Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
Цель занятия: дифференциация звуков т’ и д’; закрепление навыка анализа двусложных слов; обучение правильному употреблению предлогов к, от и др. Примерный ход занятия I. Организационный момент. Перед каждым ребенком лежит картинка, в названии изображенного на ней предмета есть звук т’ или д’, например, котенок, утенок, теленок, телефон, паутина, сети, тень, тюльпан, пять, диван, медведи, лебеди, стадион. По указанию логопеда вначале называют свои картинки и указывают место изучаемого звука те дети, в названии картинок которых есть звук т’, затем те, в названии картинок которых есть звук д’. II. Постановка цели занятия. Сегодня мы будем повторять звуки т’ и д’. III. Сравнение звука т’ со звуком д’. 1. Детям предлагается произнести эти звуки. После этого логопед задает вопрос: «Какие это звуки?» Дети отвечают: «Согласные». Потом логопед спрашивает, какой из этих звуков глухой, а какой звонкий. Дети говорят, что звук д’ звонкий, а звук т’ – глухой. Затем еще раз произносят эти звуки. Логопед спрашивает: «Звуки т’ и д’ твердые или мягкие?» Дети отвечают: «Мягкие». Потом логопед просит детей рассказать о звуках т’ и д’. 2. Повторение сочетаний типа тя – дя; дë – дë – тë или ряда слов типа телефон, медведи, девять. IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений. V. Образование будущего сложного (повторно, в форме игры в мяч). Логопед бросает мяч кому-либо из детей и произносит предложение с глаголом настоящего времени, ребенок, поймавший мяч, должен произнести то же предложение, употребив будущее сложное. Примерный материал: Петя копает яму. (Петя будет копать яму.) Аналогично: поливает тюльпаны, пасет телят, лепит утенка, поет песни, катает Витю и т.п.
VI. Анализ и синтез слов. Примерный материал: котик, садик. После проведения звуко-слогового анализа (или без предварительного анализа) и выделения ударного гласного дети выкладывают схемы слов. VII. Подведение итогов занятия. Вариант. На данном занятии можно не проводить упражнений с предлогами, вместо них в конце занятия можно предложить заучивание наизусть текста. Примерный текст: Пете пять лет, а Дине девять. Петя сидит на диване. Дина его одевает. Она надевает на Петю пальто и ботинки. Дина поведет Петю в детский сад. После того как логопед прочитает текст один или два раза, задаются вопросы. Логопед следит за тем, чтобы ответы на них были правильно составлены и четко произнесены. Затем вопросы задаются детьми: «Сколько лет Пете и Дине? Где сидит Петя? Что делает Дина? Что надевает Дина на Петю? Куда Дина поведет Петю?» После этого текст заучивается. Внимание детей обращается на глаголы одевать и надевать. Примерно так же подбирается материал на дифференциацию звуков по твердости-мягкости. В этом случае в занятия включаются слоговые сочетания типа да – дя, вда – вдя, дë – дë – до и т.п.; детям предлагается сравнивать слова типа дым, диван, вода, водяной, дуб и т.п. Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’ Шутки, скороговорки
Загадки
В саду Кате десять лет, а Вите пять. Катя и Витя пойдут гулять в сад. Катя будет катать Витю на санках и лепить снеговика. Звуки б и б’
Звуки д и д’
Звуки г и г’
Звуки б, б’, д, д’, г, г’
Загадки
Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я.
