--зл-ч-ют -дм---ст--т-в-ый ---цесс - ---цесс -дм---ст--т-в--г- ---в-
Существует два подхода к понятию «административный процесс».
1. Юрисдикционный подход.
Н.Г. Салищева: «Административный процесс – это деятельность по разрешению споров, в том числе, связанная с применением мер административного принуждения».
А.Е. Лунев: «Административный процесс – это деятельность, связанная с расследованием административных правонарушений, а также их рассмотрением как в административных, так и в судебных органах».
Б-з-вый в----с – с---. - есл- ег- -ет?
2. Управленческий подход.
С.С. Студеникин: «Административный процесс – это деятельность исполнительно-распорядительных органов в целом».
В.М. Манохин: «Административный процесс – это не только деятельность государственных органов по разрешению индивидуально-конкретных дел, но и прежде всего порядок реализации административно-правовых норм».
В----с с--т--ше--я -дм---ст--т-в--г- ---цесс- - г-суд--стве---г- у---вле--я. ---цесс -хв-тыв-ет т-льк- ---в-вые ф--мы. З- --мк-м- ---цесс- -ст-ются м-те---ль---тех--ческ-е действ-я.
| Задание 1
|
Базовое определение:
Административный процесс – это урегулированное административно-процессуальными нормами деятельность органов публичного управления по рассмотрению и разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления в процессе реализации задач и функций государственного управления».
В административно-процессуальную деятельность включается:
а) разрешение дел об административных правонарушениях:
б) деятельность судов по разрешению жалоб гражданина;
в) разрешение любых иных индивидуально-конкретных дел.
|
|
Цель административного процесса – это обеспечение эффективной реализации властных полномочий
М-ж-- ---д-уг-му: -г----че--е в-зм-ж--й -е-кц-- Г-.
М-ж-- ---т-етьему: с-блюде--е з-к----ст- Г-
Задачи административного процесса:
а) формирование желаемой модели поведения;
б) принятие соответствующей нормы права;
в) реализация нормы.
| Задание 2, 3
|
Функцией административного процесса является проведение операций с нормами административного права с целью упорядочения управленческой деятельности и актов.
| Задание 4
|
Принципы административного процесса:
а) законность;
--л-ч-е, дем-к--т-ческ-й х---кте-, с-блюде--е - ---ме-е--е
б) объективность и материальной истины;
-ст--- субъект-в-- - -бъект-в--
в) равенства сторон;
есл- -з--ч-ль-- -е--в-ы?
г) обеспечение охраны прав субъектов административного процесса;
д) быстрота процесса;
--е--т-в--сть, эк---м-ч--сть, эффект-в--сть
е) самостоятельность принятия решений;
чт-бы еще --з -е --ч---ть
ж) двухступенчатость административного процесса;
т-т кт- --ч---ет дел- ег- -е з-к--ч-в-ет
з) ответственность должностного лица за результат процесса;
в -тл-ч-- -т деятель--ст- судь-
и) гласность административного процесса.
|
|
Что такое юридический процесс?
|
|
Свойства административного процесса:
Все ---з--к- ю--д-ческ-г- ---цесс-
1. это сознательная и целенаправленная деятельность;
2. это государственно-властная деятельность;
3. административный процесс связан с методом правового регулирования;
4. административный процесс ориентирован на юридический результат;
Что такое юридический результат?
5. стадийность;
6. административный процесс – это динамическое понятие, при помощи которого достигается материальный результат.
| Задание 5
|
Признаки административного процесса:
1. это специфический способ осуществления исполнительной власти;
2. он связан с исполнительно-распорядительной деятельностью;
-- является ее ч-стью, --длеж-щей ---в-в-й -егл-ме-т-ц--.
3. результатом процесса является принятие акта или совершение действия
для всег- ю--д-ческ-г- ---цесс- – т-льк- -кты. ---межут-ч-ые - -к--ч-тель-ые -т-г-.
4. сложная структура;
----зв-дств- м--жестве---сть ----зв-дств ст-д-й--сть - ---цеду-ы.
5. широкий круг субъектов;
6. обслуживает нормы других отраслей права.
| Задание 6
|
В ходе реализации административного процесса возникают административно-процессуальные отношения.
Административно-процессуальные отношения – это регламентируемые правом общественные отношения, складывающиеся по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел органами публичной администрации и судами.
трехсторонность процессуальных отношений.
| Задание 7, 8
|
Административно-правовые отношения возникают при реализации административно-правовых норм.
Административно-правовая норма – это стандарты поведения, регулирующие практическую реализацию властных полномочий органами публичного управления.
|
|
Исходя из различных аспектов содержания и структуры административно-правовой нормы административный процесс классифицируется по нескольким основаниям.
|
|
1. По структурному элементу нормы, подлежащей реализации:
а) процесс реализации диспозиции – правоприменительный процесс;
б) процесс реализации санкции – юрисдикционный процесс.
2. По характеру предписания правовой нормы:
а) административно-правонаделительный;
б) административно-правотворческий;
в) административно-юрисдикционный.
