Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы

Практическое занятие № 1 (2 ч.)

Курс, 7 семестр

Тема: Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Продуктивные и непродуктивные классы глагола

Вопросы для подготовки

1. Каковы общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола?

2. Каково место глагола в системе частей речи?

3. Какие формы глагола являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми; какие признаки объединяют их в одну часть речи?

4. Каковы значение, грамматические свойства и формальные показатели инфинитива?

5. Сколько основ имеется у глагола? Какие формы глагола образуются от этих основ?

6. На основе каких признаков выделяются продуктивные и непродуктивные классы глагола? Каков способ определения класса глагола?

7. Каково влияние глаголов продуктивных классов на образование форм глаголов непродуктивных классов?

8. Что такое спряжение глагола? Каковы типы спряжения глагола? Каковы способы определения спряжения?

Литература

1. Русский язык. Ч.2 / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М., 1989.

2. Русский язык / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И.Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский язык. Ч.2 / Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

5. Учебные таблицы-конспекты по морфологии. Ч. 2 / Сост. Р.Т. Гриб. – Красноярск, 1991.

Задания для самостоятельной работы

1. Приготовить конспект «Правописание личных окончаний глагола» (См. учеб. пособие: Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983. § 15, с. 42-44).

2. Выполнить упражнения из учеб. пособия: Попов Р.Н. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. - М., 1984 №№ 347; 350 (1, 2, 4, 5, 8, 9, 13); 352; 353 (три строки).

3. Определить спряжение глаголов и указать способ его определения: писать, лить, брить, вертеть, выскоблить, сеять, стелить, мучить, хотеть, жить, бежать, брезжить, свистеть.


Практическое занятие №2 (2 ч.)

4 курс, 7 семестр

Тема: Лексико-грамматические разряды глагола

Вопросы для подготовки

1. Каково понятие лексико-грамматического разряда (ЛГР) той или иной части речи?

2. Каковы ЛГР глагола относительно категории лица?

3. Каковы ЛГР глагола относительно категории вида?

4. Какие глаголы называются переходными, а какие - непереходными? Каковы средства определения переходности / непереходности?

5. Какие глаголы называются возвратными, а какие – невозвратными? Каковы формальные показатели возвратности / невозвратности?

Литература

1. Русский язык. Ч. 2 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

2. Русский язык. / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский язык. Ч.2 / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

1. Распределить глаголы на 2 группы: субъектные (гомические, контролируемого или неконтролируемого процессов, бестиальные, предметные) и бессубъектные: о кисляться, блестеть, болеть, говорить, смеркаться, грустить, заботиться, кукарекать, краснеть, идти, мокнуть, петь, плясать, презирать, рассветать, ржаветь, везти, неможется.

2. Выполнить упражнение из учебного пособия: Попов Р.Н. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1984: №№: 357, 359.

3. Привести по три примера на каждую группу ЛГР.

4. Переписать таблицу № 45. См.: Учебные таблицы-конспекты по морфологии. Ч. 2 / Сост. Р.Т. Гриб. – Красноярск, 1991.


 

Практическое занятие № 3 (2 ч.)

4 курс, 7 семестр

Тема: Глагольные категории. Категория числа и лица. Категория вида

Вопросы для подготовки

I. 1. Какое значение выражают словоформы глагола единственного числа, а какое – словоформы множественного числа?

2. Какие глагольные формы изменяются по числам?

3. Каковы способ и средства выражения категории числа?

II. 1. Что выражает категория лица глагола?

2. Какое значение выражают словоформы глагола 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица?

3. Какие глагольные формы изменяются по лицам?

4. Каковы способ и средства выражения категории лица?

5. Какие глаголы называются недостаточными, а какие – изобилующими? Каково функционирование вариантных форм в речи?

III. 1. Что выражает категория вида? Что обозначают словоформы глаголов совершенного и несовершенного вида?

2. Каково определение видовой пары?

3. Какие глаголы являются соотносительными по виду; какие - двувидовыми?

