Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто владеет информацией - тот владеет миром.

Тема 1. Общие сведения об Internet

Информационные технологии и общество

1.1.1. Понятие "информационное общество"

С точки зрения основных видов деятельности, основных технологий, основных предметов труда, основных видов конечного продукта и основных объектов собственности историю развития человеческого общества можно разделить на 3 больших периода.

1. Первобытное общество. Основными видами деятельности в первобытном обществе являлись охота и собирательство. Соответственно, основные технологии обеспечивали эту деятельность (например, технологии изготовления копья или лука, методы выслеживания и загона добычи, методы поиска съедобных растений и т.д.). Собственность в первобытном обществе отсутствовала.

2. Аграрное общество, к которому можно отнести рабовладельческий и феодальный периоды развития общества. Основным видом деятельности в аграрном обществе являлась сельскохозяйственная деятельность, основными технологиями были сельскохозяйственные технологии, основным предметом труда являлась земля. например, в сословном неравенстве, т.е. в неравенстве перед законом аристократов (землевладельцев) и всех остальных.

  1. Индустриальное общество, в котором основным видом деятельности становится промышленная деятельность. Соответственно, основными технологиями становятся промышленные технологии, основным предметом труда становятся запасы недр Земли (руды, нефть, газ и т.д.), основными объектами собственности становятся промышленные предприятия, предприятия энергетики, транспортные предприятия

Развитие индустриального общества привело к единой системе мирового хозяйства, основанного на общемировом разделении труда, имеющего общемировые энергетическую и транспортную инфраструктуры, общемировую интеграцию товарных и хозяйственных рынков. Все это в совокупности образовало единую общемировую индустриальную среду, являющуюся основой современного общества.

 

Однако сейчас, по мнению многих специалистов, человечество стоит на пороге нового качественного изменения состояния общества. Это изменение началось в результате научно-технической революции (НТР) в ХХ веке и проявилось в неуклонно возрастающей роли информации в любой сфере деятельности. Появилась возможность, используя научно-технические достижения, постоянно модернизировать производство, создавать новые виды товаров и услуг, формировать новые сегменты рынков и за счет этого побеждать в конкурентной борьбе.

В результате оказалось, что конкурентоспособность товаров и услуг напрямую зависит от их "интеллектуальности", информационной насыщенности. При этом роль информационной составляющей возрастала для всех элементов бизнес-процессов, включая исследование рынка, материальное и финансовое обеспечение производства, технологию производства, продвижение товара и т.д.

Появляются первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и начинается процесс развития вычислительной техники. Первые ЭВМ используются в основном для решения научных задач.

 

Дальнейшее развитие вычислительной техники приводит к появлению компьютера в современном понимании этого слова - универсального устройства для хранения и обработки информации любого типа.

Важным шагом в развитии компьютерной техники явилось возникновение компьютерных сетей, которые позволили поддерживать постоянный процесс информационного обмена.

Следующим важным шагом стало появление распределенной архитектуры сети и протоколов семейства TCP/IP, поддерживающих эту архитектуру. Это дало возможность соединять различные сети друг с другом и в конечном итоге привело к созданию общемировой гиперсети Internet.

 

Инфраструктура, появившаяся в результате развития компьютерной техники, как раз и оказалась такой идеальной средой, в которой оказалось возможным реализовывать технологии нового типа - информационные технологии, результатом которых является создание новых - информационных - объектов.

Количество и разнообразие информационных объектов, формирующих общемировую информационную среду, неуклонно возрастает. Это электронные документы, базы данных, экспертные системы, почтовые сообщения, электронные платежи и т.д.

Основными компонентами информационных объектов являются файлы данных различных форматов и программы, обрабатывающие эти данные, причем информационный объект возникает только в процессе работы соответствующей программы.

В процессе развития глобальной информационной среды стали появляться информационные объекты, относящиеся ко всем аспектам человеческой жизни – к культуре, быту, спорту, отдыху и т.д.

 

Все это позволило говорить о появлении "виртуальной реальности" – цельного информационного мира – аналога реального мира и дополнения к нему.

Со временем все большее количество людей оказывается вовлеченными в этот виртуальный мир, используя его для работы, быта, отдыха и т.д.

Основным ресурсом этого мира является информация.

Результатом работы в виртуальном мире также является информация.

Соответственно, объектом собственности в виртуальном мире также является информация.

Кто владеет информацией - тот владеет миром.

Когда доля "виртуального мира" окажется основной в жизни и деятельности людей, можно будет говорить о переходе человеческого общества в новое состояние - в информационное общество, определяемое следующим образом.

 

 

4. Информационное общество - это общество, в котором основным предметом труда, основным результатом труда и объектом собственности является информация.

Основными технологиями в информационном обществе становятся информационные технологии.

В процессе перехода к информационному обществу работа с компонентами глобальной информационной среды становится основной работой для возрастающего количества людей. Этот фактор можно считать основополагающим, поэтому возможно такое определение.

Информационное общество – это общество, в котором большая часть трудоспособного населения занимается получением, преобразованием, транспортировкой и хранением информации.

 

 

Информация и ее свойства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...