3. По степени общности:
а) общий процесс (формирование кадров, прохождение государственной службы, делопроизводство);
х---кте-е- для к-жд-г- г-суд--стве---г- --г---
б) специальный процесс.
В-еш-евл-ст--я деятель--сть с-ец-ф-ц---в----я в з-в-с-м-ст- -т з-д-ч - фу-кц-й.
| Задание 18
|
Административно-правотворческий процесс.
Административно-правотворческий процесс состоит в создании подзаконных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить организацию практического исполнения норм закона.
Задачи административно-правотворческого процесса:
а) обновление законодательства;
б) восполнение пробелов в законодательстве;
в) уничтожение переживших норм права.
|
|
Особенности административно-правотворческого процесса:
1) позитивный характер;
2) ограниченный круг субъектов процесса.
3) результатом процесса является принятие подзаконного правового акта (правового акта управления);
Реквизиты акта:
· наименование органа (органов), издавшего акт;
· наименование вида акта и его название;
· дату подписания (утверждения) акта и его номер;
· наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт
--следств-я -тсутств-я – -едейств-тель--сть -кт-
| Задание 9
|
В зависимости от органа, осуществляющего административно-правотворческий процесс выделяют следующие производства:
1) производство по принятию Указов Президента РФ;
2) производство по принятию актов Правительства РФ;
3) производство по принятию нормативно-правовых актов федеральными министерствами;
4) производство по принятию актов федеральными органами исполнительной власти.
5) производство по принятию актов органами исполнительной власти субъектов федерации.
Все принимаемые в результате осуществления данных производств акты объединяются по названием правовой акт управления..
| Задание 10, 11
|
---в-в-й -кт у---вле--я – эт- -еше--е, к-т---е --г--ы -убл-ч--г- у---вле--я -----м-ют в ---цессе деятель--ст-.
Признаки правовых актов управления:
1. разнообразие актов:
а) разнообразие форм;
б) разнообразие содержания:
· нормативные акты;
-бщ-е, межвед-мстве--ые, в-ут--вед-мстве--ые
Формы: постановление, приказ, распоряжение, правило, инструкция и положение.
-кты, -зд---ые в ---м в-де (-----ме-, д--ект-вы, --сьм-, телег--ммы - д-.), -е д-лж-ы --с-ть ---м-т-в-ый ---в-в-й х---кте-.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
---з--к – --длеж-т -ег-ст--ц--
· индивидуальные акты;
Индивидуальные акты – это акты о применении нормы права к конкретному лицу
ю--сд-кц----ые - ---в----ме--тель-ые.
Индивидуальные акты классифицируются на исполнительные (регистрация брака) и правоохранительные.
К индивидуальным актам предъявляются следующие требования: 1) соответствие нормативно-правовым актам, 2) принятие в пределах компетенции; 3) мотивированное принятие акта; 4) наличие установленных реквизитов.
2. мобильность актов;
Особый порядок отмены.
а) для ФОИВ –
---в-тельств-м -Ф -- --едст-вле--ю М--юст-;
б) для ОИВ субъектов РФ –
--ез-де-т-м -Ф -- --едст-вле--ю ---в-тельств- -Фю
3. акты могут быть приняты в порядке делегирования полномочий;
4. акт может быть принят только в процессе исполнения должностных обязанностей;
5. акт должен быть принят в установленном порядке.
|
|
|
|
|
|
Государственная регистрация нормативного акта.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
· гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
· гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
· механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы):
· об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти,
· устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер
| Задание 14, 15, 17
|
в Административно-правонаделительный процесс.
|
|
Административно-правонаделительный процесс состоит в разрешении дел бесспорного характера.
Признаки:
а) позитивная деятельность органов публичного управления;
б) реализация процесса требует активного добросовестного исполнения должностных полномочий;
в) широкий круг субъектов реализации процесса;
г) отсутствие правовой оценки события;
д) отсутствие мер принуждения;
е) результатом процесса является правоприменительный акт.
|
|
Административно-правонаделительный процесс включает в себя две части:
· внутренний процесс;
дел-----зв-дств-
· внешний процесс.
--с---яд-тель-ые действ-я.
Внешний процесс включает в себя производства: регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство о предоставлении того или иного статуса; экзаменационное производство, экспертно-удостоверительное производство, государственно-поощрительное производство, обеспечительное производство.
-бес-ече--е -с--л-е--я -убл-ч-ых ю--д-ческ-х -бяз----стей.
|
Задание 19
|
|
|
|
|
а)
|
|
|
|
Административно-разрешительное производство.
М--г-
Производство по рассмотрению обращений граждан.
Нормативная база: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 21.04.2006, в ред. от 27.07.2010
Закон выделяет три вида обращений:
1. Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию государственно-управленческой деятельности.
2. Заявление – это:
а) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц,
б) сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,
в) критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3. Жалоба
Производство совпадает с производством по административной жалобе (см. стр. 23).
|
|
Административно-юрисдикционный процесс
Административно-юрисдикционный процесс представляет собой порядок судебного или внесудебного разбирательства дела о субъективном публичном праве.