4. Каковы способы образования видов?

5. Каковы способы и средства выражения категории вида?

6. Каковы ЛГР относительно категории вида?

Литература

6. Русский язык. Ч.2 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

7. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

8. Современный русский язык: Теория. Анализ единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

9. Современный русский язык. Ч.2 / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

Задание для самостоятельной работы:

1. Выполнить упражнения из учебного пособия: Попов Р.Н. и другие. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1984: №№ 383 (1, 3, 5); 366,367.

2. Привести по три примера на каждую группу глаголов: недостаточные и изобилующие глаголы. (Используйте языковой материал из упр. № 384: Сборник упражнений по современному русскому языку / Р.Н. Попова и др. – М., 1984).

3. Приготовить конспект «Способы глагольного действия» (См. учеб. пособие: Русский язык. Ч. 2./ Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989).

4. Переписать таблицы №№ 44.49, 50. См.: Учебные таблицы-конспекты по морфологии. Ч.2 / Сост. Р.Т. Гриб. - Красноярск, 1991.


Практическое занятие № 4 (2ч.)

Курс, 7 семестр

Тема: Категория залога глагола

Вопросы для подготовки

1. Что выражает категория залога глагола?

2. Какова история изучения залога?

3. Каково значение словоформ глагола действительного, страдательного и возвратно-среднего залогов согласно трёхзалоговой теории?

4. Каково значение словоформ глагола действительного и страдательного залогов согласно двузалоговой теории?

5. Каковы способы и средства выражения значения залога?

6. Каковы способы образования коррелятивных форм залога?

7. В чём проявляется связь категории залога с переходностью / непереходностью глаголов?

Литература

1. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

2. Русский язык. Ч. 2 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ единиц. Ч. 2 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский язык. Ч. 2 / Н.М. Шанский, А.Н.Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить конспект «История изучения залога в отечественной лингвистике».

2. Подготовить сообщение «История изучения залога в отечественной лингвистике».

3. Выполнить упражнение из учебного пособия: Попов Р.Н. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1984: № 360.

4. Сочинить лингвистическую сказку на тему глагола для учащихся начальной школы.

 


Практическое занятие № 5 (2 ч.)

4 курс, 7 семестр

Тема: Категория времени глагола. Категория наклонения глагола

Вопросы для подготовки

1. Что выражает категория времени глагола?

2. Какова система времён глагола?

3. Какое значение выражают словоформы глагола прошедшего, настоящего, будущего времени?

4. Как образуются словоформы глагола прошедшего, настоящего, будущего времени?

5. Каковы способы и средства выражения морфологического значения времени?

6. В чём проявляется связь категории времени с категорией вида?

7. Употребление формы одного времени в значении другого.

8. Что выражает категория наклонения глагола?

9. Какова система наклонения глагола по выражению отношения к действительности и по типу выражаемых значений?

10. Какое значение выражают словоформы глагола изъявительного, повелительного и условного наклонения?

11. Как образуются словоформы глагола изъявительного, повелительного и условного наклонений глагола?

12. Каковы способы и средства выражения значения наклонений?

13. В чём проявляется связь категории наклонения с категорией времени глагола?

14. Употребление формы одного наклонения в значении другого.

Литература

5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

6. Русский язык. Ч. 2 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

7. Современный русский язык: Теория. Анализ единиц. Ч. 2 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

8. Современный русский язык. Ч. 2 / Н.М. Шанский, А.Н.Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

Задание для самостоятельной работы

1. Переписать таблицы №№ 51, 52. См.: Учебные таблицы-конспекты по морфологии. Ч. 2/ Сост. Р.Т. Гриб. – Красноярск, 1991.

2. Выполнить упражнения из учеб. пособия: Попов Р.Н. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1984: №№ 376 (1); 381 (1-4); 368 (1-5); 373 (1-6); 374.

3. Подготовиться к контрольному срезу «Морфологический анализ глагола и инфинитива».

4. Подобрать упражнения занимательного характера по теме «Глагол» для учащихся начальной школы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...