Поэзия с философской ориентацией
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Представители: В.Хлебников, Н.Заболоцкий
Стихотворения разных направлений. Пролетарская поэзия. Мы, несметные, грозные Легионы Труда Мы победили пространства морей, Океанов и суши, Светом искусственных солнц мы Зажгли города, Пожаром восстаний горят наши Гордые души. Мы во власти мятежного, страстного Хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи Красоты...» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства Цветы. В.Кириллов «Мы». Романтическая поэзия. Н.Тихонов Жизнь учила веслом и винтовкой, Крепким ветром. По плечам моим Узловатой хлестала веревкой, Чтобы стал я спокойным и ловким. Как железные гвозди, простым. «Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920 Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой: Мы разучились нищим подавать, Дышать над морем высотой соленой, Встречать зарю и в лавках покупать За медный мусор – золото лимонов. «Мы разучились нищим подавать…» 1921. Культурологическая поэзия А.Ахматова Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Философская поэзия В.Хлебников Волга! Волга! Ты ли глаза-трупы Возводишь на меня? Ты ли возвела мертвые белки Сел самоедов, обреченных уснуть, В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов, Затерянные в снегу? Ты ли шамкаешь лязгом Заколоченных деревень?.. «Волга! Волга!» Проза 20-х годов. Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия. ПРОЗА 20-х ГОДОВ Официальная литература Неофициальная литература А) Участник революции - типичный герой, У героя своеобразный, иной путь. Его путь его эволюции - это осознание эволюция – это переосмысление собственной человеческой личности революции. Факт свершения через связь с революцией. революции – необязательное условие Движение от тропы к революционной принятия ее как ценности. Герои - дороге (изменение речи и мыслей) люди, у которых другие жизненные А.Фадеев «Разгром», ценности,они ценят общечеловеческие Н.Фурманов «Чапаев». категории (радость, скорбь, жизнь, Б) Сама революция закономерна и ценна. смерть). Возникает не столько масса, Герои ориентированы на социальные и классовые сколько личности в народе. Акцент ценности. Критерии: красные – хорошо, на личность. белые – плохо; бедные – хорошо, богатые – А.Платонов «Чевенгур» плохо. Народ изображается как масса. Показана эволюция массы через осознание революции.
А.Серафимович «Железный поток» Развитие жанра антиутопии Е.Замятин «Мы» Развитие юмора и сатиры Рассказы М.Зощенко, романы И.Ильфа и Е. Петрова Публицистика 20-х годов. Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни. Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы. Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность. В публицистике 20-х годов выявлены черты сходства и различия взглядов писателей и определена их гражданская позиция. Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа. Для Горького революция – «судорога», за которой должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения. Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции.
В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия. Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию. Многие вопросы, волнующие нас сегодня, – это эхо того времени. Смена политического режима в 90-е годы ХХ века привела к тому, что, как и в тот далекий семнадцатый год, в обществе снова царит нестабильность. Нет уверенности в завтрашнем дне, забыто духовное наследие предков. Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|