Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэзия с философской ориентацией




Представители: В.Хлебников, Н.Заболоцкий

 

 

Стихотворения разных направлений.

Пролетарская поэзия.

Мы, несметные, грозные

Легионы Труда

Мы победили пространства морей,

Океанов и суши,

Светом искусственных солнц мы

Зажгли города,

Пожаром восстаний горят наши

Гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного

Хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи

Красоты...»

Во имя нашего Завтра – сожжем

Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства

Цветы.

В.Кириллов «Мы».

Романтическая поэзия.

Н.Тихонов

Жизнь учила веслом и винтовкой,

Крепким ветром. По плечам моим

Узловатой хлестала веревкой,

Чтобы стал я спокойным и ловким.

Как железные гвозди, простым.

«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой соленой,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор – золото лимонов.

«Мы разучились нищим подавать…» 1921.

Культурологическая поэзия

А.Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

 

Философская поэзия

В.Хлебников

Волга! Волга!

Ты ли глаза-трупы

Возводишь на меня?

Ты ли возвела мертвые белки

Сел самоедов, обреченных уснуть,

В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов,

Затерянные в снегу?

Ты ли шамкаешь лязгом

Заколоченных деревень?..

«Волга! Волга!»

Проза 20-х годов.

Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.

ПРОЗА 20-х ГОДОВ

Официальная литература Неофициальная литература

А) Участник революции - типичный герой, У героя своеобразный, иной путь. Его

путь его эволюции - это осознание эволюция – это переосмысление

собственной человеческой личности революции. Факт свершения

через связь с революцией. революции – необязательное условие

Движение от тропы к революционной принятия ее как ценности. Герои -

дороге (изменение речи и мыслей) люди, у которых другие жизненные

А.Фадеев «Разгром», ценности,они ценят общечеловеческие

Н.Фурманов «Чапаев». категории (радость, скорбь, жизнь,

Б) Сама революция закономерна и ценна. смерть). Возникает не столько масса,

Герои ориентированы на социальные и классовые сколько личности в народе. Акцент

ценности. Критерии: красные – хорошо, на личность.

белые – плохо; бедные – хорошо, богатые – А.Платонов «Чевенгур»

плохо. Народ изображается как масса.

Показана эволюция массы через осознание

революции.

А.Серафимович «Железный поток» Развитие жанра антиутопии

Е.Замятин «Мы»

Развитие юмора и сатиры

Рассказы М.Зощенко, романы И.Ильфа и Е. Петрова

Публицистика 20-х годов.

Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

В публицистике 20-х годов выявлены черты сходства и различия взглядов писателей и определена их гражданская позиция. Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Для Горького революция – «судорога», за которой должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции.

И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения.

Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть.

Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции.

В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

Многие вопросы, волнующие нас сегодня, – это эхо того времени. Смена политического режима в 90-е годы ХХ века привела к тому, что, как и в тот далекий семнадцатый год, в обществе снова царит нестабильность. Нет уверенности в завтрашнем дне, забыто духовное наследие предков.

Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...