 12-16, 18-20.

Длительность каждой отдельной тренировки определяется тем, на­сколько развито внимание обучающегося. Тренировка продолжается, пока внимание свободно и без волевых усилий удерживается на ощуще­ниях от тела. В начале обучения длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего от 1 до 5 мин. Начинать самостоятельное изучение AT лучше в комфортных внеш­них условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном либо сразу после просыпания). Днем комфортными являются: тишина и полумрак в помещении, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутст­вии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. Кресло должно быть умеренно жестким: до некоторого предела с увеличением жесткости поверхности, на которой расположено тело, увеличивается и скорость расслабления мышц. Положение рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, "закинутые" за голову при расслаблении лежа, и т.д.

При освоении упражнений AT полезно использовать успокаивающее звуковое сопровождение. В настоящее время в продаже представлены несколько наборов лазерных дисков с записями разноплановых природ­ных звуков: "Звуки природы", "Natures Magic", "The Sound of Nature" и др. Из классического музыкального репертуара для включения в упраж­нения AT в качестве успокаивающего средства рекомендуются: И.С.Бах Прелюдия до мажор, Прелюдия ми минор; В.А.Моцарт "Ночная серена­да" (ч. 2), Симфония № 40 (ч. 2), Скрипичный концерт соль мажор (ч. 2), Симфония ля мажор (ч. 2); Л.Бетховен Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль мажор, Романс для скрипки с оркестром фа мажор; Ф.Шуберт Неоконченная симфония (ч. 2); Р.Шуман Фантастические пьесы, "Вечером".

Формулы упражнений AT: "Я абсолютно спокоен", "Моя правая рука тяжелая", "Моя правая рука теплая", "Мне дышится свободно и легко", "Сердце бьется спокойно и ровно", "Солнечное сплетение излучает тепло", "Мой лоб приятно прохладен". На занятии каждая формула мысленно проговаривается обучающимся (размеренно и неторопливо) 6-8 раз подряд с небольшими паузами.

Действия, рекомендуемые в AT для облегчения расслабления, весьма просты: принять удобную, максимально расслабленную позу; по воз­можности отбросить посторонние мысли; закрыть глаза; сосредоточить все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандарт­ные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Их примерами могут служить тяжесть в мышцах после про­должительной интенсивной физической работы; согревание рук, опу­щенных в ванну с горячей водой или открытых лучам яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он озябший и усталый пришел с улицы и с удовольствием отобедал.

Управление вниманием заключается в его сосредоточении на телес­ных (преимущественно мышечных) ощущениях, в последовательном переключении с одной части тела на другую. Сосредоточение на мы­шечных ощущениях резко сокращает силу внешней стимуляции и тем самым снижает активацию нервной системы и, следовательно, мышеч­ного аппарата. Сосредоточенность на отдельном участке тела (напри­мер, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность, помогает обнаруживать и расслаблять непроизвольно напряженные мышцы.

Проговаривание словесных формул заключается в мысленном разме­ренном повторении очень простых по содержанию фраз. Это действие чаще всего ассоциируется с понятиями "внушение" и "самовнушение". Главная функция проговаривания - в об­легчении управления вниманием, которое достигается путем:

1) четкого указания области тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: "моя правая рука...");

2) напоминания характера ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих ("...тяжелая");

3) "забивания" внутренних помех расслаблению: посторонних мыслей, образов, переживаний; смягчения выраженности непривычного поначалу "умственного вакуума".

Образные представления состоят в возможно более ярком и четком мысленном "видении" таких ситуаций, которые объективно настраивали бы на покой и отдых, а также были бы в жизненном опыте связаны с переживанием желательных ощущений (тяжести, тепла).

Благодаря трем описанным действиям прежде всего происходит об­щее снижение непроизвольного мышечного тонуса и, что самое главное, расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых повышен по сравнению с остальными мышцами. При переживании эмоций среди прочего появляется специфический "рисунок" повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, то обязательно есть и ее "мышечный рисунок". Однако, с другой стороны, эмоция только тогда сохраняется, когда организм способен ответить мышечными реакциями, соответст­вующими этой эмоции. Не получая мышечного подкрепления, эмоция обязательно затухает. Благодаря этой закономерности делается возмож­ным один из важнейших путей самовоздействия на психофизиоло­гическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. Посредством аутогенного расслабления обучающийся стирает "мышечные рисунки" своих нега­тивных эмоций, испытывая в результате этого эффект "успокоения".

При упражнениях AT минимизируются энергозатраты на поддержа­ние мышечного тонуса, выключаются из работы участки мозга, отве­чающие за осознанное отражение окружающего мира, интенсивно про­текают пищеварительные процессы, что в совокупности ведет к наибо­лее быстрому отдыху мышечной и нервной систем и составляет основу эффекта "восстановления".

Дальнейшее углубление расслабленности, снижение уровня бодрст­вования при сохранении элементов самоконтроля и контакта с внешним миром благоприятствуют ослаблению критичного отношения к инфор­мации, поступающей в мозг, и служат основанием для внушения и са­мовнушения, составляющих эффект "программируемости".

При длительном использовании методики AT отмечаются также некоторые устойчивые психологические изменения. В качестве ведущих здесь можно отметить снижение личностной тревожности и нейротизма, а также повышение эмоциональной устойчивости и способности к са­моконтролю.

На физическом уровне к устойчивым последствиям использования приемов AT относятся показатели здоровья. В рамках групповых заня­тий AT с работниками производства у них установлены: сокращение средней заболеваемости работников на 35% по количеству больничных листов и на 45% по количеству дней трудопотерь. Наиболее выражен­ное снижение заболеваемости обнаруживается по язвенной болезни же­лудка, несколько меньше по ишемической болезни сердца и прочим сердечно-сосудистым заболеваниям. Нервно-психические расстройства сократились на 33% исходного количества по числу больничных листов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...