Что такое субъективное публичное право?
--мля-е --зыв-л- эт- --ссм-т-е--я -ск- к -бщей --льзе.
| Задание 24
|
Особенности административно-юрисдикционного процесса:
а) наличие спора;
б) инициатива процесса может принадлежать управляющему (субъекту) и управляемому (объекту);
в) в результате процесса, дается правовая оценка действиям сторон;
г) стороны процесса несут ответственность перед государством;
д) казуальное регулирование.
е) административно-юрисдикционный процесс – это самостоятельный вид правоохранительной деятельности.
Он осуществляется особыми государственными органами, которые называются органами административной юстиции.
Что такое юстиция?
Что такое юрисдикция?
Ю--сд-кц-я – эт- в-д - х---кте- дел, --з-еш-емых юст-ц----ым- --г---м- в ---цессе юст-ц-----й деятель--ст-.
Ю--сд-кц-----я деятель--сть – эт- ---цесс ---ме-е--я з-к--- к ю--д-ческ-му к--фл-кту - ----ят-я -кт- ---в----ме-е--я.
Существуют две трактовки структуры органов административной юстиции:
1. Широкая трактовка.
Органы административной юстиции – это все государственные органы, правомочные разрешать публично-правовые споры в рамках государственно-управленческих отношений, решать делать о правонарушениях, оценивать правомерность поступков, применять санкции.
2. Узкая трактовка.
Органы административной юстиции – это органы судебного контроля за управлением.
Виды производства:
1) Дисциплинарное производство;
Что такое дисциплинарное производство?
| Задание 26
|
2) Административное исковое заявление (АИЗ).
Нормативная база: кодекс административного судопроизводства ().
Право на подачу АИЗ имеют граждане, иностранцы, юридические лица, общественные и религиозные объединения.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
Производство по АИЗ платное (облагается государственной пошлиной).
Предмет жалобы – нарушенное или оспариваемое право, свобода или законный интерес граждан или организаций, если такое нарушение возникло из:
административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
|
|
|
|
Подведомственность заявления: АИЗ подается в суд по месту нахождения госоргана, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Ст. 22. КАС
Что такое подведомственность?
|
|
|
|
Срок рассмотрения: 2 месяца
Продление на месяц
|
|
3) Административная жалоба.
Административная жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; которая подана непосредственно в органы публичного управления.
--д-в-ду-ль-- - к-ллект-в--.
Производство по жалобе бесплатное.
|
|
Выделяют два вида административных жалоб:
1. Общая административная жалоба
Производство осуществляется в рамках ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан».
2. Специальная жалоба.
Предмет жалобы, сроки подачи жалобы, сроки и порядок рассмотрения предусмотрены специальными законами, регулирующими отдельные аспекты исполнительно-распорядительной деятельности
Производство по общей административной жалобе.
Различают два вида таких производств:
| Задание 28
|
А. Производство по устной жалобе:
Устная жалоба подается гражданином во время личного приема руководителями и уполномоченными на то лицами органов публичного управления.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
-бяз--ы вест- ---ем.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Ответ на обращение может быть дан:
· устно в ходе личного приема;
ф-кты - -бст-ятельств- являются -чев-д-ым- с с-гл-с-я г--жд-----
· в виде отказа в рассмотрении обращения, если ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов;
· в виде разъяснения куда и в каком порядке гражданину следует обратиться;
· письменно по существу поставленных в обращении вопросов.
В этом случае жалоба рассматривается в порядке производства по письменной жалобе.
а)
|
|
Б. Производство по письменной жалобе.
-бщ-й с--к ----зв-дств- – 30+30
Этапы производства:
б) подача жалобы гражданином.
Запрещается преследование гражданина в связи с его жалобой.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
-е является --згл-ше--ем сведе--й, с-де-ж-щ-хся в -б--ще---, -----вле--е --сьме---г- -б--ще--я в г-суд--стве--ый --г--, --г-- мест--г- с-м-у---вле--я -л- д-лж--ст--му л-цу, в к-м-ете-ц-ю к-т--ых вх-д-т -еше--е --ст-вле--ых в -б--ще--- в----с-в.
Требования к письменной жалобе:
· наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,
· фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя,
· почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ,
· суть жалобы,
· личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.
М-ж-- в в-де элект-----г- д-куме-т-
в) регистрация жалобы;
з д-я 7 -- -е-е-д-ес-ц--.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
ж-л-б- в-зв--щ-ется г--жд----у с --зъяс-е--ем ег- ---в- -бж-л-в-ть с--тветствующ-е -еше--е -л- действ-е (бездейств-е) в уст---вле---м ---ядке в суд.
г) рассмотрение жалобы;
Орган или должностное лицо, рассматривающее жалобу:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
С--к -твет- – 15 д-ей
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
д) принятие решения по жалобе.
Орган или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Исключения из этого правила предусмотрены ст. 11 ФЗ №59
|
|
|
|