Совята Взгляни на маленьких совят, Малютки вместе здесь сидят. Когда не спят, они едят, Когда едят, они не спят. Земляника Боба и Люба гуляют у леса. Тут на поляне много ягод. Это земляника. Дети едят землянику. Ах, как вкусно. Боба и Люба отнесут ягоды маме и маленькой Зине. В саду зимой Зима. Дети бегут в сад. В саду много снега. Сосны, ели все в снегу. И на земле снег. Зина и Лиза катят ком снега. Они будут лепить снеговика. Витя катает на санках Зою. А потом Зоя будет катать Витю. Гуси Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: га-га-га. Не бойся, Галя, гони их. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна. Сад на окне Наступает весна. Тает снег. Блестят на солнце сосульки. Блестят и тают: кап-кап-кап. Дети гуляли в саду. В саду тополь. Митя и Катя взяли несколько веток тополя и внесли их в дом. Дома дети налили в банку воду, поставили банку на окно и опустили ветки тополя в воду. Спустя несколько дней на ветках тополя появились смолистые зеленые листики. Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения) Следующий звук, который проходится после взрывных звонких и глухих, - это звук ш. Звук ш, поставленный к этому времени всем детям и уже в какой-то мере отработанный на подгрупповых занятиях, выносится для окончательного закрепления и дифференциации на фронтальные занятия. Надо сказать, что и те дети, которые при поступлении правильно произносили звуки с и ш, но неправильно употребляли их в речи, участвуют не только во фронтальных, но и подгрупповых занятиях, посвященных закреплению правильного произношения звуков с и ш. На звук ш планируется два-три занятия. Закрепление правильного произношения продолжается на подгрупповых занятиях, в вечерние часы, на прогулках. Как всегда, материал подбирается только на пройденные звуки. (В тех случаях, когда логопеду удается поставить к этому времени звук л, материал подбирать значительно легче.) Продолжается анализ и синтез звукового состава речи. Закрепляются все полученные ранее знания и навыки. В полный звуко-слоговой анализ включаются слова с одним закрытым слогом типа мышка (кошка, мишка, шапка, кашка, мушка, мошка и т.п.). Проводятся упражнения в выкладывании схем такого типа слов.
Включается новый вид работы – добавление недостающего звука в середине слова (мы. ка – мышка). Проводится преобразование слов путем изменения одного гласного звука (мышка – мушка). При этом внимание детей обращается на то, что при изменении в слове одного звука получается новое слово. Приведем примерный план занятия на звук ш. Тема занятия: звук ш. Цель занятия: закрепление правильного произношения звука ш в словах и предложениях; анализ двусложных слов с закрытым слогом; составление предложений из данных слов; составление и заучивание текста. Примерный ход занятия I. Постановка цели занятия. Логопед обращается к детям со следующими словами: «Дети, посмотрите на картинки, выставленные на наборном полотне. Давайте их назовем». Картинки называются хором и отдельными детьми. Затем он спрашивает: «Какой звук повторяется в названиях всех этих предметов?» (Звук ш.) Логопед продолжает: «Сегодня мы будем еще раз учиться правильно произносить слова со звуком ш». II. Повторение звука ш. Логопед говорит: «Давайте все вместе скажем звук ш». Дети произносят. Затем логопеда задает вопросы, на которые дети отвечают: «Звук ш гласный или согласный?» (Согласный.) «Звук ш глухой или звонкий?» (Глухой.) «При произнесении звука ш язычок внизу или вверху?» (Вверху.) «Узкий или широкий?» (Широкий.) «Губки «улыбаются» или вытянуты вперед?» (Вытянуты вперед.) Вызывая детей с еще недостаточно закрепленным произношением звука ш, логопед просит четко произнести этот звук. III. Произнесение слов со звуком ш, развитие внимания и памяти. 1. Логопед предлагает детям прослушать и повторить ряд слов, в состав которых входит звук ш (инструкция дается одни раз). Примерные ряды слов: шина, катушка, лягушка, подушка; мышь, ковш, шапка, шутка. 2. Детям предлагается из ряда слов выбрать такие, в которых есть звук ш. Для сравнения предлагаются слова, содержащие звуки с, ш, ж, например: мышка, весна, желуди; лягушка, вещи, машина и т.п. IV. Выделение звука ш из слова.
Логопед просит детей еще раз посмотреть на картинки, выбрать слова со звуком ш в начале, а затем в середине слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|